Городской ландшафт Самары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования городского ландшафта Самары в качестве объекта экскурсионной деятельности, разработать рекомендации по проведению экскурсии «Городской ландшафт Самары».
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1) На основании теоретического анализа научной, исторической, методической литературы по ландшафту выявить ключевые понятия и сформулировать определение «городской ландшафт».
2) Изучить классификацию объектов и стилей городского ландшафта.
3) Исследовать историю зарождения и развития антропогенного и городского ландшафта в Самаре.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения городского ландшафта как экскурсионного объекта
1.1 Различные подходы к определению ландшафта
1.2 Классификация объектов ландшафта
1.3 Особенности городского ландшафта как экскурсионного объекта
Глава 2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»
2.1 Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса
2.2 Обоснование выбора объектов городского ландшафта Самары для экскурсии
2.3 Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии «Городской ландшафт»
Глава 3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Вложенные файлы: 1 файл

Городской ландшафт Самары как экскурсионный объект.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Методическое обеспечение  проведения экскурсии о городском  ландшафтном дизайне представлено в Приложении 3.

Выбор объектов позволил разработать маршрут экскурсии «Городской ландшафт Самары», который представлен вместе с картой марщрута в Приложении 4.

Таким образом, объекты и маршрут по набережной реки Волги, включая Струковский парк, и переходящий к зданию Драмтеатра имени Горького, позволяет на небольшой территории старой части Самары познакомить экскурсантов, как жителей, так и гостей города с прекрасными историческими и культурными памятниками, прекрасно сочетающимися с природной и антропогенной ландшафтной средой.

Поэтому исследованные выше объекты и маршрут можно использовать в экскурсии «Городской ландшафт Самары».

 

Глава 3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»

 

Так как экскурсия  – это процесс познания, в результате которого усваивается какая-либо истина, а познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, то экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, материальную и практическую деятельность людей.

Восприятие наблюдаемых  объектов природного и антропогенного ландшафта в процессе экскурсии «Городской ландшафт Самары» происходит на основе зрительных ощущений. С помощью зрительных и слуховых ощущений формируется представление об объекте.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что экскурсия  «Городской ландшафт Самары» как процесс познания состоит из двух частей:

  1. Чувственное познание (ощущение, восприятие и представление).
  2. Логической познание (мышление).

Поэтому проведение экскурсионного процесса в ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» заключается в решении четырех основных задач.

Задача 1. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии.

Задача 2. Экскурсантам услышать об этих объектах необходимую информацию.

Задача 3. Экскурсантам ощутить величие природного ландшафта Волги, Жигулей и антропогенного городского ландшафта Набережной, Струковского сада, увидеть красоту природной и антропогенной ландшафтной среды, а также других объектов экскурсии, почувствовать значение того или иного исторического события в жизни города и государства.

Задача 4. Овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.126

В решении последней  задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, ландшафтные линии и композиции, их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

В эстетике чувственное  познание является основной целью. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие127.

Здесь необходимо отметить, что в незнакомом городе восприятие человека может быть ярче, он рассматривает  ландшафт и архитектуру, принимает  или отвергает их внешние характеристики, видит и отмечает особенности128.

Умение видеть, как эстетическое и историческое восприятие заключается в следующем:

  1. во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера;
  2. во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию;
  3. в-третьих, надо уметь анализировать, делать необходимые выводы.129

Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает  экскурсовод130.

Кроме того, экскурсия  «Городской ландшафт Самары» должна способствовать развитию интереса к окружающей среде, которому способствует сама организация городского пространства, его природный и антропогенный ландшафт.

Чем более природный  и антропогенный ландшафт соразмерен человеку, тем более он готов воспринимать город его ландшафт и сооружения, любоваться ими, чувствовать себя рядом с ними комфортно. И в то же время отсутствие новых впечатлений приглушает положительное восприятие природной городской среды, она начинает утомлять своей безликостью, однообразием, наступает информационное пресыщение, «усталость» и на этом фоне психологическое напряжение131.

Психологическая оценка и восприятие городской природной  и антропогенной ландшафтной  среды задается самим человеком, но она в итоге влияет на его  восприятие и комфортное ощущение себя в городском ландшафте.

Важную роль в активизации  восприятия играет умелый рассказ экскурсовода. На основе восприятия строится представление, которое позволяет экскурсантам, сочетая полученную ранее информацию, представить объект в другом свете. Совокупность представления стимулирует работу воображения. В процессе мышления на экскурсии экскурсанты получают представление не только о единичных свойствах предмета, но и о совокупности свойств предмета или группы предметов. На этой стадии мышления происходит процесс образования понятий.

Рассказ и показ создают  необходимые впечатления и вызывают определенные чувства экскурсантов132.

Поэтому при проведении экскурсии «Городской ландшафт Самары»  имеют огромное значение методы и  приемы показа и рассказа.

В качестве рекомендаций по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары» предлагаются следующие методы и приемы экскурсии «Городской ландшафтный дизайн Самары»:

1. Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении – приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него133.

1.1. Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта134.

Применяется при показе:

  • Объекта № 1– комплекс Гостиница «Россия» - Речной вокзал (портфеля экскурсовода - Приложение 5);
  • Объекта № 5 портфеля экскурсовода –аллеи Струковского сада, примеры антропогенного ландшафта (Приложение 5).
  • Объекта № 7– Выход на ул. Куйбышева.
  • Объекта № 8– Площадь имени В.И. Чапаева (Карточка № 6 Приложения 5).
  • Объекта № 9– Драматический театр (Карточка № 7 портфеля экскурсовода - Приложение 5)
  • Объекта № 10– Здание Самарской академии культуры (Карточка № 8 Приложения 4)
  • Объекта № 11 – Сквер им. Пушкина (Карточка № 9 Приложения 4)

1.2. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности135.

Применяется при показе:

  • Объекта № 2 – Третья очередь набережной;
  • Объекта № 4 –Набережная 1-ая очередь
  • Объекта № 5 – Набережная – мимо Струковского сада.
  • Объекта № 8 – Конец ул. Куйбышева - Площадь имени В.И. Чапаева (панорамный вид на колокольни Иверского монастыря)
  • Объекта № 9 – Драматический театр (панорамный вид на Волгу – здание Самарского Пивзавода Приложение 5)
  • Объекта № 11 – Сквер им. Пушкина (панорамный вид на Волгу – Заволжье - Струковский сад здание Самарского Пивзавода)

Для панорамного показа могут быть использованы высокие точки, откуда открывается панорама города, реки.

1. 3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания136.

Данный прием используется при показе Объекта № 4 (фотографии старого здания водного вокзала – Приложение 5).

Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления  экскурсантов.

1.4. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

В нашем случае используем зрительное и словесное сравнение  при показе:

Объекта № 4 (фотографии старого здания водного вокзала, Приложение 5) – сравниваем с Новым речным вокзалом.

При показе объекта № 6 – словесное сравнение с Летним садом в Питере.

1.5. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы).

Наличие контраста обогащает  новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект137.

Данный прием используем при показе:

  • объекта № 3 - Здание управления пароходством «Волготанкер»,
  • объекта № 5 – конец набережной - мимо Струковского сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького;
  • объекта № 7 - Выход на ул. Куйбышева (здания Дворца Пионеров и Политехнического института); Объекта № 10 - Здание Самарской академии культуры (Приложение 5).

1.6. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.

Данный прием используем при показе:

  • объекта № 6 – объекты ландшафтного дизайна в Струковском саду,
  • объекта № 8 – памятник В.И. Чапаева;
  • объекта № 9 - Драматический театр.

2. Приемы рассказа – это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д138.

2.1. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.

Экскурсовод сообщает краткие  данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др139.

Прием экскурсионной  справки используется:

  • Объект № 1 - Прием экскурсионной справки используется (используется информация о дате постройки и авторе проекта);
  • и далее все объекты.

2. 2. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов № 4 и № 1 (сравнение материалов, из которых построен Новый и старый речной вокзал)

В отличие от приема описания этот прием позволит дать наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность140.

2.3. Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет)141. В нашем случае используем воспоминания архитектора М. Труфанова о строительстве Набережной (Объект № 2 экскурсионного портфеля, Приложение 5).

Методика проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»  представлена в Приложении 6. Рассказ и показ экскурсионных объектов основан на индивидуальном тексте экскурсовода, который представлен в Приложении 6.

Экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс познания призвана удовлетворить потребности разных слоев жителей и гостей города Самары, влияя на эмоциональное состояние экскурсантов через чувства (ощущение, восприятие, представление) и мышление. Поэтому при проведении экскурсии на основе городского ландшафта Самары необходимо использовать такие методические приемы, которые будут усиливать эмоциональное и эстетическое восприятие объектов экскурсии.

В связи с этим в экскурсии необходимо умелое использование сочетания показа и рассказа.

При показе объектов природного и антропогенного ландшафта необходимо использовать такие методы и приемы, которые усиливают эмоциональное восприятие объектов ландшафта Самары.

Информация о работе Городской ландшафт Самары