Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:54, курсовая работа
В ходе написания курсовой работы на тему « Товароведная характеристика и экспертиза качества молока питьевого пастеризованного молока 2,5% жирности реализуемого в магазине « Пятерочка» Мною было изучено следующее:
• Химический состав, биологический, пищевая и энергетическая ценность продукта.
• Классификация и ассортимент продукции
• Требования стандартов к органолептическим, физико-химическим, микробиологическим и показателям качества продукта.
• Дефекты и причины их вызывающие, условия и сроки хранения питьевого молока.
• Сущность проведения органолептических и физико-химических исследований.
Введение.
1. Пищевая ценность молока пастеризованного 2,5% жирности
-биологическая ценность
-энергетическая ценность
-усвояемость
2. Классификация и ассортимент.
3. Технология производства молока 2.5%
-требование к качеству сырья
-принципиальные особенности производства
-биохимические и химические изменения продукта( сырья при переработке)
4.Приемка товара, идентификация и экспертиза качества
-требования нормативных документов при приемке
-показатели, характеризующие качество молока 2,5% жирности
-отбор проб, методы исследования и результаты экспертизы
-дефекты качества, причины и возникновения, методы устранения
5.Товарная обработка, упаковка и маркировка.
6.Режимы, способы и сроки транспортирования, хранения и реализация
-сроки хранения и реализация
-предреализационная подготовка
7.Собственные исследования
-объект исследования
Методы исследования (органолептические исследования, разработка балловой шкалы, физико-химические и микробиологические исследования)
8.Результаты исследования.
9.Изучение потребительских предпочтений при выборе продукта( разработка анкеты и анкетных данных)
Заключение.
Библиографический список.
Приложения (ГОСТы, ТУ, этикетки, данные о качестве реализуемого продукта, сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и т. д.)
Введение.
1. Пищевая ценность молока пастеризованного 2,5% жирности
-биологическая ценность
-энергетическая ценность
-усвояемость
2. Классификация и ассортимент.
3. Технология производства молока 2.5%
-требование к качеству сырья
-принципиальные особенности производства
-биохимические и химические изменения продукта( сырья при переработке)
4.Приемка товара, идентификация и экспертиза качества
-требования нормативных документов при приемке
-показатели, характеризующие качество молока 2,5% жирности
-отбор проб, методы исследования и результаты экспертизы
-дефекты качества, причины и возникновения, методы устранения
5.Товарная обработка, упаковка и маркировка.
6.Режимы, способы и сроки транспортирования, хранения и реализация
-сроки хранения и реализация
-предреализационная подготовка
7.Собственные исследования
-объект исследования
Методы исследования (органолептические исследования, разработка балловой шкалы, физико-химические и микробиологические исследования)
8.Результаты исследования.
9.Изучение потребительских предпочтений при выборе продукта( разработка анкеты и анкетных данных)
Заключение.
Библиографический список.
Приложения (ГОСТы, ТУ, этикетки, данные о качестве реализуемого продукта, сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и т. д.)
Введение.
1. Пищевая ценность молока пастеризованного 2,5% жирности
-биологическая ценность
-энергетическая ценность
-усвояемость
2. Классификация и ассортимент.
3. Технология производства молока 2.5%
-требование к качеству сырья
-принципиальные особенности производства
-биохимические и химические изменения продукта( сырья при переработке)
4.Приемка товара, идентификация и экспертиза качества
-требования нормативных документов при приемке
-показатели, характеризующие качество молока 2,5% жирности
-отбор проб, методы исследования и результаты экспертизы
-дефекты качества, причины и возникновения, методы устранения
5.Товарная обработка, упаковка и маркировка.
6.Режимы, способы и сроки транспортирования, хранения и реализация
-сроки хранения и реализация
-предреализационная подготовка
7.Собственные исследования
-объект исследования
Методы исследования (органолептические исследования, разработка балловой шкалы, физико-химические и микробиологические исследования)
8.Результаты исследования.
9.Изучение потребительских предпочтений при выборе продукта( разработка анкеты и анкетных данных)
Заключение.
Библиографический список.
Приложения (ГОСТы, ТУ, этикетки, данные о качестве реализуемого продукта, сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и т. д.)
Введение.
1. Пищевая ценность молока пастеризованного 2,5% жирности
-биологическая ценность
-энергетическая ценность
-усвояемость
2. Классификация и ассортимент.
3. Технология производства молока 2.5%
-требование к качеству сырья
-принципиальные особенности производства
-биохимические и химические изменения продукта( сырья при переработке)
4.Приемка товара, идентификация и экспертиза качества
-требования нормативных документов при приемке
-показатели, характеризующие качество молока 2,5% жирности
-отбор проб, методы исследования и результаты экспертизы
-дефекты качества, причины и возникновения, методы устранения
5.Товарная обработка, упаковка и маркировка.
6.Режимы, способы и сроки транспортирования, хранения и реализация
-сроки хранения и реализация
-предреализационная подготовка
7.Собственные исследования
-объект исследования
Методы исследования (органолептические исследования, разработка балловой шкалы, физико-химические и микробиологические исследования)
8.Результаты исследования.
9.Изучение потребительских предпочтений при выборе продукта( разработка анкеты и анкетных данных)
Заключение.
Библиографический список.
Баллы с учетом КВ=5,0*4,+5,0*5,0+5,0*5,+4,2*
Качество упаковки и маркировки пластиковой бутылки без деформации, герметически укупоренная пластмассовой крышкой. Цвет белый, равномерный по всей массе, но вкус и запах не соответствует требованиям по ГОСТ.
Органолептическая оценка №2 Молоко « Северная долина».
Эксперты |
Внешний вид |
Консистенция |
Цвет |
Вкус и запах |
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Средне-арифметическое |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
50 |
Баллы с учетом КВ |
20 |
25 |
25 |
30 |
Баллы итого |
100 |
Баллы с учетом КВ=5,0*4,0+5,0*5,0+5,0*5,0+5,
Вначале был произведен внешний осмотр упаковки ее целостности.
Качество упаковки и маркировки полиэтиленовый пакет без деформации, надрезов, герметичный. Пакет целый, чистый, красочный. Маркировка нанесена верно.
По всем анализируемым показателям молоко пастеризованное 2,5% жирности ООО «Шахунское молоко» был признан соответствующим требованиям ГОСТ. Вкус хороший, чистый без посторонних привкусов, характерный для молока, консистенция жидкая, однородная, не тягучая, слегка вязкая, без хлопьев белка и сбившихся комочков жира. Кислотность и массовая доля влаги соответствует требования ГОСТ.
Органолептическая оценка №3 молоко «Простоквашино».
Эксперты |
Внешний вид |
Консистенция |
Цвет |
Вкус и запах |
1 |
5 |
5 |
5 |
4,0 |
2 |
5 |
5 |
5 |
4,0 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4,0 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,0 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5,0 |
Средне-арифметическое |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4,2 |
Баллы с учетом КВ |
20 |
25,0 |
25,0 |
25,2 |
Баллы итого |
95,2 |
КВ=5,0*4,0+5,0*5,0+5,0*5,0+4,
Внешний вид упаковки целостный, без надрезов, герметичный, Маркировка полностью соответствует. Консистенция жидкая, однородная, не тягучая, слегка вязкая, но вкус и запах не полностью соответствует требованиям.
8. Результаты исследования: В итоге образцам были присвоены следующие категории качества:
Образец №1- стандартная высшая (соответствует требованием стандарта для высшего сорта по органолептическим и физикохимическим показателям);
Образец №2- стандартная высшая (соответствует требованием стандарта для высшего сорта по органолептическим и физикохимическим показателям);
Образец №3- стандартная высшая (соответствует требованием стандарта для высшего сорта по органолептическим и физикохимическим показателям);
9. Изучение потребительских предпочтений при выборе молока (разработка анкеты и анкетных данных).
1 Выявление потребительских
Большинство жителей г. Нижнего Новгорода - 74% от числа опрошенных- покупают молоко не реже одного раза в неделю, при этом 33% покупают молоко 2-3 раза в неделю, 21% - каждый день, а 20% - один раз в неделю. Средняя частота покупки составляет один раз в 7,6 дней.
Согласно результатам проведенного опроса, 65% респондентов скорее купят пастеризованное молоко, а 20% предпочтут стерилизованное. Следует отметить, что в розничной сети соотношение пастеризованного и стерилизованного молока составляет, соответственно, 27 и 73%, в то же время в покупательских предпочтениях наблюдается практически противоположная ситуация. Несоответствие ответов респондентов и дистрибьюции позволяет предположить, что при совершении покупки потребитель слабо представляет себе разницу между пастеризованным и стерилизованным молоком. Производителям стерилизованного молока следует учесть этот факт в рекламе, делая акцент на различии между этими двумя видами продукции.
По мнению 64% нижегородцев, наиболее предпочитаемая цена пастеризованного молока - от 27 до 32рублей за литр. Предпочтения покупателей стерилизованного молока разделились между ценой 25-30рублей за литр - таким образом ответили 25% респондентов.
Сравнение этих данных с показателями дистрибьюции молока в торговых точках демонстрирует некоторые различия по этому показателю. В розничной сети) видно достаточно четкое разделение ассортимента: пастеризованное молоко имеет наибольший ассортимент в ценовых категориях 27-32рублей за литр (43%), а ассортимент стерилизованного молока представлен, в основном, в ценовых диапазонах 27 - 30рублей за литр (66% от числа торговых точек) и более 30 рублей за литр (52%).
В целом, ценовая дистрибьюция, "продляющая" предпочитаемый потребителями ценовой диапазон в следующую, более дорогую категорию (именно таковой является ценовая дистрибьюция молока в розничной сети Нижнего Новгорода), представляется логичной для повышения объема продаж в денежном выражении, поскольку стимулирует покупателя совершать более дорогие покупки.
Практика показывает, что отказа от предпочитаемых потребителем торговых марок (или от производителей) в этом случае не происходит.
Наиболее популярной упаковкой для молока в Нижнем Новгороде является полиэтиленовый пакет - его предпочитают 44% опрошенных. Коробка «Тетра-Пак» находится на втором месте - при покупке ее выберут 35% респондентов.
Пастеризованное молоко в 49% случаев продается в полиэтиленовом пакете, а стерилизованное в 70% случаев - в коробке «Тетра-Пак».
Представленные данные подтверждают необходимость акцентированной рекламы по видам молока и преимуществам упаковки «Тетра-Пак». Принимая во внимание данные о ценовых предпочтениях покупателей можно также предложить производителям стерилизованного молока упаковывать его в полиэтиленовый пакет, тем самым создавая более дешевое ценовое предложение и расширяя круг потребителей.
По вертикальной оси представлены данные по дистрибьюции пастеризованного и стерилизованного молока в торговых точках (на графике выделено синим и красным), а также доля от общего числа респондентов (на графике выделено желтым) предпочитающих различные упаковки как пастеризованного, так и по стерилизованного молока. (Примечание: сумма долей потребительских предпочтений составляет 96%, так как в диаграмму не были включены ответы "другое", "не имеет значения" и "затрудняюсь ответить").
Наиболее предпочитаемым потребителями объемом упаковки является 1 литр (92% - процент от числа опрошенных). Представленность этого типа упаковки в торговой сети составляет 94%. Соответственно большинство покупателей - 72% - приобретают за один раз 1 литр молока, а 15% - 2 литра.
Большинство опрошенных - 61% - покупают молоко (как пастеризованное, так и стерилизованное) с нормальной жирностью (то есть 2,5% жирности), а 18% опрошенных - с повышенным содержанием жира (то есть более 2,5% жирности).
% пастеризованного молока, реализуемого в магазинах, имеет жирность 2,5%, а 30% - жирность 3,2%.
Следует отметить, что выбор стерилизованного молока по видам жирности в розничной торговле очень широк - всего насчитывается 11 степеней жирности, от 0,3 до 6% . Такое разнообразие ассортимента характерна для дорогой продукции. Для сравнения: пастеризованное молоко (более дешевое по сравнению со стерилизованным представлено в продаже всего четырьмя степенями жирности (2,5%, 3,2%, 3,5% и 3,8%), причем дистрибьюция пастеризованного молока жирности 3,8% составляет 10% от числа торговых точек, а пастеризованного молока жирности 3,5% - лишь 5%.
Исследование показывает, что существуют и другие возможности успешного продвижения на рынке. Например, сочетание особенностей массового и эксклюзивного продукта в рамках одного брэнда за счет разделения его на суб-брэнды. При этом часть продукции выделяется как массовая, проводится соответствующая акцентированная реклама и одновременно снижается цена. Так, например, молоко с наиболее популярным уровнем жирности в 2,5% можно продавать в пользующейся повышенным спросом полиэтиленовой литровой упаковке. Тем более, что способ обработки молока не только позволяет использовать данный вид упаковки, но и создает конкурентное преимущество перед пастеризованным молоком - даже в полиэтиленовом пакете стерилизованное молоко будет храниться дольше.
Другую часть продукции следует выделить в качестве специального предложения для тех, кто выбирает лучшее и более дорогое. При этом используется соответствующее специальное позиционирование, снижается дистрибьюция, повышаются цены и регулярно выпускаются новинки - например, с биологически активными пищевыми добавками, витаминами и так далее.
Потребительский рейтинг производителей молока демонстрирует достаточно хорошую структурированность рынка в представлении покупателей. Наибольшее число респондентов предпочитают продукцию, выпускаемую ОАО "Веселый молочник" и ОАО "Северная долина" - их отметили соответственно 18%, 17% и 16% горожан. При этом 18% нижегородцев при покупке вообще не обращают внимания на то, кем произведено молоко.
Сравнение показателей дистрибьюции молока в розничной сети по цене и производителям с покупательскими предпочтениями позволяет сделать вывод о том, что ассортимент, представленный в торговых точках, зависит не от цены продукции или предпочтений покупателей, а, скорее, от сбытовой активности заводов-производителей. Та же тенденция наблюдается при анализе дистрибьюции молока в розничной сети по производителю.
С большой долей вероятности можно предположить, что увеличение рекламной активности местных производителей, а также акцентирование местных торговых марок может существенно повысить уровень продаж этой продукции.
Заключение:
В ходе написания курсовой работы на тему « Товароведная характеристика и экспертиза качества молока питьевого пастеризованного молока 2,5% жирности реализуемого в магазине « Пятерочка» Мною было изучено следующее:
По результатам своих исследований я могу сделать следующие выводы: по всем трем образцам присвоена высшая стандартная категория качества однако наибольший балл(100баллов) получил образец 2- молоко « Северная долина» ООО «ТД Шахунское молоко» Нижегородская область Г. Шахунья.