Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:52, автореферат
Рост автомобилизации России, динамика приобретений легковых и грузовых автомобилей предопределяет рост и развитие сферы автосервиса, где количество предприятий и качество, ассортимент предлагаемых услуг должны соответствовать растущим потребностям в обслуживании автомобилей, в том числе техническом. Автосервисные услуги в России демонстрируют быстрый рост: их доля в бытовых услугах с 2001-го по 2007 г. возросла с 22,1 до 86,0%, то есть более чем в 3 раза. Только в Самарской области функционирует почти 2 000 предприятий технического автосервиса, из них лишь каждое десятое отвечает современным требованиям и имеет необходимое контрольно-диагностическое оборудование.
При решении вопроса обеспечения качества технического обслуживания и ремонта автомобилей необходимым является использование метода диаграммного проектирования. Схема предоставления услуг предприятиями автосервиса представлена на рис. 1.
Рис. 1. Диаграмма процесса предоставления услуг предприятиями автосервиса
Процесс предоставления
услуг имеет целевую
4. Разработана методика оценки организации процесса предоставления услуг предприятиями автосервиса, в основу которой положены показатели конкурентоспособности оказываемых услуг и повышения качества их предоставления.
Для формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия автосервиса, определения его положения на рынке по отношению к конкурентам необходимо провести оценку организации процесса предоставления предприятиями услуг на уровне группы родственных предприятий.
Модель оценки конкурентоспособности
предприятий автосервиса
На качество легковых автомобилей в процессе их технического обслуживания и ремонта действуют следующие управляемые обобщающие факторы:
– социально-профессиональный, обусловливающий влияние качества уровня квалификации и мотивации персонала на качество обслуживания предприятия автосервиса;
– организационный, характеризующий методы организации ремонта, объем оказываемых услуг, оснащенность предприятия оборудованием и т. д.;
– технический, определяемый степенью развития ремонтного производства;
– информационный, обеспечивающий уровень контакта с контрагентами (сайт в Интернете, реклама, анализ деятельности конкурентов, в частности качество оказываемых услуг и т. д.).
Рис. 2. Модель оценки конкурентоспособности предприятий автосервиса
Каждый из четырех обобщающих факторов обусловлен приоритетными направлениями, которые устанавливаются на основе анализа литературных источников, результатов опроса экспертов, потребителей, специалистов, участвующих в процессе обслуживания. Полнота и объективность выявленных определяющих факторов зависят от количества исследованных мнений потребителей и специалистов, включая и работников предприятий автосервиса легковых автомобилей, и объема собранной информации. Установление и количественная оценка определяющих факторов, учитываемых в математических моделях, осуществлялись путем экспертного опроса по методу Дельфи, ранжирования и парного сравнения в матрице. Успех экспертного опроса в значительной степени зависит от количества и компетентности экспертов и четкости постановки вопросов. Для оценки определяющих факторов комплектовались группы экспертов из числа потребителей, позволяющие учесть различные мнения о влиянии факторов на показатели качества обслуживания автосервисов легковых автомобилей, а также использовалось мнение экспертов в ранее проведенных исследованиях по данной проблеме (табл. 4).
Таблица 4
Весомость обобщенных и приоритетных факторов
эксплуатационного качества услуг по результатам экспертного опроса
Обобщенный фактор |
Весомость |
Коэффициент корреляции |
Приоритетный фактор |
Весомость |
Коэффициент корреляции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Качество персонала |
0,30 |
0,86 |
1.1. Уровень квалификации и профессиональной подготовки |
0,25 |
0,79 |
1.2. Стаж работы |
0,30 |
0,71 | |||
1.3. Система мотивации персонала |
0,25 |
0,84 | |||
1.4. Уровень выработки на 1 рабочего |
0,20 |
0,76 | |||
2. Качество процесса обслуживания |
0,25 |
0,93 |
2.1. Оперативность обслуживания |
0,20 |
0,87 |
2.2. Культура обслуживания |
0,15 |
0,94 | |||
2.3. Уровень применения диагностики |
0,30 |
0,74 | |||
2.4. Объем номенклатуры предоставляемых услуг по ТО и ремонту легковых автомобилей |
0,35 |
0,82 | |||
3. Качество уровня организационно-технической оснащенности |
0,30 |
0,79 |
3.1. Уровень технологической оснащенности |
0,60 |
0,92 |
3.2. Уровень обеспеченности запасными частями |
0,40 |
0,78 |
Продолжение табл. 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4. Качество информационного обеспечения и контакта |
0,15 |
0,73 |
4.1. Система маркетинговой коммуникации |
0,35 |
0,73 |
4.2. Географическое размещение |
0,35 |
0,81 | |||
4.3. Уровень качества и обработки информации о деятельности конкурентов |
0,30 |
0,74 |
Рассмотрим прогнозную оценку эксплуатационного качества услуг автосервиса из следующих обобщенных факторов: качество персонала; качество процесса обслуживания; качество уровня организационно-технической оснащенности; качество информационного обеспечения и контакта. Методика проведения оценки уровня организации процесса предоставления предприятиями автосервисных услуг включает следующие основные этапы работ: сбор первичных сведений о фактических значениях показателей, необходимых для оценки определяющих факторов; оценка уровня каждого определяющего фактора; вычисление значений оценок обобщенных факторов и вычисление качества автосервиса.
Для оценки уровня предоставления
услуг предприятиями
Ср. арифметическая (1)
где Ктс – уровень предоставления услуг предприятиями автосервиса;
pj – весомость j-го определяющего фактора в оценке уровня транспортного средства.
На основании табл. 4 и формулы (1) проанализируем качество технического автосервиса рассматриваемых предприятий и результаты отразим в табл. 5, показатели которой рассчитаны по методу средней арифметической. Результаты оценки уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий представлены на рис. 3.
Рис. 3. Оценка конкурентоспособности предприятий автосервиса
Таблица 5 Показатели уровня организации процесса предоставления предприятиями автосервисных услуг |
|
Проведенная комбинированная оценка является более репрезентативной, т. к. при расчете используется достаточно большое количество показателей конкурентоспособности предприятия автосервиса, чем рейтинговая оценка на основании социологического опроса. Анализ оценки предприятий технического обслуживания показал, что результаты, полученные в процессе анкетирования и рассчитанные экспертным методом, не совпадают для ряда предприятий. Если по оценке, проведенной методом социологического исследования, ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» и ОАО «Сызранская СТО» имеют одинаково высокое значение, то по оценке исследования экспертным методом выявлено, что ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» имеет более низкий уровень конкурентоспособности и занимает лишь третье место после ОАО «Сызранская СТО» и ОАО «Перспектива – Н». На основании проведенной оценки предоставления услуг предприятиями автосервиса Самарской области выявлено, что среди исследуемых предприятий наиболее конкурентоспособным является ОАО «Сызранская СТО». Это связано, по нашему мнению, с тем, что данное предприятие имеет выгодное географическое расположение, самое высокое качество процесса обслуживания по результатам проведенной оценки и эффективную инновационную и кадровую стратегию. Следующий лидер – Новокуйбышевское ОАО «Перспектива – Н». Данное предприятие находится почти в центре города, но имеет неудобный подъезд (объездную дорогу).
Уровень качества обслуживания предприятия достаточно высокий. Кроме основных услуг по ТО и ремонту ОАО «Перспектива – Н» и ОАО «Сызранская СТО» оказывают дополнительные услуги (кафе, страхование и т. д.). Третье место занимает ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», которое имеет не очень выгодное географическое расположение, но при этом у него самые низкие цены на ТО и ремонт автомобилей ВАЗ. Наименьший уровень конкурентоспособности имеют ООО «Урал-Лада» и ООО «Сок-Лада», что является следствием неразработанности экономической, кадровой и информационной политики, непрозрачности финансовой отчетности и сравнительно низкого уровня качества процесса обслуживания и т. д.
5. Предложена модель предоставления услуг, позволяющая прогнозировать их рост на предприятиях автосервиса и обосновывать диверсификацию предоставляемых услуг, а также позиционирование предприятий по обслуживанию и ремонту транспортных средств.
Одним из основных этапов
обоснования направления
Анализ возможных альтернатив стратегий позволил нам разработать варианты получения эффекта от расширения мощности предприятия автосервиса (табл. 6). Анализ факторов, влияющих на количество обращений в автосервис, позволил смоделировать функцию, позволяющую выполнить оценку (прогноз) качества технического обслуживания. Модель оценки количества технического обслуживания на предприятиях выглядит следующим образом:
где NТОuP – количество технических обслуживаний и ремонтов; ai – доля автомобилей, обслуживающихся через интервал пробега LTOPi; Lr – среднегодовой пробег автомобиля; КОТК – количество отказов на 100 автомобилей; b – коэффициент, отражающий количество автомобилей, прибывающих на сервис для проведения ремонта; Nа – количество автомобилей.
В идеальном варианте в этом случае предполагается, что при прохождении технического обслуживания выявляются и ремонтируются все неисправности транспортного средства. Однако, на практике и тем больше, чем ниже качество производимых автомобилей.
При этом на снижение привлекательности предприятия и, следовательно, на значение b будут влиять следующие факторы: стоимость обслуживания, время выполнения работ, время ожидания обслуживания, количество предоставляемых услуг и т. д.
Таблица 6
Показатели предоставления
автосервисных услуг в
Предприятия автосервиса |
Количество заказ-нарядов |
α 10000 км |
α 20000 км |
κ |
β |
Спрос на услуги автосервиса | ||||||
2006 |
2007 |
2010 |
2011 |
2006 |
2007 |
2010 |
2011 | |||||
ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» |
68973 |
82216 |
103459 |
116702 |
0,23 |
0,21 |
170 |
1,0 |
186503 |
222312 |
279753 |
315562 |
Продолжение табл. 6
Предприятия автосервиса |
Количество заказ-нарядов |
α 10000 км |
α 20000 км |
κ |
β |
Спрос на услуги автосервиса | ||||||
2006 |
2007 |
2010 |
2011 |
2006 |
2007 |
2010 |
2011 | |||||
ОАО «Сызранская СТО» |
62548 |
78185 |
93822 |
109459 |
180 |
0,8 |
152867 |
191084 |
229301 |
267518 | ||
ОАО «Перспектива-Н» |
45002 |
56252 |
67503 |
78753 |
190 |
0,9 |
122135 |
152668 |
183203 |
213736 | ||
ООО «Урал-Лада» |
35907 |
42031 |
48005 |
54129 |
200 |
0,7 |
801001 |
843121 |
891513 |
933633 | ||
ООО «Сок-Лада» |
20341 |
27515 |
30451 |
37625 |
210 |
0,6 |
601414 |
614281 |
697125 |
709992 |