Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа
Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.
Поэтому необходимые сведения эксперт получает, как правило, при непосредственном осмотре ТС. Ввиду многообразия и многочисленности, получаемые результаты целесообразно представлять в систематизированном виде. С этой целью разработана карта регистрации данных о столкновениях транспортных средств ТС, которая может служить эксперту рабочим документом для последующего экспертного анализа, а также для обобщения систематизированных данных в целях их дальнейшего использования в научной работе [33].
Карта включает четыре раздела. В первом разделе приводятся общие сведения о ДТП, во втором сообщаются данные о месте ДТП, его схема, дорожные условия. Третий – основной – раздел карт содержит сведения о полученных ТС повреждениях, четвертый – об иных особенностях ДТП.
Заполнение карты начинается еще до осмотра, при ознакомлении эксперта с материалами уголовного дела и (или) постановлением. Это относится в основном к первому, второму и частично к четвертому разделам карты; третий ее раздел заполняется в процессе осмотра.
Проведение осмотра необходимо начинать с подготовительных операций:
По результатам осмотра и измерений на схематических изображениях ТС указываются контуры повреждений и заполняются соответствующие графы и таблицы.
В тех случаях, когда эксперту предоставляется возможность натурных совмещений ТС, их отдельных поврежденных частей, полученные результаты заносятся в таблицу карты регистрации.
В зависимости от характера поставленных перед экспертом вопросов могут понадобиться данные не только о наружных повреждениях ТС и следах, но и о повреждениях внутри салона, расположении отдельных объектов в салоне, о телесных повреждениях людей. Наряду с заполнением карты регистрации в процессе осмотра производится фотографическая фиксация ТС и их отдельных повреждений.
После проведения экспертных
исследований карта прилагается
к наблюдательному
Для проведения измерений эксперт использует следующий инструмент:
Для проведения разметки эксперт использует следующие материалы:
Для проведения измерений и фиксации повреждений ТС необходимо выбрать и нанести на опорную поверхность базовые линии А-А и В-В. Если опорная поверхность представляет собой асфальтированную площадку, то линии могут быть нанесены мелом. На грунтовой поверхности их можно обозначить с помощью реек и шнура.
А-А – базовая линия для получения продольных координат точек параллельна поперечной оси ТС. Существует несколько способов ее обозначения. Например, на равном расстоянии от неповрежденной оси ТС (передней и задней) устанавливаются две стойки, между ними натягивается шнур, от которого и проводят измерение продольной координаты интересующей точки. Наиболее простой и доступный способ обозначения базовой линии – нанесение на опорной поверхности меловой линии между двумя точками, полученными аналогичным способом. В случае невозможности нанесения линии на опорной поверхности мелом, ее можно обозначить рейкой или шнуром. И наконец, две точки для проведения базовой линии А-А можно получить, откладывая равные расстояния не от осей ТС, а от каких-либо точек неповрежденных участков кузова, симметрично расположенных по сторонам ТС (например, от задних краев передних крыльев, от расположенных на одинаковой высоте точек передних или средних стоек и т.д.).
В-В – базовая линия для получения поперечных координат точек параллельна продольной оси ТС. Аналогично изложенному выше линия может быть обозначена с помощью мела, рейки или шнура. Получить две исходные точки для проведения указанной линии можно следующим образом. С помощью рулетки находятся две точки, соответствующие середине габаритной ширины неповрежденных частей кузова ТС и отмечаются на соответствующих поверхностях, например, мелом. От отмеченных точек откладываются в поперечном направлении равные расстояния. Через полученные таким образом точки и проводится базовая линия В-В.
В случае, если остались неповрежденными передняя и задняя оси ТС, а также соответствующие колеса, провести базовую линию можно путем откладывания от проекции продольной плоскости колес (имеются в виду линии, по которым измеряется колея колес) расстояний с учетом разницы в ширине колеи передних и задних колес.
После выбора и нанесения на опорную поверхность базовых линий можно приступить к измерениям повреждений ТС. Для каждой измеряемой точки должно быть получено три координаты: продольная, поперечная и вертикальная (высота, или расстояние от опорной поверхности) [33].
Для получения продольных и поперечных координат точек повреждений нулевую отметку измерительной ленты рулетки необходимо совместить с помощью отвеса с соответствующей базовой линией и произвести измерение интересующей точки. В ряде случаев, в том числе, когда базовая линия отстоит на значительное расстояние от измеряемого участка ТС, следует воспользоваться посторонней помощью.
Вертикальная координата может быть получена путем непосредственного измерения рулеткой расстояние между интересующей точкой и опорной поверхностью. Если между ними нет свободного пространства, необходимого для непосредственного измерения, следует расположить горизонтально на уровне измеряемой точки линейку (рейку) и нитью отвеса измерить расстояние до опорной поверхности. Длина нити отвеса будет соответствовать вертикальной координате. В этом случае для установки линейки в горизонтальное положение следует воспользоваться уровнем.
Измерить углы между
деформированием поверхностями
позволяют простое
Измерение углов между поверхностями значительных размеров может быть произведено с помощью двух реек.
При измерениях незначительных по размерам локальных повреждений их расположение на ТС может быть ориентировано относительно какой-либо расположенной вблизи неповрежденной детали кузова. Общие размеры такого повреждения представляют собой сочетание трех чисел, характеризующих его величину в двух взаимно перпендикулярных направлениях и глубину внедрения (например, размер отпечатка овальной формы 60*130*20 мм).
При измерениях поверхностных
повреждений (царапин, задиров и
пр.) размеры определяются аналогичным
образом и стрелкой указывается
направление воздействия
Результаты измерений необходимо выражать в одних единицах: линейные размеры в миллиметрах, величины углов в градусах
Целесообразно заранее заготовить трафареты для вычерчивания контуров основных типов ТС (легковой, грузовой, автобус, тягач с полуприцепом и т.п.). При подготовке карты к работе необходимо нанести схематичные типовые изображения ТС, участвовавших в ДТП. Конфигурация и расположение основных повреждений каждого ТС наносятся на их схематичные изображения.
На схему (вид сверху) следует нанести условную границу деформированной зоны, образовавшейся в результате непосредственного контакта деталей ТС. При этом необходимо определить координаты крайних точек этой зоны и нескольких, не менее трех, промежуточных. Обозначив крайние точки и промежуточные, отметить их на условном изображении, внести координаты карты регистрации.
На схемах (вид спереди, сзади и сбоку) отмечается условная граница деформированной зоны, обусловленной контактом с другим ТС. При необходимости наносятся контуры отдельных повреждений, в иных случаях стрелками и соответствующими цифрами указываются места расположения повреждений.
Кроме этого на схематичные
изображения наносятся
Каждому наиболее характерному повреждению (например, отпечатку какой-либо детали другого ТС) дается характеристика и заполняется форма. При необходимости приводится схематичное изображения или рисунок поврежденного участка. Здесь же указывается общие размеры и координаты повреждения.
Незначительные по степени повреждения поверхностного характера, например трассы, царапины, задиры, а также отслоения краски и различные наслоения, фиксируется в карты регистрации. Кроме того, места расположения поверхностных повреждений могут быть обозначены и на условных изображениях ТС путем нанесения цифр и стрелок, указывающих направление следообразования.
В случаях повреждений деталей и узлов, расположенных внутри кузова ТС, например, смещений агрегатов (двигателя и др.), изгибов лонжеронов, балок мостов, изломов крепежных деталей и рычагов, данные о них вносятся в таблицы карты регистрации. При этом указывается наименование детали, узла или агрегата, направление их смещения или деформации и величина, характеризующая эти изменения. Направление может быть охарактеризовано словесно, например, «слева направо» и «спереди назад» и (или), если имеется возможность измерения конкретного угла относительно базовых линий, указанием его величины.
Величина смещения выражается расстоянием, на которое сместились деталь, узел или агрегат, изгиба – величина угла или смещения какой-либо точки детали относительно первоначального расположения.
Нередко в процессе осмотра
возникает необходимость
Взаимное расположение ТС и отдельных его частей характеризуется величиной угла между продольными осями либо условно выбранными плоскостями отдельных частей.
При проведении транспортно-трассологических экспертиз наряду с решением задач по установлению механизма взаимодействия ТС могут решаться и другие задачи, в частности, по установлению механизма взаимодействия людей, находящихся в ТС, с его деталями. Решение последних требует анализа и учета самых разнообразных сведений, в частности, о повреждениях деталей салона, расположении в салоне отдельных объектов, отделившихся от людей или ТС, о расположении людей в салоне, их телесных повреждениях, некоторых других. Полученные при ознакомлении с материалами дела и осмотра ТС сведения заносятся в карты регистрации. При этом в строке о телесных повреждениях целесообразно указывать, в какой части (стороне) тела водителя и (или) пассажира локализованы основные повреждения. В строке о расположении людей в ТС после ДТП следует дать схематичное изображение салона ТС и расположение в нем людей, обозначив их условно цифрами.
В строке о повреждениях панелей и облицовочных деталей салона следует перечислить основные поврежденные детали и указать расположение поврежденных участков относительно каких-либо неповрежденных деталей кузова (например, стоек).
Необходимо также указать наименование отделившихся от людей и ТС объектов (деталей) и указать их расположение в салоне.
В процессе проведения осмотра
наряду с заполнением карты
Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы