Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Полностью готово.doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому необходимые  сведения эксперт получает, как правило, при непосредственном осмотре ТС. Ввиду многообразия и многочисленности, получаемые результаты целесообразно представлять в систематизированном виде. С этой целью разработана карта регистрации данных о столкновениях транспортных средств ТС, которая может служить эксперту рабочим документом для последующего экспертного анализа, а также для обобщения систематизированных данных в целях их дальнейшего использования в научной работе [33].

Карта включает четыре раздела. В первом разделе приводятся общие  сведения о ДТП, во втором сообщаются данные о месте ДТП, его схема, дорожные условия. Третий – основной – раздел карт содержит сведения о полученных ТС повреждениях, четвертый – об иных особенностях ДТП.

Заполнение карты начинается еще до осмотра, при ознакомлении эксперта с материалами уголовного дела и (или) постановлением. Это относится в основном к первому, второму и частично к четвертому разделам карты; третий ее раздел заполняется в процессе осмотра.

Проведение осмотра  необходимо начинать с подготовительных операций:

  • установить ТС в положение, наиболее удобное для осмотра (соответствующее обычному положению технически исправного ТС);
  • выбрать и нанести на опорой поверхности базовые линии для проведения измерений;
  • подготовить инструмент, приспособления и карты регистрации.

По результатам осмотра  и измерений на схематических изображениях ТС указываются контуры повреждений и заполняются соответствующие графы и таблицы.

В тех случаях, когда  эксперту предоставляется возможность  натурных совмещений ТС, их отдельных  поврежденных частей, полученные результаты заносятся в таблицу карты регистрации.

В зависимости от характера  поставленных перед экспертом вопросов могут понадобиться данные не только о наружных повреждениях ТС и следах, но и о повреждениях внутри салона, расположении отдельных объектов в  салоне, о телесных повреждениях людей. Наряду с заполнением карты регистрации в процессе осмотра производится фотографическая фиксация ТС и их отдельных повреждений.

После проведения экспертных исследований карта прилагается  к наблюдательному производству. Этот материал в дальнейшем может быть использован для обобщений экспертной практики, а также для установления закономерностей, не выявляемых аналитическим (расчетным) путем.

Для проведения измерений  эксперт использует следующий инструмент:

  • рулетка с металлической лентой длиной от 1 до 5 м и ценой деления 1мм;
  • транспортир любого типа;
  • циркуль-измеритель;
  • металлическая линейка до 300 мм (2шт.);
  • уровень любого типа.

Для проведения разметки эксперт использует следующие материалы:

  • набор цветных мелков;
  • отвес с длиной нити не менее 1,5 м;
  • плоские деревянные рейки длиной 1- 3 м (не меньше 2 шт);
  • шнур любого типа, желательно белого цвета длиной до 5 м.

Для проведения измерений  и фиксации повреждений ТС необходимо выбрать и нанести на опорную  поверхность базовые линии А-А и В-В. Если опорная поверхность представляет собой асфальтированную площадку, то линии могут быть нанесены мелом. На грунтовой поверхности их можно обозначить с помощью реек и шнура.

А-А – базовая линия  для получения продольных координат  точек параллельна поперечной оси ТС. Существует несколько способов ее обозначения. Например, на равном расстоянии от неповрежденной оси ТС (передней и задней) устанавливаются две стойки, между ними натягивается шнур, от которого и проводят измерение продольной координаты интересующей точки. Наиболее простой и доступный способ обозначения базовой линии – нанесение на опорной поверхности меловой линии между двумя точками, полученными аналогичным способом. В случае невозможности нанесения линии на опорной поверхности мелом, ее можно обозначить рейкой или шнуром. И наконец, две точки для проведения базовой линии А-А можно получить, откладывая равные расстояния не от осей ТС, а от каких-либо точек неповрежденных участков кузова, симметрично расположенных по сторонам ТС (например, от задних краев передних крыльев, от расположенных на одинаковой высоте точек передних или средних стоек и т.д.).

В-В – базовая линия  для получения поперечных координат  точек параллельна продольной оси  ТС. Аналогично изложенному выше линия  может быть обозначена с помощью мела, рейки или шнура. Получить две исходные точки для проведения указанной линии можно следующим образом. С помощью рулетки находятся две точки, соответствующие середине габаритной ширины неповрежденных частей кузова ТС и отмечаются на соответствующих поверхностях, например, мелом. От отмеченных точек откладываются в поперечном направлении равные расстояния. Через полученные таким образом точки и проводится базовая линия В-В.

В случае, если остались неповрежденными передняя и задняя оси ТС, а также соответствующие колеса, провести базовую линию можно путем откладывания от проекции продольной плоскости колес (имеются в виду линии, по которым измеряется колея колес) расстояний с учетом разницы в ширине колеи передних и задних колес.

После выбора и нанесения на опорную поверхность базовых линий можно приступить к измерениям повреждений ТС. Для каждой измеряемой точки должно быть получено три координаты: продольная, поперечная и вертикальная (высота, или расстояние от опорной поверхности)  [33].

Для получения продольных и поперечных координат точек  повреждений нулевую отметку  измерительной ленты рулетки  необходимо совместить с помощью  отвеса с соответствующей базовой  линией и произвести измерение интересующей точки. В ряде случаев, в том числе, когда базовая линия отстоит на значительное расстояние от измеряемого участка ТС, следует воспользоваться посторонней помощью.

Вертикальная координата может быть получена путем непосредственного  измерения рулеткой расстояние между  интересующей точкой и опорной поверхностью. Если между ними нет свободного пространства, необходимого для непосредственного измерения, следует расположить горизонтально на уровне измеряемой точки линейку (рейку) и нитью отвеса измерить расстояние до опорной поверхности. Длина нити отвеса будет соответствовать вертикальной координате. В этом случае для установки линейки в горизонтальное положение следует воспользоваться уровнем.

Измерить углы между  деформированием поверхностями  позволяют простое приспособление, состоящее из двух металлических линеек, скрепленных резьбовым соединением с одного конца, и обычный транспортир.

Измерение углов между  поверхностями значительных размеров может быть произведено с помощью  двух реек.

При измерениях незначительных по размерам локальных повреждений их расположение на ТС может быть ориентировано относительно какой-либо расположенной вблизи неповрежденной детали кузова. Общие размеры такого повреждения представляют собой сочетание трех чисел, характеризующих его величину в двух взаимно перпендикулярных направлениях и глубину внедрения (например, размер отпечатка овальной формы 60*130*20 мм).

При измерениях поверхностных  повреждений (царапин, задиров и  пр.) размеры определяются аналогичным  образом и стрелкой указывается  направление воздействия следообразующего объекта. О направлении таких повреждений можно судить, например, по следующим признакам. С направлением образования следа обычно совпадает направление трещин лакокрасочного покрытия, расположенных по краям следа. Начало следа более узкое, чем его окончание, кроме того, в конце следа, как правило, имеется скопление частичек лакокрасочного покрытия или сдвиг металла. Нередко царапины переходят в задиры, при этом образовавшиеся заусенцы также указывают на направление следообразования.

Результаты измерений необходимо выражать в одних единицах: линейные размеры в миллиметрах, величины углов в градусах

Целесообразно заранее  заготовить трафареты для вычерчивания контуров основных типов ТС (легковой, грузовой, автобус, тягач с полуприцепом и т.п.). При подготовке карты к работе необходимо нанести схематичные типовые изображения ТС, участвовавших в ДТП. Конфигурация и расположение основных повреждений каждого ТС наносятся на их схематичные изображения.

На схему (вид сверху) следует нанести условную границу  деформированной зоны, образовавшейся в результате непосредственного контакта деталей ТС. При этом необходимо определить координаты крайних точек этой зоны и нескольких, не менее трех, промежуточных. Обозначив крайние точки и промежуточные, отметить их на условном изображении, внести координаты карты регистрации.

На схемах (вид спереди, сзади и сбоку) отмечается условная граница деформированной зоны, обусловленной  контактом с другим ТС. При необходимости  наносятся контуры отдельных  повреждений, в иных случаях стрелками и соответствующими цифрами указываются места расположения повреждений.

Кроме этого на схематичные  изображения наносятся деформации коробления, распространяющиеся от места  непосредственного воздействия  на другие участки, не имевшие контакта. В обозначенных точках контура деформированной зоны следует определить направления деформации (смещения металла) и стрелками указать их.

Каждому наиболее характерному повреждению (например, отпечатку какой-либо детали другого ТС) дается характеристика и заполняется форма. При необходимости приводится схематичное изображения или рисунок поврежденного участка. Здесь же указывается общие размеры и координаты повреждения.

Незначительные по степени  повреждения поверхностного характера, например трассы, царапины, задиры, а также отслоения краски и различные наслоения, фиксируется в карты регистрации. Кроме того, места расположения поверхностных повреждений могут быть обозначены и на условных изображениях ТС путем нанесения цифр и стрелок, указывающих направление следообразования.

В случаях повреждений  деталей и узлов, расположенных  внутри кузова ТС, например, смещений агрегатов (двигателя и др.), изгибов лонжеронов, балок мостов, изломов крепежных  деталей и рычагов, данные о них  вносятся в таблицы карты регистрации. При этом указывается наименование детали, узла или агрегата, направление их смещения или деформации и величина, характеризующая эти изменения. Направление может быть охарактеризовано словесно, например, «слева направо» и «спереди назад» и (или), если имеется возможность измерения конкретного угла относительно базовых линий, указанием его величины.

Величина смещения выражается расстоянием, на которое сместились деталь, узел или агрегат, изгиба –  величина угла или смещения какой-либо точки детали относительно первоначального расположения.

Нередко в процессе осмотра  возникает необходимость совмещения поврежденных ТС для установления угла взаимного расположения, направления  удара, а иногда и в целях идентификации  деталей ТС. Исходя из общих признаков  повреждений ТС эксперт устанавливает их в положение, при котором происходило взаимодействие. При этом появляется возможность подтверждения установленных ранее, при раздельном исследовании, совпадений и выявления новых. Результаты совмещения заносятся в карты регистрации. Указываются цель совмещения, наименования совпадающих деталей или частей кузова обоих ТС и признаки совпадений: конфигурация, общие размеры, расположение относительно других частей по высоте.

Взаимное расположение ТС и отдельных его частей характеризуется величиной угла между продольными осями либо условно выбранными плоскостями отдельных частей.

При проведении транспортно-трассологических экспертиз наряду с решением задач  по установлению механизма взаимодействия ТС могут решаться и другие задачи, в частности, по установлению механизма взаимодействия людей, находящихся в ТС, с его деталями. Решение последних требует анализа и учета самых разнообразных сведений, в частности, о повреждениях деталей салона, расположении в салоне отдельных объектов, отделившихся от людей или ТС, о расположении людей в салоне, их телесных повреждениях, некоторых других. Полученные при ознакомлении с материалами дела и осмотра ТС сведения заносятся в карты регистрации. При этом в строке о телесных повреждениях целесообразно указывать, в какой части (стороне) тела водителя и (или) пассажира локализованы основные повреждения. В строке о расположении людей в ТС после ДТП следует дать схематичное изображение салона ТС и расположение в нем людей, обозначив их условно цифрами.

В строке о повреждениях панелей и облицовочных деталей салона следует перечислить основные поврежденные детали и указать расположение поврежденных участков относительно каких-либо неповрежденных деталей кузова (например, стоек).

Необходимо также указать  наименование отделившихся от людей и ТС объектов (деталей) и указать их расположение в салоне.

В процессе проведения осмотра  наряду с заполнением карты регистрации  необходимо фотографирование ТС как  в отдельности, так и при их совмещении, а также отдельных  повреждений. При этом следует шире использовать средства маркировки (разметки): масштабные линейки, шаблоны цифр, букв, стрелок. Разметка на фотоснимках во многом облегчит эксперту работу по анализу собранных данных, а также будет способствовать повышению наглядности и доказательности выводов.

Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы