Правовое регулирование дисциплины труда и дисциплинарной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Я хочу сразу отметить, что в своей работе я рассмотрю подробно не все виды ответственности за нарушение трудовой дисциплины, а только дисциплинарную ответственность. Если бы я ставил перед собой задачу рассмотреть ответственность за нарушение трудовой дисциплины, то мне необходимо было бы помимо дисциплинарной рассматривать уголовную, административную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Но тогда моя работа превратилась бы по объему в диссертацию. Поэтому я позволю себе более подробно рассмотреть дисциплинарную ответственность.

Содержание

Введение…………………………………………….................3
1. Дисциплина труда………………………………………..5
1.1. Понятие дисциплины труда……………………….......5
1.2. Обязанности работников………………………….......9
1.3. Поощрения за труд………………………………………19
2. Дисциплинарная ответственность работников…..25
2.1. Понятие дисциплинарной ответственности и дисциплинарного проступка……………………………………………………………..25
2.2. Меры дисциплинарного взыскания…………………...29
2.3. Порядок применения дисциплинарного взыскания..32
Заключение………………………………………………………36
Список использованных источников………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТП.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен [1, ч. 2 ст. 200]. Течение месячного срока начинается со дня, следующего за днем, когда непосредственному начальнику стало известно о нарушении, и заканчивается в то же число следующего месяца.

До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взысканий и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей [1, ч. 1, 2 ст.199].

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя [1, ч. 4 ст. 199]. В отличие от КЗоТа новый кодекс не предусматривает права нанимателя в необходимых случаях доводить до сведения работников приказ (распоряжение, постановление) о дисциплинарном взыскании [2, ч. 2 ст. 39].

Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Отказ работника от ознакомлением с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания [1, ч. 5, 7, 6 ст. 199].

 В отличие от мер  поощрения меры дисциплинарного  взыскания, кроме увольнения, в трудовую  книжку не заносятся, так как  если в течение года со дня  применения дисциплинарного взыскания  работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления [1, ч. 1 ст. 203]. В отличие от этого, досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением [1, ч. 3 ст. 203].

Орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника [1, ч. 2 ст. 203]. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания может произойти в случае, если работник не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим кодексом. Орган, рассматривающий трудовой спор, – наниматель, комиссия по трудовым спорам или суд -- с учетом степени вины работника, соответствия дисциплинарного взыскания тяжести дисциплинарного проступка, обстоятельств, при которых проступок совершен, предшествующего поведения работника на производстве и его отношение к труду вправе отменить дисциплинарное взыскание. После отмены дисциплинарного взыскания в соответствии с частью второй статьи 202 Трудового Кодекса наниматель может применить к работнику более мягкое дисциплинарное взыскание, если не истекли сроки наложения на работника дисциплинарного взыскания, в которые не включаются сроки рассмотрения трудового спора в органах по рассмотрению трудовых споров.

Вышестоящий орган (руководитель), рассматривающий трудовые споры отдельных категорий работников с особым характером труда (были рассмотрены выше относительно работников железной дороги), вправе отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему полномочий) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим органом (руководителем), если установит, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка. Но при этом усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о наложении дисциплинарного взыскания рассматривается по жалобе работника [1, ст. 202]. Данные положения появились впервые в Трудовом Кодексе.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что порядок наложения в Трудовом Кодексе Республики Беларусь установлен таким образом, чтобы дисциплинарные взыскания применялись к работнику по возможности наиболее справедливым образом. Значительное улучшение в новом кодексе сделано по сравнению с КЗоТом в том смысле, что Трудовой Кодекс регламентирует порядок обжалования дисциплинарных взысканий. Также необходимо отметить, что, видимо, в связи с переходом к рыночным отношениям, из нового кодекса исчезла норма, которая позволяла нанимателю передавать вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на разрешение трудовому коллективу. Но в тоже время усиливается контроль за наложением дисциплинарных взысканий со стороны государство, которое проявляется в том, что государственные органы получили право предлагать нанимателю накладывать на работника дисциплинарное взыскание.

Говоря в целом об дисциплинарной ответственности, можно отметить, что по сравнению с КЗоТом, в Трудовом Кодексе данный вопрос разработан более полно. Однако, не смотря на это, на мой взгляд, в новом кодексе существуют недоработки данного вопроса. Также необходимо заметить, что определенную трудность в данном вопросе создает то, что нормы дисциплинарной ответственности (даже общей) не сосредоточены в одном нормативном акте. Также, на мой взгляд, было бы очень полезно разработать кодекс об дисциплинарных правонарушениях для более четкой конкретизации того, какое наказание положено за определенный проступок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, в своей работе я попытался разобраться в вопросах дисциплины труда и дисциплинарной ответственности.

Пытаясь проанализировать законодательство, регулирующее трудовую дисциплину, я хотел понять насколько оно соответствует реалиям современного общества и способствует развитию правосознания у простых работников. И в итоге я пришел к выводу, что не смотря на все изменения наше законодательство вообще и в вопросе трудовой дисциплины в частности еще весьма не совершенно. Тот правовой уровень, на котором находиться наше законодательство не дает возможности нанимателю эффективно пользоваться данным правовым институтом для укрепления трудовой дисциплины и ,соответственно, повышения производительности и качества труда. А это приводит к тому, что в нашей стране такой низкий уровень национального дохода, что в свою очередь приводит к инфляции и снижению уровня жизни. Таким образом получается, что правовое регулирование дисциплины труда – это во многом «корень всех бед» с одной стороны или «начало всех начал» с другой стороны.

Что же касается дисциплинарной ответственности, то я пришел к выводу, что существует только три правовых способа избежать дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины:

1.      не совершать  дисциплинарных проступков – что весьма и весьма сложно;

2.    если все же  вы совершили дисциплинарный  проступок, то необходимо сделать  так, чтобы непосредственное начальство  не узнало об этом в течение  шести месяцев (а по результатам  проверок – двух лет) – какими способами – это уже другой вопрос;

3.    совершить такой дисциплинарный проступок, за который предусмотрена уголовная ответственность.

И в конце я хочу сказать что наши белорусские люди умеют и хотят работать. В задачу же государства входит создать такие условия, чтобы работнику было не только где работать, но и было приятно работать. Именно для этого, на мой взгляд, и существует в праве такие институты, как дисциплина труда и дисциплинарная ответственность, которые в идеале и должны обеспечит такие правовые условия, чтобы работник выполнял свои обязанности не по принуждению, а с удовольствием.

 

 

Список использованных источников

 

1.    Трудовой Кодекс  Республики Беларусь./ Минск, Национальный  центр правовой информации Республики Беларусь/ 1999 год/ 192 c.

2.   Кодекс законов о труде Республики Беларусь/ Минск, Белорусский кадровый центр «Профессионал»/ 1993 год.

3.     Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой дисциплины»/ Минск, «Советская Белоруссия» от 27 июля 1999 года.

4.     Закон Республики Беларусь от 20 декабря 1991 года №1323 «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями)/ Минск, Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1992 года №4.

5.  Постановление Совета Министров Белорусской ССР №307 от 21 сентября 1983 года «О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины» (с изменениями и дополнениями)/ Минск, Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета 1983 год №32

6.   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 1993 года №656 «Об утверждении положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Республики Беларусь»/ Минск, регистр. №C29300656

7.      Постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1994 года «Об утверждении Положения о дисциплине работников Минского метрополитена»/ Минск, регистр. №М29400100

8.      Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 21 апреля 1994 года №267 «Об утверждении Устава о дисциплине работников речного транспорта Республики Беларусь»/ Минск, Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь 1994 года №12.

9.    Постановление Министерства Труда Республики Беларусь от 19 мая 1994 года №56 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка»/ Минск, Бюллетень нормативно-правовой информации 1994 года №7.

10.   Постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 1997 г. N 809 «О мерах по повышению исполнительской дисциплины в республиканских и местных органах государственного управления»/ Минск, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь 1997 года №19

11.    В. Н. Смирнов: «Внутренний  трудовой распорядок на предприятии»/ Ленинград, Издательство Ленинградского Университета/ 1980 год/ 159 с.

12.   В. С. Юрченко: «Трудовая дисциплина»/ Минск, «Беларусь»/ 1982 год/.

13. В. В. Глазырин: «Правовые средства укрепления трудовой дисциплины»/ Москва, издательство «Знание»/ 1985 год/.

14. «Трудовая дисциплина. Нормативные акты. Консультации»/ отв. редактор – В. В. Клепцов/ Москва, «Профиздат»/ 1985 год/.

15. В. Н. Толкунова, К. Н. Гусов: «Трудовое право России: Учебное пособие»/ Москва/ 1996 год

 

 


Информация о работе Правовое регулирование дисциплины труда и дисциплинарной ответственности