Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:01, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования городского ландшафта Самары в качестве объекта экскурсионной деятельности, разработать рекомендации по проведению экскурсии «Городской ландшафт Самары».
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1) На основании теоретического анализа научной, исторической, методической литературы по ландшафту выявить ключевые понятия и сформулировать определение «городской ландшафт».
2) Изучить классификацию объектов и стилей городского ландшафта.
3) Исследовать историю зарождения и развития антропогенного и городского ландшафта в Самаре.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения городского ландшафта как экскурсионного объекта
1.1 Различные подходы к определению ландшафта
1.2 Классификация объектов ландшафта
1.3 Особенности городского ландшафта как экскурсионного объекта
Глава 2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»
2.1 Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса
2.2 Обоснование выбора объектов городского ландшафта Самары для экскурсии
2.3 Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии «Городской ландшафт»
Глава 3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
В настоящее время интерес к топиарному искусству (фигурная стрижка деревьев) в России практически отсутствует. Однако посетители этих садов смогут совершить прогулки и наслаждаться видом этих фантастических творений, получить вдохновение, а также узнать о том, как возник и развивался данный вид ландшафтного искусства.
История фигурной стрижки деревьев начинается тысячи лет назад, во времена, когда древние Египтяне и Персы создали регулярные сады по ассоциации с их равносторонней архитектурой.
Рабы из Сирии и
Египта принесли эти знания в Рим,
и искусство топиари
Вновь расцвет популярности регулярных садов произошел в VII веке в эпоху Ренессанса и нашел свое отражение в великолепии Версальских парков. В Англии также были созданы сказочные сады с фигурно подстриженными деревьями, такие как Левенс Холл Кендал в Камбрии. С тех пор искусство топиари вновь стало популярным в Европе и остается таковым и по сей день.
Существует несколько разновидностей топиарного искусства:
1) Классический стиль топиари.
2) «Новое топиари».
3) Американский (каркасный) стиль топиари.
В классическом понимании - это геометрические или фантастические формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону, веревке или на глаз. Иногда используется стягивание ветвей.
«Новое топиари» (приблизительно. 18 век) - было придумано американцами, и подразумевает под собой стрижку растения по металлическому каркасу, что значительно облегчает дальнейшее поддержание формы и пока зеленая скульптура дорастает до нужного размера, идею передает металлическая скульптура, внутри которой высажено растение. Сегодня топиари – один из старейших видов искусства, которое не перестает очаровывать67. В России топиарное искусство редко встречается в ландшафтном планировании. Однако необходимо отметить, что в последние годы интерес к нему возрос. Появились топиарные скульптуры и в Самаре (Струковский парк). Анализ нормативно-законодательной, учебной и исторической литературы, показал, что существует два подхода к классификации ландшафта: нормативно-законодательный и исторический.
Нормативно-законодательный
представлен межгосударственным стандартом,
по которому классификация современных
ландшафтов должна основываться на сочетании
природных и антропогенных
Туризм в начале XXI
в. стал одним из ведущих направлений
социально-экономической
Туристские ресурсы - природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные, археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе туризма.
Туристские ресурсы являются национальным достоянием, часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения.
Существует Список Всемирного наследия, куда включаются объекты всемирного культурного и природного наследия. Такой список ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются средства ООН.
Следует отметить, что единая нормативно-правовая база, посвященная туристским ресурсам (объектам), в Российской Федерации отсутствует. В связи с неурегулированностью вопроса, классификация туристских ресурсов, их оценка, использование туристских ресурсов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о конкретном виде объектов.
К законодательству Российской Федерации о туристских ресурсах, связанных с природной средой можно отнести:
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (в нашем случае, природного и антропогенного ландшафтов) народов Российской Федерации и направлен на реализацию права каждого на доступ к культурным ценностям.
В законе классификация объектов культурного наследия производится по видам и категориям. В соответствии со ст. 3 Закона к объектам культурного наследия относятся, в том числе:
При этом особое место в решении совместных проблем экологии и культуры занимают историко-культурные заповедники, определяемые в федеральном законодательстве как достопримечательные места, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания72.
Туристскими ресурсами для целей Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
Туристские ресурсы могут включать в себя как природные богатства, так и материальные ценности73.
В Манильской декларации
по туризму, принятой на Всемирной конференции
по туризму 10.10.1980 г., отмечается, что
удовлетворение туристских потребностей
не должно наносить ущерб социальным
и экономическим интересам насе
Необходимо отметить особый правовой режим таких природных ландшафтных памятников, как национальные парки, дендрологические парки и ботанические сады. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Дендрологические парки и ботанические сады так же являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
На территориях
Территории дендрологических парков и ботанических садов могут подразделяться на следующие функциональные зоны:
Туристским ресурсом, таким образом, может быть как природная, так и преобразованная среда.
Природная среда, как один из элементов городского пространства, должна обладать теми же характеристиками, что и среда социальная, иметь свои культурные образцы и различную степень преобразованности.
Высокая преобразованность природной среды не означает ее полной ликвидации. Напротив, урбанизированная среда создает условия для повышения общекультурного потенциала горожанина, меняя его отношение к природе. Современному горожанину природные элементы в городской среде необходимы для полного воспроизводства его физических и социальных потенций.
В то же время природа - не просто необходимый элемент урбанизированной среды. Система природных элементов также должна быть дифференцирована, как дифференцирована сама городская среда. Природная среда должна иметь не только количественные (нормированное СНИПом необходимое количество зеленых насаждений, приходящихся на 1 жителя, ширина и структура санитарно-защитных зон, обязательное наличие парка в районе и т.д.), но и качественные характеристики, которые заключаются в соответствии природного элемента культурному потенциалу той зоны, в которой он находится.
Например, парк, расположенный в центральной зоне, должен обладать той же степенью уникальности и исторической глубины, которая ей свойственна. Что и подтверждается конкретными реальными исследованиями75.
Но главной особенностью городского ландшафта как туристского объекта (ресурса) является то, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места. Они представляют собой узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.
Вокруг этих узлов
формируются ареалы насыщенных, тематически
связанных историко-культурных объектов,
которые позволяют связать
К сожалению, развитие планирования антропогенного ландшафта в конце 20 века в России и Самаре, в том числе, шло по пути минимализма – аллеи и клумбы с традиционным набором посадочного материала и высаживанием деревьев во дворах и вдоль автомобильных трасс, огромные незастроенные пустыри.
Ландшафтное планирование в последнее десятилетие в России и городах пошло по пути конструктивизма и многообразия стилей, но чаще всего сводилось к озеленению.
В градостроительстве озеленение являлось составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке и благоустройству населённых мест. Оно имело и имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду, однако далеко от истинного антропогенного ландшафтного планирования.
Самара не является исключением. Это город, в котором переплетены различные формы природного и стили антропогенного ландшафта. С другой стороны, Самара – город с древней историей. В городе огромное количество мест, отражающих события отечественной истории. Кроме того, Самара – город с богатым историко-культурным наследием, неповторимой архитектурой в старой части города, органично вписанных в окружающий городской ландшафт.
Анализ законодательно-
Для использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, необходимо два условия:
1. Наличие объектов антропогенног
2. Наличие тематически
связанных историко-культурных
Все это позволяет сделать предварительный вывод, что городской ландшафт Самары может быть использован в качестве экскурсионного объекта.
Глава 2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»
Необходимость и целесообразность программы развития туризма в Самаре на ближайшее десятилетие, кажется, не вызывает сомнений у всех, реально и заинтересованно оценивающих перспективы социально-экономического и градостроительного развития Самары.
Более того, отсутствие такой программы, как действенного инструмента, уже в обозримой перспективе неминуемо угрожает городу, претендующему на звание региональной столицы, стагнацией и деградацией.
Главной стратегической целью этой программы является формирование в Самаре конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики.
Она должна обеспечить, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, внести значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия76.
Экскурсии являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной популярностью.