Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:54, курсовая работа
В ходе написания курсовой работы на тему « Товароведная характеристика и экспертиза качества молока питьевого пастеризованного молока 2,5% жирности реализуемого в магазине « Пятерочка» Мною было изучено следующее:
• Химический состав, биологический, пищевая и энергетическая ценность продукта.
• Классификация и ассортимент продукции
• Требования стандартов к органолептическим, физико-химическим, микробиологическим и показателям качества продукта.
• Дефекты и причины их вызывающие, условия и сроки хранения питьевого молока.
• Сущность проведения органолептических и физико-химических исследований.
Введение.
1. Пищевая ценность молока пастеризованного 2,5% жирности
-биологическая ценность
-энергетическая ценность
-усвояемость
2. Классификация и ассортимент.
3. Технология производства молока 2.5%
-требование к качеству сырья
-принципиальные особенности производства
-биохимические и химические изменения продукта( сырья при переработке)
4.Приемка товара, идентификация и экспертиза качества
-требования нормативных документов при приемке
-показатели, характеризующие качество молока 2,5% жирности
-отбор проб, методы исследования и результаты экспертизы
-дефекты качества, причины и возникновения, методы устранения
5.Товарная обработка, упаковка и маркировка.
6.Режимы, способы и сроки транспортирования, хранения и реализация
-сроки хранения и реализация
-предреализационная подготовка
7.Собственные исследования
-объект исследования
Методы исследования (органолептические исследования, разработка балловой шкалы, физико-химические и микробиологические исследования)
8.Результаты исследования.
9.Изучение потребительских предпочтений при выборе продукта( разработка анкеты и анкетных данных)
Заключение.
Библиографический список.
Приложения (ГОСТы, ТУ, этикетки, данные о качестве реализуемого продукта, сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и т. д.)
Введение.
1. Пищевая ценность молока пастеризованного 2,5% жирности
-биологическая ценность
-энергетическая ценность
-усвояемость
2. Классификация и ассортимент.
3. Технология производства молока 2.5%
-требование к качеству сырья
-принципиальные особенности производства
-биохимические и химические изменения продукта( сырья при переработке)
4.Приемка товара, идентификация и экспертиза качества
-требования нормативных документов при приемке
-показатели, характеризующие качество молока 2,5% жирности
-отбор проб, методы исследования и результаты экспертизы
-дефекты качества, причины и возникновения, методы устранения
5.Товарная обработка, упаковка и маркировка.
6.Режимы, способы и сроки транспортирования, хранения и реализация
-сроки хранения и реализация
-предреализационная подготовка
7.Собственные исследования
-объект исследования
Методы исследования (органолептические исследования, разработка балловой шкалы, физико-химические и микробиологические исследования)
8.Результаты исследования.
9.Изучение потребительских предпочтений при выборе продукта( разработка анкеты и анкетных данных)
Заключение.
Библиографический список.
Приложения (ГОСТы, ТУ, этикетки, данные о качестве реализуемого продукта, сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и т. д.)
Введение.
1. Пищевая ценность молока пастеризованного 2,5% жирности
-биологическая ценность
-энергетическая ценность
-усвояемость
2. Классификация и ассортимент.
3. Технология производства молока 2.5%
-требование к качеству сырья
-принципиальные особенности производства
-биохимические и химические изменения продукта( сырья при переработке)
4.Приемка товара, идентификация и экспертиза качества
-требования нормативных документов при приемке
-показатели, характеризующие качество молока 2,5% жирности
-отбор проб, методы исследования и результаты экспертизы
-дефекты качества, причины и возникновения, методы устранения
5.Товарная обработка, упаковка и маркировка.
6.Режимы, способы и сроки транспортирования, хранения и реализация
-сроки хранения и реализация
-предреализационная подготовка
7.Собственные исследования
-объект исследования
Методы исследования (органолептические исследования, разработка балловой шкалы, физико-химические и микробиологические исследования)
8.Результаты исследования.
9.Изучение потребительских предпочтений при выборе продукта( разработка анкеты и анкетных данных)
Заключение.
Библиографический список.
Приложения (ГОСТы, ТУ, этикетки, данные о качестве реализуемого продукта, сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и т. д.)
Введение.
1. Пищевая ценность молока пастеризованного 2,5% жирности
-биологическая ценность
-энергетическая ценность
-усвояемость
2. Классификация и ассортимент.
3. Технология производства молока 2.5%
-требование к качеству сырья
-принципиальные особенности производства
-биохимические и химические изменения продукта( сырья при переработке)
4.Приемка товара, идентификация и экспертиза качества
-требования нормативных документов при приемке
-показатели, характеризующие качество молока 2,5% жирности
-отбор проб, методы исследования и результаты экспертизы
-дефекты качества, причины и возникновения, методы устранения
5.Товарная обработка, упаковка и маркировка.
6.Режимы, способы и сроки транспортирования, хранения и реализация
-сроки хранения и реализация
-предреализационная подготовка
7.Собственные исследования
-объект исследования
Методы исследования (органолептические исследования, разработка балловой шкалы, физико-химические и микробиологические исследования)
8.Результаты исследования.
9.Изучение потребительских предпочтений при выборе продукта( разработка анкеты и анкетных данных)
Заключение.
Библиографический список.
Пробы, направляемые
в лабораторию вне завода, базы,
холодильника, снабжают этикеткой
и актом отбора проб с
места отбора проб;
наименования предприятия-
наименования, сорта и даты выработки продукта;
номера, объема партии;
температуры продукта в момент отбора пробы;
даты и часа отбора пробы;
должности и подписи лиц, отобравших пробу;
показателей, которые должны быть определены в продукте;
наименования сдатчика,
наименования приемщика, номера
и даты транспортного
обозначения стандарта или технических условий на продукт.
Пробы пломбируют или опечатывают. Бутылки и банки перевязывают вокруг горловины крепкой ниткой или шпагатом, концы которых закидывают на верх пробки или крышки и там пломбируют. Пробы в банках, коробках, фольге и т.д. завертывают в пергамент или плотную бумагу, прошивают или перевязывают крепкой ниткой или шпагатом и пломбируют.
Пробы молока и
молочных продуктов должны
Дефекты товара. Причины возникновения. Способы предотвращения и устранения.
Молоко повышенной жирности не должно иметь отстоя сливок. Вкус и запах должны быть чистыми, без посторонних, не свойственных свежему молоку привкусов и запахов. Цвет белый, со слегка желтоватым оттенком, у топленого - с кремовым оттенком, у нежирного - со слегка синеватым оттенком.
Пороки молока. Все болезни
или пороки молока могут
Пороки вкуса легко возникают под влиянием бактериальных процессов.
В результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий или кишечных палочек, молоко приобретает кислый вкус. В этом случае молоко непосредственно после доения бывает вполне доброкачественным, но спустя короткое время поднявшиеся сливки получают горький вкус и покрываются желтоватыми пятнами.
Горький вкус появляется
при длительном хранении
Прогорклый, или липолизный
вкус молока, наиболее распространенный
среди пороков вкуса, является
следствием гидролиза
При хранении иногда наблюдается окисленный, едкий вяжущий вкус, который ощущается корневой частью языка. Данный порок вызван окислением ненасыщенных жирных кислот. В результате образуются непредельные (с одной или двумя двойными связями) альдегиды и кетоны. Возникновению этого порока в молоке способствует присутствие ионов меди, железа, селена.
Под воздействием солнечных лучей (при хранении молока на свету) молоко приобретает салистый, олеистый привкус, обусловленный образованием оксикислот из ненасыщенных жирных кислот в результате взаимодействия с пероксидами, а также образованием насыщенных кислот под воздействием атомарного кислорода.
В присутствии следов меди при повышенных температурах, рН 6,6— 6,7 могут появляться неприятные металлический и рыбный привкусы. Металлический привкус приобретает молоко в результате взаимодействия молочной кислоты с металлом тары.
Под действием света, кислорода, витаминов В2 (рибофлавина) и С, а также меди метионин, входящий в состав сывороточных белков, окисляется в метионал, придающий молоку сладковатый, напоминающий вкус репы или капусты, так называемый солнечный вкус.
Конечные продукты распада метионина могут придавать молоку пригорелый, солодовый или крахмальный привкус. Солодовые запах и привкус формируются также в результате ферментативного распада аминокислот с образованием альдегидов и кетонов.
Дымный привкус и запах
возможны в стерилизованном
В результате протеолиза
белковых веществ гнилостными
бактериями и кишечной
Пороки запаха чаще всего
обусловлены специфичными
Пороки консистенции образуются
в результате деятельности
Пороки цвета появляются под влиянием пигментирующих бактерий, вызывающих покраснения, посинение и пожелтение молока. Причиной изменения цвета может быть также присутствие некоторого количества крови, попавшей в молоко при выдаивании вследствие болезненного состояния животного.
Синее молоко. Явление это состоит в том, что свежее выдоенное молоко, ничем, по-видимому, не отличающееся от здорового, спустя некоторое время (от 6 до 60 часов) покрывается отдельными синими пятнами, а впоследствии вся толща сливок является иногда в виде сплошной синей пелены. По снятии этого слоя "больных" сливок синее окрашивание появляется вновь, причем молоко приобретает противный запах; появление синевы обусловливается присутствием особых грибков из рода Penicillium, самих по себе бесцветных, но способствующих разложению казеина, при чем образуется анилиновая синь, окрашивающая сливки в синий цвет. Такое молоко поэтому обладает сильно ядовитыми свойствами. Так как причиной этой болезни может явиться не только расстройство органов пищеварения данного животного, но и заражение, то, кроме лечения больной коровы, необходимо также применять дезинфицирование молочной, наилучше окуриванием серой и промыванием стен и посуды водой и хлорной известью.
Меры предупреждения
возникновения пороков молока. Для
предотвращения появления
Для устранения кормовых
запахов и вкуса молоко дезодорируют,
при этом освобождаются от
абсорбированных химических
5. Товарная обработка, упаковка и маркировка.
Молоко и сливки подают в зал и на рабочее место продавца в ящиках, кассетах из пластмассы или полиэтилена, при необходимости их протирают сухим чистым полотенцем. Если в торговом зале нет холодильного оборудования, запас молока и сливок должен быть рассчитан на 2-3 часа.
Молоко и сливки могут поступать во флягах. Фляги протирают, проверяют их целостность, удаляют пломбу. Молоко и сливки перемешивают мутовкой, перед продажей переливают в эмалированные или луженые бачки.
Молоко и сливки выкладывают на прилавке, пристенном оборудовании и охлаждаемых прилавках, шкафах.
Перед продажей молокопродукты предварительно сортируют за видами и сортами, проверяют искусственные и фасуемые товары по состоянию упаковки, на наличие маркировки и по весу.
Подготовленные к продаже молокопродукты выкладывают на лотки, блюда, письма и подают к торговому залу на рабочие места, где размещают по видам и сортам в охладительных прилавках и шкафах.
Молоко и молокопродукты отпускают покупателям только свежими, в должном товарном виде, должным образом упакованными.
Расфасованные молокопродукты и искусственные сыры отпускают в упаковке производителя. По желанию покупателя эти товары дополнительно обвертывают или упаковывают.
Магазин может дополнительно продавать в отделах изготовлены продовольственные и сопутствующие товары: хлеб, детское и диетическое питание, колбасы варены, майонез, кондитерские изделия, торты, мороженое, сахар, соль и другие расфасованные продукты без специфического запаха. При наличии надлежащих условий и технологического оборудования возможное приготовление несложных кушаний с последующей продажей потребителям на месте: горячего молока с печеньем, вафлями, баранками; сливок, сметаны, кефира с сахаром; горячих бутербродов с колбасой, сыром; мороженого, кондитерских изделий и т.п.
Для упаковки молока и молочных продуктов в последнее время используют тару, изготавливаемую из различных материалов: стекла, металла, полимеров, а также из их комбинаций как между собой, так и с бумагой или картоном.
Стекло. Стекло химически инертно,
препятствует проникновению
По этим причинам магазины неохотно торгуют молоком в стеклянных бутылках. В результате сегодня в стеклянную тару упаковывается 4,7% от общего объема фасованной жидкой молочной продукции, и этот вид упаковки быстро уступает свои позиции картонным пакетам и пластиковой таре.
Бумажная тара. Упаковочные материалы, используемые для изготовления тары, должны обладать водо-, паро-, аромато-, жиро- и газонепроницаемостью. Бумажная тара такими качествами не обладает. Эти свойства бумажные материалы приобретают либо в технологическом процессе их производства за счет соответствующего размола волокнистых материалов, проклейки и добавки в массу синтетических смол, либо за счет специальной обработки уже готовых бумажных материалов и соединения их с полимерами и металлом, в результате чего получаются новые комбинированные материалы.
Картонная упаковка. Преобладающие позиции на российском рынке жидких и пастообразных молочных продуктов занимает современная картонная упаковка типа «тетра-брик», «тетра-брик-асептик», «тетра-рекс», «пюр-пак-асептик» и «пюр-пак», в которую упаковывается почти 54% фасуемых жидких молочных продуктов. Наличие в их составе слоя бумаги или картона обеспечивает комплекс потребительских и физико-механических свойств, а фольгированный слой (алюминия) сводит к минимуму воздействие кислорода, УФ-излучения и экотоксикантов на пищевой продукт.
Использование асептического розлива в пакеты «тетра-брик-асептик» увеличивает срок хранения молочных продуктов до девяти месяцев, что позволяет поставлять эти продукты по заказам региональных торговых организаций и существенно увеличить объем их производства и «географию» реализации.
Полимерная упаковка. Наиболее
распространенным полимерным