Городской ландшафт Самары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования городского ландшафта Самары в качестве объекта экскурсионной деятельности, разработать рекомендации по проведению экскурсии «Городской ландшафт Самары».
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1) На основании теоретического анализа научной, исторической, методической литературы по ландшафту выявить ключевые понятия и сформулировать определение «городской ландшафт».
2) Изучить классификацию объектов и стилей городского ландшафта.
3) Исследовать историю зарождения и развития антропогенного и городского ландшафта в Самаре.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения городского ландшафта как экскурсионного объекта
1.1 Различные подходы к определению ландшафта
1.2 Классификация объектов ландшафта
1.3 Особенности городского ландшафта как экскурсионного объекта
Глава 2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»
2.1 Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса
2.2 Обоснование выбора объектов городского ландшафта Самары для экскурсии
2.3 Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии «Городской ландшафт»
Глава 3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Вложенные файлы: 1 файл

Городской ландшафт Самары как экскурсионный объект.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Мы так долго жили в атмосфере серенькой архитектуры, не ухоженности городских ландшафтов, заросшим огромным пустырям, что с  огромной радостью и любовью относимся к садово-парковым архитектурным формам, к прекрасным образцам антропогенного ландшафта на улицах российских городов.

Несмотря на то, что  зарождение ландшафтного преобразование среды, можно отнести к самому началу деятельности человека, вследствие стремления человека преобразить окружающую его местность, практически развитие ландшафтного искусства произошло в средние века в Европе53.

Ландшафт неразрывно связан со свойствами пространства.

В ландшафтном управлении существует много способов преобразования среды – это:

  1. изменение рельефа,
  2. воссоздание заповедных зон,
  3. обустройство рекреационных комплексов,
  4. создание водных сооружений,
  5. озеленение территории.

При этом многообразие природы  позволяет создавать различные  ландшафтные композиции. Главной особенностью при создании таких композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов.

На формирование стилей антропогенного ландшафта большой  отпечаток оказывали традиции и  культура различных народов, которые  в дальнейшем интегрировались в другие стили, взаимно дополняя их и развивая.

Историю развития антропогенного ландшафта можно проследить54, представив в виде схемы на рисунке 3.

 

 

Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.

Большое значение для  развития антропогенного преобразования ландшафта имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места ландшафта в жизни человека.

Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

Антропогенное преобразование ландшафта того периода напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах  стали модными скульптуры (в том  числе и сформированные из зеленых  растений – искусство топиари), стало больше внимания уделяться цветовому решению ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий природный ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим природным ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.

Эпоха классицизма в ландшафте отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Смена стилей в преобразовании ландшафта не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн.

И лишь когда Европой  овладел дух английского стиля  садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.

XX век (особенно его  конец) отличается революционными  преобразованиями в архитектуре  зданий и ландшафте. Появились  новые, совершенно фантастические  конструкции в управлении ландшафтом.

Так как начало антропогенного ландшафта связано с представлением рая на Земле, а каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны55, поэтому в искусстве организации окружающего пространства так много стилей и форм.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре, доминирующую роль в которой играли Китай и Япония.56.

Антропогенный ландшафт принято подразделять на следующие стили, представленные на рисунке 4.

Существует ли русский  стиль в антропогенном ландшафте. Вопрос достаточно спорный. В России, принято считать, что история  отечественного антропогенного ландшафта  начинается в эпоху правления  Петра I (начало XVIII века). Несомненно, что именно с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством воспитания.

Однако, к самым первым предшественникам современных парков и садов, которые имели распространение еще до расцвета Киевской Руси, можно отнести плодовые сады при древних поселениях.

 

 

После принятия христианства широкое распространение получили сады при монастырях. Кроме плодовых растений, эти сады включали декоративные кустарники, цветы, живые изгороди, заросли ореха и жасмина. « …Монастырские сады приводили в восхищение набожных царей и цариц. Стали возникать царские, а затем боярские сады; в конце концов, обыватели последовали тому же примеру, а в результате вся Москва запестрела в садах. Но и этого мало: монастыри повлияли на крестьянское население, которое благодаря им усердно принялось за преобразование природного ландшафта через плодоводство и огородничество.

В XVI веке Москва буквально  утопала в зыбкой зелени садов, перемежавшихся многочисленными рощами, лугами, пустырями… Русские люди смотрели на окружающий ландшафт как на экономическую часть дома, доставлявшую и плоды, и овощи, и рыбу, и мед, и тут же служившую для мытья, купанья, полосканья и пр. В смысле «сада», т.е. ради прогулки, у них все еще оставался любимым местом лес, а для игрищ – лужайки, каковых в Москве было немало…» (Регель, 1896 г.)57.

Сад при русской усадьбе XV–XVI веков - это были почти исключительно плодовые «огороды», даже в придворцовых садах и загородных царских и боярских усадьбах преследовались в основном утилитарные цели. Декоративные цветники появляются позже, уже к исходу XVII века. Встречались и раскрашенные беседки, качели, резные лавочки-сиделки и столы, но все это было лишь дополнением к хозяйству, утилитарная функция усадьбы была тогда основной. Красивое видели в предметах простого повседневного быта, «красоту» не отделяли от «пользы».

Таким образом, в русском народном садоводстве, как прародителе антропогенного ландшафта, вплоть до середины XVII века еще нет признаков деления усадьбы на хозяйственную и «парадную» части, нет каких-либо специальных декоративных устройств, лишенных утилитарного назначения, наблюдается лишь стремление украсить жилище и все, что его окружает58.

Интересно, что более  чем через 200 лет, в конце XIX века в  России стала все заметнее проявляться  тенденция к замене чисто декоративных представительных парков при усадьбах так называемыми экономическими садами, которые, включая в себя также и некоторые декоративные элементы, частично использовались для отдыха. Такой поворот в преобразовании ландшафта означал возврат к древнерусской традиции сочетать утилитарные функции сада-огорода с художественной.

Примером могут служить  усадьбы, возникшие в этот период и сохранившиеся до наших дней благодаря их большому культурно-историческому  значению: Ясная Поляна в Тульской области, Спасо-Лутовиново в Орловской, Михайловское, Тригорское.

Своеобразным явлением в развитии антропогенного ландшафта были так называемые «верховые» увеселительные сады, создаваемые при княжеских (царских) хоромах на специальных каменных сводах. В XVII веке в Кремле существовало несколько малых «висячих» садов, расположенных на крышах и террасах дворца. Сад украшал расписной терем-беседка, затейливые резные ограды, небольшие водоемы, цветники в ящиках59.

К сожалению, немного  нам известно о тех преобразованиях природного ландшафта, которые создавались в XVI–XVII веках, и еще меньше – природно-антропогенных объектах - садах и парках Древней Руси. Однако, несомненно, их влияние на возникновение и развитие антропогенного ландшафта в России в более поздний период вплоть до сегодняшнего дня.

К примеру, современные  владельцы загородных усадеб, располагая в укромных местах сада модных ныне гномиков, черепашек, птичек, и не догадываются о связи своих поступков с древними языческими верованиями наших предков, а получающие все большее распространение «сады на крышах» – не что иное, как продолжение идеи «висячих» садов Древнего Кремля.

И все-таки не случайно историю  развития антропогенного ландшафта в России делят на допетровский и послепетровский период. Ведь именно Петр I стал рассматривать садовое зодчество как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не только средством украшения, но и воспитания. А так как Петр стремился создать целостное великое государство под властью абсолютного монарха, то и стилем, преобладавшим в петровскую эпоху должен был стать регулярный стиль, символизировавший сильную централизацию во всем60.

Ландшафтное проектирование и антропогенный ландшафт в России имеют свои особенности, так как выступают еще как средство воспитания:

1. Несомненно, что именно  со времени правления Петра I сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством обучения и воспитания.

2. Вода – важнейшее средство художественной выразительности. Мало где еще можно встретить такое изобилие фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов, как в русском регулярном парке петровской поры.

3. Отсутствие идеального  геометрического плана. Часто  парк представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных воедино системой просек, и окруженных лесом или водой. Эту особенность парки петровского времени, без сомнения, унаследовали от старинных русских садов.

4. Характерная русская  флора. Аллеи, шпалеры и живые  изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук.

5.Парки служили не  только для отдыха и развлечения,  но и для обучения людей.  Каждая скульптура в парке  «говорила»: или рассказывала о той или иной античной легенде (а в то время, когда Россия только еще знакомилась с европейской культурой, это было отнюдь не маловажно), или призывала следовать какой-либо добродетели, или же увековечивала военные победы русской армии61. Дальнейшую классификацию ландшафтного дизайна можно предложить, используя в качестве основы природно-антропогенный объект. Среди таковых можно предложить:

  1. Альпийские горки
  2. Деревья – скульптуры
  3. Бордюры
  4. Живые стены
  5. Вертикальный настенный сад
  6. Топиари

1. Альпийские горки – каменистый сад. Удачным обрамлением альпинария может стать подстриженный газон, на котором обычно помещают два-три больших камня и какое-нибудь неброское растение, хвойное или лиственное дерево или высокое травянистое растение62;

2. Бордюры формируются в основном из низкорослого медленнорастущего кустарника. Высаживают ее вдоль дорожек, границ террас и газонов, для подбивки цветников. Бордюры могут быть формованные и свободно растущие .

3. Живые стены служат для архитектурно-художественного оформления, защитой от ветров, шума и пыли. Они высаживаются вдоль границ участка, реже внутри него63.

4. Вертикальный настенный сад - где вертикаль это не только место, по которому проходят стебли растений (как это испокон веков было в замках, увитых плющом), но и поверхность, на которой они растут64.

5. Деревья – скульптуры - изменение формы ствола. С помощью наипростейших инструментов можно заставить дерево вырасти в форме беседки, человеческой фигурки или декоративного сердца65.

6. Topiary - орнаментальное  или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, чаще всего в виде животныз66. Топиарное искусство (англ. top - вершина) - фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.

Возникшее в древности искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников в последнее время стало неотъемлемой частью антропогенного ландшафта.

Придание деревьям и  кустарникам геометрических и фантастических форм, например животных, архитектурных  сооружений, да и просто стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой ландшафта.

Информация о работе Городской ландшафт Самары