Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:45, реферат
Целью данной работы является исследование и совершенствование выставочной деятельности в туризме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
•раскрыть значение выставочных мероприятий для предприятий сферы туризма и гостеприимства;
•определить классификацию и особенности выставочных мероприятий в туризме;
Современные международные ярмарки делятся на два основных вида – общеотраслевые и специализированные. В настоящее время развитие международных ярмарок и выставок идет как по пути количественного увеличения, так и в направлении качественного преобразования. Наряду с общеотраслевыми ярмарками средств производства и товаров широкого потребления проводятся тематические, показывающие несколько родственных отраслей экономики; специализированные ярмарки (салоны, выставки) по определенным выставочным темам и номенклатуре товаров; специализированные выставки (салоны), экспонаты которых являются не только и не столько товарами, сколько предназначаются для показа решения конкретных технических и других проблем.
Форма и содержание выставочно-ярмарочных мероприятий с течением
времени подвергаются изменениям под воздействием потребностей рынка. Тематические узкоспециализированные ярмарки могут перерасти в тематические общеотраслевые, а из них могут выкристаллизоваться ярмарки с более узкой направленностью, товарные ярмарки могут превратиться в тематические и т.д.
Число и размер международных общеотраслевых и специализированных ярмарок регулируются требованиями мировых рынков, которые они обслуживают. Ярмарочно-выставочные мероприятия, не отвечающие предъявляемым требованиям, отмирают, а новые возникают в соответствии с тенденциями общего развития мирового хозяйства.
На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.
Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.
По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200-300 млн. долл. в год.
Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.
Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.
Позитивную роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности играют.
• положительные изменения в экономике;
• восстановление и развитие межрегиональных и кооперационных связей;
• увеличение объема инвестиций в российскую экономику;
• рост числа выставочных организаций и, как следствие, образование конкурентной среды, стимулирующей повышение уровня выставочного сервиса и современной выставочной инфраструктуры;
• повышение внимания федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Федерации к проблемам
выставочно-ярмарочной деятельности.
Выставочные мероприятия
занимают особое место в туристском
маркетинге, предоставляя туристскому
предприятию возможность
Преимущество также состоит и в том, что туристское предприятие (экспонент) обладает многочисленными возможностями, чтобы превратить для клиента посещение выставки в праздник при помощи, например, организации шоу-программ, викторин, лотерей.
Участие в работе выставок и ярмарок является эффективным средством формирования маркетинговых коммуникаций туристских предприятий, включающим такие элементы комплекса маркетинговых коммуникации, как:
• реклама (печатная, щиты, выставки и т.д.),
• пропаганда, личная продажа (работа стендистов,
• стимулирование сбыта (раздача сувениров, предоставление скидок и т.п).
В туристском бизнесе сегодня используются понятия, общие для всей выставочной деятельности, такие как «выставка», «ярмарка», «биржа» и т.п. Но в настоящее время термины «выставка» и «ярмарка» приобрели настолько близкое смысловое значение, что используются часто как слова-синонимы. Несмотря на такие схожие черты, как адресованность определенному рынку, ограниченная продолжительность, периодическое проведение в конкретных местах, эти понятия в туристической сфере несколько различны.
1.2 Классификация и особенности выставочных мероприятий в туризме
Участие предприятия
в выставках должно служить всем
компонентам комплекса
Выставочная деятельность в современных условиях осуществляется в следующих основных формах:
• выставки - регулярно организуемые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где представляются основные товары и услуги одной или нескольких отраслей на основе выставочных образцов;
• ярмарки - рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где представляются и реализуются характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей.
Классификация выставочно-ярмарочной деятельности проводится по следующим признакам: по территориальному, по тематическому, по характеристикам участников, по уровню значимости, по месту их проведения, по способу проведения, по частоте проведения, по целям организации выставки (ярмарки, ознакомительные и т.д.), по характеру посетителей.
Важной частью выставок являются сопутствующие мероприятия научно-технического характера, в т.ч. конгрессы, симпозиумы, семинары, конференции, презентации, конкурсы и пр.
Из мирового опыта следует, что выставки/ярмарки принято классифицировать по пяти основным признакам:
1. по географическому
составу экспонентов (в
2. по тематическому (отраслевому) признаку;
3. по значимости мероприятия для экономики города/региона/страны;
4. по территориальному признаку (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие);
5. по времени функционирования
(в зависимости от
Классификация выставок/ярмарок по географическому составу экспонентов:
• всемирные (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры) – в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки «ЭКСПО»;
• международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам;
• с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);
• национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);
• межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов);
• местные (региональные) – с участием фирм только из того города/региона, где проводится выставка/ярмарка.
Наиболее популярные международные туристские выставки, биржи и ярмарки представлены в табл.1.
Каждая выставка является своеобразным срезом вполне конкретной рыночной ситуации, дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков, но и участвовать в выходе на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов. Каждая выставка – важная и, что ценно, емкая в плане материальных затрат часть маркетингового плана любой организации, которая принимает в ней участие в роли экспонента, посетителя или, тем более, организатора.
1.3. Порядок организации и проведения выставочных мероприятий
Для того, чтобы сделать участие в выставке более эффективным средством маркетинговых коммуникаций, туристическая фирма должна тщательно спланировать свою работу. Процесс организации выставки представляет собой сложный комплекс организационных, договорных, дипломатических мероприятий. Иногда организация крупной международной выставки занимает более одного года.
За последнее десятилетие резко возросло количество выставок, следовательно, возросло количество фирм, специализирующихся на услугах данного рода, а конкуренция между ними способствует росту уровня профессионализма.
Однако именно на руководителе
туристической фирмы лежит
Чтобы участие было эффективным, предварительно необходимо ответить на следующие вопросы:
• какой продукт предлагает компания и насколько его цена соответствует качеству,
• какого клиента и из каких регионов предприятие стремится привлечь.
Процесс участия туристической фирмы в работе выставки можно условно подразделить на ряд этапов:
1. принятие принципиального решения об участии в выставке/ярмарке;
2. определение целей участия фирмы в работе выставки;
3. выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать фирма;
4. подготовительно-
5. разработка тематического плана экспозиции и сметы участия в выставке;
6. работа в ходе функционирования выставки;
7.подведение итогов участия фирмы в работе выставки после ее окончания;
Принятие принципиального решения об участии в выставочных мероприятиях свидетельствует о достижении туристической фирмой определенного уровня в своей сфере деятельности. В то же время участие в работе выставки требует вложения значительных средств, что может позволить себе далеко не каждое туристическое предприятие.
Выставочная деятельность направлена на достижения основных маркетинговых целей туристического предприятия, среди которых:
• представление туристической фирмы и ее продуктов;
• изучение рынков сбыта;
• поиск новых рынков;
• расширение числа клиентов;
• внедрение нового туристского продукта на рынок;
• определение возможного спроса на новый продукт;
• поиск новых деловых партнеров;
• изучение предложения конкурентов;
• позиционирование своих продуктов относительно тур-продуктов конкурентов;
• формирование благоприятного имиджа туристической фирмы;
• непосредственный сбыт продуктов и заключение контрактов.
Для достижения целей важным является выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать туристическая фирма. Ежегодно проводится огромное количество выставочных мероприятий, поэтому определиться в своем выборе позволяет оценка таких аспектов, как:
• время и место проведения выставки;
• авторитет выставки;
• численный и качественный состав участников и посетителей;
• уровень деловой активности (количество и общий объем заключенных контрактов) на последней выставке;
• возможность предоставления выставочных площадей и услу;
условия участия в выставке;
• кто организатор, как давно он занимается данным видом бизнеса;
• разработка чернового варианта сметы участия фирмы в выставке и изучение соответствия затрат; возможностям фирмы.
Этап разработки тематического плана своей экспозиции включает в себя:
• окончательный отбор образцов продукции, которые будут демонстрироваться;
• разработку стендов фирмы с учетом выделенных площадей, высоты выставочных помещений,
• возможностей в обеспечении электроэнергией, водоснабжения и т.п.;
• генеральную компоновку экспозиции фирмы – распределение экспонатов по тематическим разделам в соответствии с логикой раскрытия основной темы экспозиции.
При этом следует иметь в виду, что размер выставочного модуля играет определенную представительскую роль, но гораздо важнее оригинальное, качественное оформление экспонатов, отлаженная работа стендистов, внимательное отношение к посетителям, привлекательная реклама.
Часто оргкомитеты выставок
предлагают стандартные выставочные
модули разных размеров и конфигураций.
Это не значит, что у турфирмы
нет возможности заказать стенд
по собственным эскизам. Но он должен
органически вписываться в
Нередки случаи, когда финансы туристической компании ограничены, и она вынуждена приобретать выставочную площадь на правах долевого участия с другими участниками. При этом может оказаться, что совместная площадь слишком мала для нормальной работы партнеров. Кроме того, турфирмы, использующие такие «стенды», не воспринимаются как солидные партнеры.
Вместе с тем совместные стенды могут сыграть положительную роль для их участников, когда единым тематическим стендом выступают национальные туристские администрации. Так делают HTA Германии, Кипра, Турции, Египта, ОАЭ и ряд других.
При оформлении стенда лучше воспользоваться услугами профессионального оформителя или дизайнера для создания неповторимой, единственной атмосферы, выражающей дух, стиль, имидж турфирмы, являющейся символом уверенности, солидности, качества, спокойствия. Эскиз, являясь наглядным примером стенда на бумаге, позволяет оценить будущую экспозицию и представить местоположение экспонатов.