Шпаргалка по "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:53, лекция

Краткое описание

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т.д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое экз.docx

— 138.61 Кб (Скачать файл)

 

13 билет. Основания  прекращения трудового договора

Трудовым кодексом РФ, в статье 77 предусмотрены общие основания прекращения трудового договора. В соответствии с указанной статьей трудовой договор может быть прекращен вследствие :

1. достижения соглашения  сторон;

2. истечения срока  трудового договора, за исключением  случаев, когда трудовые отношения  фактически продолжаются и ни  одна из сторон не потребовала  их прекращения;

3. расторжения трудового  договора по инициативе работника;

4. расторжения трудового  договора по инициативе работодателя;

5. перевода работника  по его просьбе или с его  согласия на работу к другому  работодателю или переход на  выборную работу (должность);

6. отказа работника  от продолжения работы в связи  со сменой собственника имущества  организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо  ее реорганизацией;

7. отказа работника  от продолжения работы в связи  с изменением существенных условий  трудового договора;

8. отказа работника  от перевода на другую работу  вследствие состояния здоровья  в соответствии с медицинским  заключением;

9. отказа работника  от перевода в связи с перемещением  работодателя в другую местность;

10. наличия обстоятельств,  не зависящие от воли сторон;

11. нарушения установленных  Трудовым кодексом РФ или иным  федеральным законом правил заключения  трудового договора, если это  нарушение исключает возможность  продолжения работы.

15 билет. Протокол  заседания. Основные правила составления

Протокол –  документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях. Протоколы документируют деятельность постоянно действующих коллегиальных органов, таких как коллегии комитетов и министерств, муниципальных органов управления, а также ученых, технических, методических советов. Обязательному протоколированию подлежат собрания акционеров, заседания советов директоров. Протоколы представляются в органы государственной власти для регистрации (например, при регистрации коммерческих банков, торгово-промышленных палат и др.). Протоколы составляют и для документирования деятельности временных коллегиальных органов (конференций, собраний, совещаний, семинаров и т. д.). В деятельности каждого структурного подразделения протокол используется для документирования постоянных заседаний. В кадровых службах протоколы ведут при проведении аттестации работников, для фиксации работы кадровых, конфликтных экспертных комиссий.

Протокол оформляется  на основе записей, которые велись на заседании секретарем или специально выбранным или назначенным лицом, выполняющим его функции, вручную  или с использованием диктофона. Секретарь заседания должен использовать документы, возникшие в ходе его  подготовки, – повестку дня, списки участников, тексты докладов или выступлений, проекты решений.

Если протокол является массовым видом документов в практике работы учреждения (организации), то целесообразно  иметь бланк формата А4, который в соответствии с существующими требованиями включает в себя: наименование учреждения (организации, предприятия), вид документа (протокол), места для проставления индекса документа, даты, места составления протокола (географический пункт), заголовка к тексту.

Если протоколов составляется немного, их оформляют на чистом листе  бумаги, используя перечисленные  реквизиты и их расположение. При  оформлении протоколов заседаний, проходящих в структурных подразделениях, название подразделения помещают под названием  организации.

Датой протокола  является дата заседания, а не его  оформления или подписания. Известно, что протоколы, как правило, оформляются спустя несколько дней после заседания. Если оно продолжалось несколько дней, то дата протокола включает даты начала и окончания, например: 21–24.09.2000 или 21–24 сентября 2000 г.Номером (регистрационным индексом) протокола является порядковый номер заседания. Нумерация протоколов ведется в пределах календарного года или срока полномочий коллегиального органа.

Заголовок к тесту протокола, как правило, отражает вид заседания  или коллегиальной деятельности и согласуется с названием  вида документа в родительном  падеже: Протокол (чего?) заседания кадровой комиссии; собрания трудового коллектива; совещания начальников структурных  подразделений. Печатается заголовок  с прописной буквы и отделяется 2–3 межстрочными интервалами от реквизита  “место составления документа”. Располагают  заголовок всегда слева над текстом  документа (как и во всех остальных  документах).Текст протокола включает вводную и основную части.В вводной части протокола после заголовка приводятся фамилии и инициалы председателя и секретаря заседания; наименование должности обычно не указывают. Слова “Председатель” и “Секретарь” печатают без абзаца от левого поля документа, отделяя двумя интервалами от заголовка и друг от друга.

С новой строки печатают слово “Присутствовали:” и перечисляют в алфавитном порядке фамилии и инициалы постоянных участников совещания, членов коллегиального органа, комиссии и других сотрудников данной организации (структурного подразделения) без указания должностей. В тех случаях, когда на заседаниях присутствуют должностные лица из сторонних организаций в протоколе с новой строки печатают слово “Приглашенные:”, а

При оформлении протокола  расширенного заседания фамилии  участников не перечисляются, а указывается  цифрой их общее количество: “Присутствовали 47 человек (список прилагается)”.

Повестка дня заседания, как правило, составляется заранее  и должна включать в себя оптимальное  количество вопросов, которые можно  рассмотреть и обсудить на заседании. Правильно составленная повестка дня  позволяет грамотно спланировать проведение совещания, добиться наибольшей эффективности  от этого вида деятельности.. Исходя из этого не рекомендуется включать в повестку дня пункт “Разное”, обсуждение которого может требовать значительного времени.

Текст основной части протокола составляется в соответствии с последовательностью вопросов, установленных повесткой дня, и содержит столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня. Каждый раздел состоит из трех частей: “СЛУШАЛИ”, “ВЫСТУПИЛИ”, “ПОСТАНОВИЛИ” (“РЕШИЛИ”),

Перед словом “СЛУШАЛИ”  проставляется номер в соответствии с повесткой дня.

Слова “СЛУШАЛИ”, “ВЫСТУПИЛИ”, “ПОСТАНОВИЛИ” (“РЕШИЛИ”) печатают от границы левого поля прописными буквами  и заканчивают двоеточием.

Решения, выработанные на совещании, вносят в протокол после слова  “ПОСТАНОВИЛИ” (“РЕШИЛИ”). Решение  принимается коллегиально, что зачастую предполагает голосование участников. Однако в управленческой практике результаты голосования в протоколах обычно не отражают. Если же такая необходимость  возникает или оформляется протокол, в котором результаты голосования  обязательны (например, протокол заседания  аттестационной (квалификационной) комиссии или общего собрания акционеров), то они указываются отдельно по каждому  пункту решения. Например, “Единогласно”  или “За – 14, против – 1, воздержались – 3”.  
В текстах протоколов аттестационных комиссий фиксируются принятые решения по кандидатуре каждого работника.

Решение может содержать  один или несколько пунктов. Они  располагаются по значимости, каждый из них нумеруется. Действенность  любого документа значительно возрастает при использовании конкретных и  четких формулировок. РЕШИЛи

В зависимости от вида заседания  и статуса коллегиального органа выбирается форма протокола: краткая, полная или стенографическая.

Краткий протокол – фиксирует обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения. Допускается опускать фамилии председателя, секретаря, присутствующих. Такой протокол рекомендуется вести только в тех случаях, когда заседание стенографируется, а доклады и тексты выступлений будут представлены секретарю, или в тех случаях, когда заседание носит оперативный характер.

Полный протокол – в документе фиксируются не только обсуждавшиеся вопросы, принятые решения и фамилии выступавших, но и достаточно подробные записи, передающие содержание докладов и выступлений участников заседания, все высказанные мнения, прозвучавшие вопросы и реплики, замечания, позиции. Полный протокол позволяет документировать подробную картину заседания.

Стенографический  протокол – составляется на основе стенографического отчета о заседании (стенограммы) и дословно передает процесс обсуждения каждого вопроса и выработку решения по нему.

Полный и стенографический протоколы составляют на основе рукописных стенографических или магнитофонных  записей, которые ведутся во время  заседания.

Протокол оформляет секретарь  заседания, перепечатывая текст, редактируя его и согласовывая с председателем  совещания или руководителем  структурного подразделения. Юридическую  силу протокол приобретает только при  наличии двух подписей – председателя и секретаря. Подписи располагают, отделив от текста 2–3 межстрочными интервалами, от границы левого поля.

Подписывается первый экземпляр  протокола, который подшивается  секретарем в дело и хранится в  соответствии со сроком, определенным номенклатурой дел. Однако нередко  возникают случаи, когда работнику  необходимо представить в другую организацию (или структурное подразделение) принятое решение. В таком случае оформляется выписка из протокола.

Выписка из протокола  представляет собой точную копию  части текста подлинного протокола, относящегося к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. При этом воспроизводят все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражающий обсуждение вопроса и принятое решение.

 

18 билет. Увольнение  по инициативе работника

Действующий Трудовой кодекс РФ предоставляет работнику право  по своей инициативе расторгнуть  любой трудовой договор – и  срочный, и заключенный на неопределенный срок. Решение об увольнении принимается  работником по собственному усмотрению. А значит, какое-либо понуждение работодателем  работника воспользоваться этим правом недопустимо. Работник может  оспорить решение о его увольнении по собственному желанию по мотиву того, что он был принужден работодателем  подать заявление об увольнении. Какой  порядок увольнения по инициативе (собственному желанию) работника? Процедура увольнения по инициативе работника имеет и целый ряд организационно-правовых нюансов 
Основные ее особенности заключаются в следующем 
  1. Инициатива увольнения безоговорочно принадлежит работнику, причем работодатель не только не вправе препятствовать работнику в его намерении, но и в ряде случаев обязан произвести увольнение в срок, указанный работником 
  2. Увольнение по инициативе работника может быть реализовано в любое время, но с соблюдением (в общем случае) обязательного срока предупреждения о предстоящем увольнении — не позднее, чем за две недели (т.е. можно и за 3 недели, и за 1 месяц, и т.д.) 
  3. Вопреки расхожему мнению, работник вправе уволиться по собственному желанию в течение всего срока действия трудового договора, включая и срок испытания (если таковой установлен работнику при поступлении на работу, в том числе и отдельным соглашением ч.2, ст.70 ТК РФ). Таким образом, правовые основания для увольнения по инициативе работника предусмотрены не только ст. 80, но и ч. 4 ст. 71 ТК РФ 
  Свое заявление об увольнении по собственному желанию работник обязан сделать в письменной форме, устные заявления юридической силы не имеют. Течение указанного срока предупреждения начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

До истечения срока  предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление об увольнении путем подачи соответствующего письменного заявления. Именно, в силу того, что работнику предоставляется время подумать над своим решением, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор самостоятельно до истечения срока предупреждения 
  Закон оставляет работнику возможность для отказа от своего намерения: он вправе отозвать (опять-таки в письменной форме) свое заявление вплоть до последнего дня срока предупреждения. Однако работодатель может отказать работнику в этом и уволить его в соответствии с первоначально заявленным намерением, если: 
   • на место увольняемого работника работодателем приглашен в письменной форме другой гражданин, которому в соответствии с федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора; 
   • в заявлении работника либо в ином документе о порядке увольнения (соответствующем соглашении) было зафиксировано условие о его безотзывности; 
   • если уже истек срок предупреждения, предусмотренный федеральными законами, локальным нормативным актом, действующим у данного работодателя, либо непосредственно соглашением о порядке увольнения

К числу уважительных причин увольнения по собственному желанию, которые влияют на сохранение трудового стажа, относятся: 
   • уход на пенсию по старости либо выход на пенсию пенсионера, получающего пенсию; 
   • направление мужа или жены на работу либо для прохождения службы за границу; 
   • переезд в другую местность; 
   • болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке); 
   • необходимость ухода за ребенком возраста до 14 лет; 
   • необходимость ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы; 
   • зачисление в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру либо клиническую ординатуру; 
   • нарушение работодателем коллективного или трудового договора.

 

19 билет. Резюме

Резюме (фр. resume) – краткий вывод, сжатое изложение, итог. Это документ, который кратко характеризует Вас как профессионала: личные качества, образование, места работы, достижения, умения, навыки. Составляется с целью продемонстрировать себя в выгодном свете и убедить работодателя, что Вы способны справиться с предлагаемой им должностью. По резюме можно понять, подойдете Вы на данную вакансию или нет.

Что необходимо учитывать при написании резюме?

Цель, анкетные данные, личные качества, образование, опыт работы, профессиональные навыки, достижения и награды, повышение квалификации, общественная деятельность, рекомендации.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовое право"