Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:44, курсовая работа
Я хочу сразу отметить, что в своей работе я рассмотрю подробно не все виды ответственности за нарушение трудовой дисциплины, а только дисциплинарную ответственность. Если бы я ставил перед собой задачу рассмотреть ответственность за нарушение трудовой дисциплины, то мне необходимо было бы помимо дисциплинарной рассматривать уголовную, административную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Но тогда моя работа превратилась бы по объему в диссертацию. Поэтому я позволю себе более подробно рассмотреть дисциплинарную ответственность.
Введение…………………………………………….................3
1. Дисциплина труда………………………………………..5
1.1. Понятие дисциплины труда……………………….......5
1.2. Обязанности работников………………………….......9
1.3. Поощрения за труд………………………………………19
2. Дисциплинарная ответственность работников…..25
2.1. Понятие дисциплинарной ответственности и дисциплинарного проступка……………………………………………………………..25
2.2. Меры дисциплинарного взыскания…………………...29
2.3. Порядок применения дисциплинарного взыскания..32
Заключение………………………………………………………36
Список использованных источников………………………37
Однако в российской литературе существует мнение, что производственная дисциплина охватывает дисциплину трудовую и выходит за ее пределы. Это обосновывается тем, что работники несут ответственность за соблюдение не свей производственной дисциплины, а только ее части, состоящей из выполнении их трудовых обязанностей. А администрация же несет ответственность за обеспечение производственной дисциплины в полном объеме [15, с. 282]. Но дело в том, что Трудовой Кодекс Республики Беларусь не содержит такого понятия как «администрация», а это понятие, по моему мнению, включается в понятие «работник», и соответственно администрация несет ответственность за нарушение трудовой дисциплины также как работники.
Таким образом, я считаю, что наличие в тексте нового Трудового Кодекса понятия производственной дисциплины есть ни что иное как «плохое повторение традиций» КЗоТа, а наличие понятия «технологическая дисциплина», видимо, вызвано временной необходимостью и по существу не является юридически обоснованным.
В связи с вышесказанным, смею сделать следующий вывод. Понятие трудовой дисциплины в новом Трудовом Кодексе Республики Беларусь не нашло своей юридически точной разработки и имеет несколько весьма существенных противоречий и недостатков. Можно конечно сослаться на то, что «первый блин всегда получается комом», но я считаю, что право – это не та область общественных отношений, где возможны подобные недоработки и оплошности.
1.2. Обязанности работников.
Согласно статье 193 Трудового Кодекса все работники должны подчиняться установленному трудовому распорядку и выполнять свои обязанности в соответствии со следующими нормативными актами:
1. со статьей 53 Трудового Кодекса Республики Беларусь;
2. с законодательными а подзаконными актами Республики Беларусь;
3. с нормативными актами, перечисленными в статье 194 Трудового Кодекса:
1) правила внутреннего трудового распорядка;
2) штатное расписание;
3) должностные инструкции работников;
4) графики работ (сменности);
5) графики отпусков;
6) положения и инструкции по охране труда и технике безопасности;
7) коллективные договоры и соглашения;
8) уставы и положения о дисциплине (для некоторых категорий работников);
9) другие локальные нормативные акты по вопросам труда.
Естественно сначала необходимо рассмотреть те обязанности, которые закреплены в Трудовом Кодексе Республики Беларусь указанные в статье 53 Трудового Кодекса. Но прежде необходимо отметить, что в новом кодексе обязанности работников и нанимателей вынесены в отдельную главу из главы «Дисциплина труда», где они располагались в КЗоТе. Это, видимо, связано с необходимостью заострить внимание простых работников на таком конкретном и доступном понятии, как «обязанности», «оторвав» его от такого расплывчатого понятия, как «дисциплина труда». Глава, посвященная обязанностям, теперь помещается сразу после глав о трудовом договоре, что должно символизировать их важность и значение в процессе труда.
Теперь перейдем непосредственно к обязанностям работников. Для работников устанавливаются следующие обязанности:
1. добросовестно трудиться [1, п. 1 ст. 53]. Эта обязанность перенесена из КЗоТа [2, п. 1 ст. 127]. В соответствии с советским законодательством эта обязанность означает, что «рабочий должен квалифицированно, с полным использованием знаний и опыта, профессионального мастерства выполнять свою трудовую функцию, систематически повышать квалификацию, стремиться внести как можно больший вклад в производство, постоянно заботиться об интересах предприятия, с которым он состоит в трудовых отношениях». На мой взгляд, эта обязанность по своей сути является принципом добросовестно трудиться, и является нормой непрямого действия. Во-первых, это понятие не юридического, а морально-этического характера («добросовестное отношение к общественно полезному труду вытекает из идейной убежденности советских людей» [12, с. 103]). А во-вторых, это понятие весьма расплывчатое и поэтому применение этой обязанности на практике как норму прямого действия не возможно. Если принимать эту норму как обязанность, то за нарушение этой нормы можно привлечь к дисциплинарной ответственности практически любого работника.
2. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам [1, п.2 ст. 53]. В новом кодексе эта обязанность объединяет в себе две обязанности, которые в КЗоТе располагались в отдельных пунктах 4 и 9 статьи 127. Я считаю, что в этой норме заключен основной смысл трудовых отношений – подчинение работником распорядительно-дисциплинарной власти нанимателя.
Распорядительно-дисциплинарная власть – это совокупность властных правомочий, которыми государство наделяет руководителей производства с целью обеспечения их деятельности по управлению трудовым процессом. Функция распорядительно-дисциплинарной власти на предприятии регламентируется и ограничивается, помимо Трудового Кодекса, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами [11, с. 80]. Распорядительно-дисциплинарная власть на предприятии имеет три аспекта: это власть нормативная, власть распорядительная и власть дисциплинарная.
Нормативная власть – это право нанимателя издавать местные (локальные) нормы права, действующие в пределах данного предприятия, строго в пределах компетенции, установленной государством. Если наниматель издает нормативный акт, который не соответствует актам законодательства, то работник обязан не подчиняться этому акту, если на это не поступило письменного указания нанимателя.
Распорядительная власть–это совокупность многочисленных распорядительных правомочий руководителей процесса труда. К ним относятся прежде всего те реально действующие правомочия, которые практически обеспечивают непрерывность и последовательность осуществления управленческой деятельности [11, с. 82]. Круг лиц, обладающих распорядительной властью, шире, так как наниматель делегирует свои распорядительные функции уполномоченным должностным лицам нанимателя.
Дисциплинарная власть – это правомочие реагировать на отклонение в выполнении работниками трудовой функции от нормального поведения. Такое отклонение может носить двоякий характер: положительный и отрицательный. При положительном отклонении возникает поощрительное правомочие как элемент поощрительного правоотношения. При отрицательном отклонении наниматель осуществляет дисциплинарное правомочие, которое является элементом охранительного правоотношения.
3. не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности [1, п. 3 ст. 53]. Эта обязанность в кодексе закреплена впервые, но она имеет свое отражение в Типовых правилах внутреннего трудового распорядка. Эта обязанность первоначально означало, что «работник обязан вести себя достойно, соблюдать правила социалистического общежития». Нормальная, здоровая обстановка в трудовом коллективе способствует осуществлению принципа товарищеского сотрудничества и взаимопомощи [13, с. 19]. Необходимо отметить, что такие действия допустимы, на мой взгляд, если это способствует предотвращению нанесению вреда жизни и здоровью, а также предотвращению производственной аварии.
4. Обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину [1, п. 4 ст53]. В дополнение к норме, которая содержалась в пункте 6 статьи 127 КЗоТа, в Трудовом Кодексе появляется обязанность не допускать брака в работе и соблюдать технологическую дисциплину, что полностью повторяет норму, закрепленную в Типовых правилах внутреннего трудового распорядка. «Строгое соблюдение технологической дисциплины, то есть прогрессивных, научно обоснованных приемов и методов труда обеспечивает качество работы, высокие производственные показатели» [13, с. 17]. На мой взгляд, в этой норме имеется ряд тавтологий. Во-первых, соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг входит в понятие технологической дисциплины. А во-вторых, соблюдение установленных требований к качеству – это и есть недопущение брака. В прежние времена эту обязанность толковали не только как соблюдение установленных требований, но и как обязанность постоянно улучшать качество продукции. Но в «рыночные времена» нельзя требовать от работника больше того, что ему положено делать в соответствии с его профессией и квалификацией. Необходимо отметить, что более полно данная обязанность конкретизируется в технических правилах и инструкциях, в должностных инструкциях.
5. Соблюдать установленные нормативными правовыми актами (документами) требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты [1, п. 5 ст. 53]. Рабочие обязаны в процессе трудовой деятельности строго соблюдать нормы, правила, инструкции, направленные на обеспечение безопасных и здоровых условий труда. Они должны выполнять требования по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной безопасности, пользоваться выданной спецодеждой, специальной обувью и предохранительными приспособлениями. Более полно вопросы охраны труда рассмотрены в главе 16 Трудового Кодекса Республики Беларусь и в большом количестве нормативно-правовых актов. И опять же что касается формы этой нормы. По сравнению с КЗоТом [2, п. 2 ст. 127] она претерпела изменеиения и причем не в лучшую сторону. На мой взгляд, и в соответствии с общей теорией права, понятие «правовой акт» включат в себя понятие «нормативный акт», а понятие «документ» вообще имеет несколько смыслов и в юридической литературе не употребляется в качестве источника права.
6. Бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба. Эта обязанность означает, что каждый рабочий должен заботиться о целостности и сохранности любого имущества, принадлежащего предприятию, с которым он состоит в трудовых отношениях. Обязанность бережного отношения к имуществу нанимателя включает в себя обязанность долг работника бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества. В советские времена этой обязанности по вполне понятным причинам уделялось очень много внимания. Актуальность этой обязанности не утратило своей силы и в наше время. Именно в связи с этим пункт 8 статьи 42 Трудового Кодекса (также как и пункт 8 статьи 33 КЗоТ) предусматривает факт хищения имущества нанимателя как основание для увольнения. Также общая обязанность бережно относиться к имуществу нанимателя конкретизируется в целом ряде норм трудового законодательства. Необходимо отметить, что независимо от наложения на виновное лицо дисциплинарного взыскания, у рабочего возникает обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию или учреждению.
7. Принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работ (авария, простой и т.д.), и немедленно сообщать о случившемся нанимателю [1, п. 7 ст. 53]. Эта обязанность в кодексе закреплена впервые, но эта норма содержится в Типовых правилах внутреннего трудового распорядка. Эта норма означает, что если, например, вследствие отсутствия необходимых материалов произошел простой, то работник не только имеет право требовать доставки нужных материалов, но у него появляется и обязанность немедленно сообщить уполномоченному лицу нанимателя о простое. Во многом на практике эта обязанность является показателем отношения работника к выполнению своей трудовой функции. Сознательный работник будет активно осуществлять свое правомочие – требовать необходимых условий труда, в данном случае – доставки материалов. На несознательного работника, который не только не потребовал доставить отсутствующие материалы, но даже и не сообщил о наличии простоя, наниматель вправе наложить дисциплинарное взыскание. Работник обязан также сообщать и о других причинах, вызывающих задержку производства: авария, отсутствие электроэнергии, производственной травме и т.д.
8. Поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте [1, п. 8 ст. 53]. Данная обязанность также впервые закреплена в кодексе, и практически полностью переписана из Типовых правил внутреннего трудового распорядка. Эта обязанность в некотором смысле является продолжением обязанности, закрепленной в пункте 6, так как бережное отношение к имуществу нанимателя, по моему мнению, включает в себя обязанность поддерживать свое место, оборудование и приспособления в исправном состоянии. Обязанность работника содержать в порядке и чистоте свое рабочее место создает необходимые предпосылки, как для выполнения норм выработки, так и для качественного изготовления продукции. Исходя из этого можно сделать вывод, что эта норма также перекликается с обязанностью соблюдать установленные требования к качеству продукции, и обязанностью соблюдать требования по охране труда и безопасному ведению работ. В отличие от Типовых правил внутреннего трудового распорядка, в кодексе не предусматривается обязанность сохранять чистоту на территории предприятия. Это вполне соответствует «духу рыночных отношений», когда каждый сам за себя и должен отвечать только за то место, на котором он непосредственно работает. Для поддержания чистоты на территории предприятия существует специальные работники.
9. Соблюдать установленный порядок хранения документов, материальных и денежных ценностей [1, п. 9 ст. 53]. Данная норма также впервые закреплена в кодексе и также полостью перенесена из Типовых правил внутреннего трудового распорядка. Данная обязанность также конкретизирует обязанность бережно относиться к имуществу нанимателя. Но необходимо отметить, что данная обязанность распространяется не на всех работников, а только на тех, чья работа связана с хранением документов и материальных ценностей. При нарушении этой обязанности на работника, помимо дисциплинарной, накладывается материальная санкция. Также на некоторые работники могут быть привлечены к административной ответственности и на них налагаются финансовые санкции [п. 12 ст. 9].
10. Хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя [1, п. 10 ст. 53]. По сравнению с предыдущим кодексом и Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка в этой статье произошли существенные, на мой взгляд, изменения. Ранее работнику запрещалось разглашать коммерческую тайну нанимателя без каких-либо условий. Это связано с тем, что, в соответствии с ныне действующим законодательством, работники по требованию уполномоченных на органов обязаны предоставить необходимую информацию о деятельности учреждения. Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 9 «Закона о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» по требованию налоговых органов банки, другие финансово-кредитные учреждения и биржи обязаны представлять необходимые сведения о финансовых и финансово-кредитных операциях плательщиков-клиентов этих учреждений [4, п. 11 ст. 9].
Информация о работе Правовое регулирование дисциплины труда и дисциплинарной ответственности