Городской ландшафт Самары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования городского ландшафта Самары в качестве объекта экскурсионной деятельности, разработать рекомендации по проведению экскурсии «Городской ландшафт Самары».
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1) На основании теоретического анализа научной, исторической, методической литературы по ландшафту выявить ключевые понятия и сформулировать определение «городской ландшафт».
2) Изучить классификацию объектов и стилей городского ландшафта.
3) Исследовать историю зарождения и развития антропогенного и городского ландшафта в Самаре.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения городского ландшафта как экскурсионного объекта
1.1 Различные подходы к определению ландшафта
1.2 Классификация объектов ландшафта
1.3 Особенности городского ландшафта как экскурсионного объекта
Глава 2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»
2.1 Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса
2.2 Обоснование выбора объектов городского ландшафта Самары для экскурсии
2.3 Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии «Городской ландшафт»
Глава 3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Вложенные файлы: 1 файл

Городской ландшафт Самары как экскурсионный объект.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

История Струковского парка имеет удивительную и неповторимую историю. В начале XIX столетия сад принадлежал действительному статскому советнику Г. Струкову, управляющему Илецким соляным правлением в Самаре. Сад располагался в 150 саженях от Волги и занимал площадь в 2 десятины 592 кв. сажени. Здесь росли в основном дуб, осина, липа, вяз. Плодовых деревьев, кроме нескольких яблонь, почти не было. В саду находилось несколько деревянных строений и две оранжереи114.

Сад стал процветать благодаря губернатору  К. Гроту. По его просьбе заведование им взял на себя С. Лошкарев, чиновник министерства государственных имуществ. Провели две большие аллеи, устроили цветники, парники, оранжерею, большую деревянную лестницу для спуска с горы. В 1870 году площадь Струкачей увеличилась: город купил соседний сад поручика Н. Кроткова на углу набережной и ул. Алексеевской (Красноармейской). Однако город на содержание Струкачей средств не выделял, и сад стал приходить в некоторое запустение.

В 1871 году городская Дума изменила характер управления и содержания сада, признав своею нравственною перед городским обществом обязанностью сделать это любимое общественное «гульбище вполне достойным Самары»115.

Дума ежегодно отчисляла из бюджета  на его содержание суммы, значительно  большие, чем на другие сады. Садовая комиссия, в состав которой входили садоводы-любители, работала неформально и со знанием дела. Струковский по праву считался лучшим общественным садом Самары.

Новая жизнь Струковского парка  началась уже после Октябрьской  революции 1917 года. Он стал одним из многих парков, носил официальное название «Парк имени Горького», но в народе его продолжали называть Струковским парком116.

Самара – это город, в котором  переплетены различные формы  природного и антропогенного ландшафта, хотя преобладает строгий классицизм, граничащий с минимализмом. Исключение составляет Струковский парк, в котором присутствует старорусский парковый стиль и топиари.

В качестве объекта экскурсии  «Городской ландшафт Самары» Струковский  парк интересен многим. Современный антропогенный ландшафт Струковского парка включает в себя различные стили, среди которых можно отметить не только альпийский горки, фигурные скульптуры деревьев - топиари. Ежегодно в парке проводят выставки цветов и антропогенного ландшафта.

Выбор объектов городского ландшафта  Самары, позволяет сделать вывод, что набережная реки Волги, включая Струковский парк, является главной достопримечательностью городского ландшафта Самары.

Кроме того, они является такой территорией города, на которой сконцентрированы исторические и культурные памятники, что позволяет связать воедино зрелищность антропогенного ландшафта и познавательность историко-культурных объектов, используя их в экскурсионном деле.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

  1. Экскурсия по маршруту (Набережная реки Волга – Струковский парк – Сквер имени А.С.Пушкина) полностью сочетает в себе посещение достопримечательных чем-либо объектов общеобразовательной или культурно-просветительной целью.
  2. Выбор в качестве объекта экскурсии «Городской ландшафт Самары» набережной реки Волги и Струковского парка является обоснованным, как не только одно из самых популярных мест жителей города Самары и ее гостей, но и потому, что сочетает в ландшафтной среде историко-культурные памятники и достопримечательные места.

2.3 Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии «Городской ландшафт»

 

Как было показано выше, бесспорной гордостью жителей Самары являются волжские набережные с индивидуальным городским ландшафтом, озелененные по всем правилам садово-паркового искусства.

Самарская набережная – настоящая  жемчужина городского ландшафта. Идея ее создания принадлежит архитектурному руководству города. Впервые территорию, вечно занятую промпредприятиями, складами, свалками и пристанями, расчистили и по проекту самарских архитекторов Н.В. Подовинникова, А.Г.Моргуна, В.Г.Каркарьяна, М.А.Труфанова создали восхитительную зону отдыха. По одним источникам набережная Волги состоит из трех частей117.

Первая расположена в районе исторического центра города и окрещена «старой набережной», она тянется от Речного вокзала до Жигулевского пивзавода; вторая и третья, именуемые «новыми набережными», разделены заводом (в настоящее время развлекательным центром) «Кинап». Здесь бьют фонтаны, цветут клумбы, а виды пляжей и широких плесов создают атмосферу курортности.

Впервые о строительстве набережной в Самаре заговорили в 30−х годах  прошлого века. Проектные работы начались в 1935 году. Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни…Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи118.

Наиболее активно взялись за благоустройство прибрежной части  города в послевоенное время, а к  строительству приступили в начале 50−х.

По другим источникам набережная волги состоит из четырех частей. Первым объектом стала набережная от улицы Вилоновской до Некрасовской (1−я очередь).

Проект второй очереди, от Вилоновской  до завода «Кинап», разрабатывался как  часть плана комплексной застройки  берега Волги - тогда и были спроектированы сегодняшние жилые кварталы по Волжскому проспекту.

Затем были построены третья очередь  – от ул. Некрасовской до Речного  вокзала, и четвертая, от «Кинапа» до Силикатного оврага, организованная как каскад спускающихся к Волге  террас.

Первые очереди строились на так называемые «нефтяные деньги» - тогда городам, где ведется нефтедобыча, возвращалась часть средств от продажи сырья, в Самаре их было решено направить на благоустройство.

Михаил Труфанов вспоминает, что  делегации горисполкома ходили на прибрежную стройплощадку как на работу: лично выбирали стройматериалы, «тестировали» садовые скамейки - все держали под контролем119.

По его словам, набережная проектировалась  и создавалась как главное  место отдыха горожан. «Когда она  открылась, то напоминала парижский бульвар. Набережная была настолько красивой, что проплывающие мимо на пароходах пассажиры аплодировали, выражая ей свое восхищение», - с гордостью говорит Михаил Труфанов.

По словам архитектора, сейчас функциональность набережной нарушена - она используется как торговая площадка, тогда как ее предназначение в другом. Он надеется, что когда-нибудь самарской набережной будет возвращен былой лоск и красота120.

Однако выбор объектов городского антропогенного ландшафта Самары, показал, что набережная реки Волги, включая Струковский парк, является главной достопримечательностью городского ландшафта Самары, поэтому в качестве объектов и маршрута экскурсии «Городской ландшафт Самары» рассмотрим антропогенный ландшафт первой и третьей очереди набережной Волги протяженностью от Речного вокзала до улицы Вилоновской (граница с Самарским пивзаводом) и Струковского парка.

Начало экскурсии – у Гостиницы  России. Претендует на трехзвездочную. Отличное расположение рядом с Речным вокзалом, набережной и пляжем. Место у гостиницы «Россия» открывает прекрасный вид не только на антропогенный ландшафт набережной, но на Волгу и противоположный берег с отрогами Жигулей, являющимися прекрасными объектами природного ландшафта.

24 июля 1967 года состоялось открытие нового речного вокзала по проекту архитектора Ю. Когана. Это целый комплекс железобетонных сооружений. На площади 80 тысяч квадратных метров была сооружена причальная стенка протяженностью 600 метров.

На откосе, с которого к реке ведут широкие ступени лестниц, возвышаются 2-этажное здание вокзала и 12-этажное здание гостиницы «Россия» на 400 мест. Окончательно комплекс современный речного вокзала возведен в 1971 году.

Среди сооружений на улице Горького в качестве объекта экскурсии выделим здание управления пароходством «Волготанкер», построенное в 1937 году по проекту архитектора А. Ушекова. Это здание также уместно в качестве объекта экскурсии, так как в архитектуре о здания сказался начавшийся в те годы в СССР процесс освоения классического архитектурного наследия.

Главный объект экскурсии «Городской ландшафт Самары» - Набережная (архитектор Н. Подовинников).

Протяженность самарской набережной составляет 4,2 км. Для сравнения: в  Астрахани набережная тянется вдоль  Волги на 1,2 км, в Саратове - на 1,5 км, в Нижнем Новгороде есть несколько небольших участков «а-ля набережная», а в Казани строительство городской набережной только планируется121.

Один из первых архитекторов самарской набережной Михаил Труфанов говорит, что Самаре повезло с пологим берегом. В остальных городах спуск к реке такой крутой, что просто нет возможности создать подобную пешеходную зону.

Антропогенный ландшафт набережной первой и третьей очереди  прекрасно сочетает в себе различные  стили ландшафта, среди которых необходимо отметить классицизм модерн и эклектику.

Если газоны набережной оформлены с использованием классицизма, то фонтан на набережной под Ленинградским  спуском – типичное представитель  модерна.

Аллеи первой очереди  набережной проходят мимо сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького. Сад, названный в честь своего основателя Струковским, существует с начала XIX века.

Струковский сад, когда-то построенный по законам красоты антропогенного ландшафта, ныне в «растительном плане» вновь расцвел, особенно в августе каждого года - на празднике цветов, современного рукотворного ландшафта и топиарного искусства.

В качестве объекта городского ландшафта Струковский парк может  стать великолепным образцом исторического  подхода к антропогенному ландшафту.

Среди них старые аллеи, альпийские горки, грот – все, что было заложено еще в 19 веке.

В начале 60-х годов 20 века в парке располагался Цирк Шапито. Расположение Шапито в парке ставило его в особое положение, так как в те времена в стране цирк был очень популярен.

Наряду с Театром  оперы и балета, Филармонией, Драмтеатром  парк всегда был многолюдным, особенно в летнее время года. Чистый и  ясный, от солнца приветливый облик  парка всегда создавал праздничное  настроение, особенно когда играл симфонический или духовой оркестр.

Главные аллеи парка  тогда были с деревянным мощением и такими же ступенями. По краю аллей  располагались дубовые ограждения с широкими перилами. Кое-где встречалось  мощение булыжником. Ныне же - везде  строгий асфальтобетон.

В парке тогда было четыре видовые площадки, с которых  открывались прекрасные виды на набережную и волжские пейзажи. На одной из площадок стояла деревянная ротонда. Две площадки располагались вверху, при входах, на рельефном склоне парка, две другие были на среднем ярусе - при летнем ресторане и у летней сцены-раковины.

Со стороны откоса они имели деревянную с резьбой  изгородь, которую всегда подкрашивали к открытию сезона в зеленый и  синий цвета. На площадках имелись  деревянные столики с лавками, где старички, завсегдатаи парка, оглядывая живописные окрестности и проплывающие пароходы, дымили курительными трубками и играли в домино или шахматы122.

Современный антропогенный  ландшафт парка представлен интересными  выставочными экземплярами проектирования городской природной среды и антропогенного ландшафта, а также топиарное искусство.

Струковский парк непосредственно  соприкасается с улицей Куйбышева, с рядом прекрасных исторических памятников, конца 19- начала 20 века.

Там, где заканчивается  улица Куйбышева, поперек ее оси, расположена уютная площадь имени В.И. Чапаева. Маленькая площадь стала немым свидетелем всех этапов развития русской архитектуры XIX-XX веков в русском стиле, стиле модерн, конструктивизме, постмодернизме.

На Площади имени  Чапаева возведен в 1932 году многофигурный памятник чапаевцам. Высота памятника 10 м, размеры в плане 17 на 22 м. Автор - скульптор М.Манизер. Копию памятника, выполненного в 1933 году, можно увидеть в Санкт-Петербурге перед зданием академии имени М. Буденного123.

Антропогенный ландшафт площади, построенный по классическому  стилю прекрасно сочетается с характерной русской флорой верхней аллеи Струковского парка и видом на антропогенный ландшафт Заволжья.

Площадь Чапаева в  качестве объекта городского ландшафта Самары будет интересна потребителям экскурсионных услуг не только великолепной панорамой, но и зданием Драматического театра.

Проект Драматического театра был заказан в 1886 году московскому  архитектору М. Чичагову, стороннику «русского стиля». Здание театра из красного кирпича и белых деталей, залом на 1123 места было завершено в 1888 году. В архитектуре театра видны две взаимоисключающие тенденции: план и фасад здания имеют симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а детали здания характерны для московской средневековой архитектуры124.

Коренная реконструкция  здания была осуществлена в 1965 году. На площади Чапаева сложился своеобразный уголок города. Двухэтажный деревянный дом с двумя башенками, построенный  А.Щербачевым, усилил «театрализацию» среды125.

За зданием Драмтеатра – жемчужина городского ландшафта Самары – Сквер им. Пушкина, с прекрасным видом на Волгу.

Возвышенность, на которой  находится Сквер им. Пушкина прекрасно сочетает природный и антропогенный ландшафт. Впечатление от природно-антропогенного ландшафта усиливает панорама на Волгу и Заволжье с отрогами Жигулевских гор.

Информация о работе Городской ландшафт Самары