Городской ландшафт Самары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования городского ландшафта Самары в качестве объекта экскурсионной деятельности, разработать рекомендации по проведению экскурсии «Городской ландшафт Самары».
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1) На основании теоретического анализа научной, исторической, методической литературы по ландшафту выявить ключевые понятия и сформулировать определение «городской ландшафт».
2) Изучить классификацию объектов и стилей городского ландшафта.
3) Исследовать историю зарождения и развития антропогенного и городского ландшафта в Самаре.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения городского ландшафта как экскурсионного объекта
1.1 Различные подходы к определению ландшафта
1.2 Классификация объектов ландшафта
1.3 Особенности городского ландшафта как экскурсионного объекта
Глава 2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»
2.1 Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса
2.2 Обоснование выбора объектов городского ландшафта Самары для экскурсии
2.3 Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии «Городской ландшафт»
Глава 3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Вложенные файлы: 1 файл

Городской ландшафт Самары как экскурсионный объект.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Например, наличие контраста  при показе объектов городского ландшафта позволит усилить впечатление и др.

Развитию мышления способствуют зрительное и словесное сравнение и переключение внимания.

В ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» необходимо использовать метод, использующий нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам, что так же способствует эмоциональному восприятию объектов экскурсии, а затем – развитию мышления

Использование двух форм рассказа (повествовательного и реконструктивного) позволит удерживать внимание экскурсантов на объектах природного и антропогенного ландшафта и управлять эмоциональным состоянием и процессом познания в ходе экскурсии.

Предложенные в методической разработке экскурсии по городскому ландшафту приемы и методы показа и рассказа позволят повысить удовлетворение экскурсантов от экскурсии «Городской ландшафт Самары».

 

Заключение

 

Ландшафт - природный  территориальный комплекс многоступенчатого  морфологического строения, состоящий  из урочищ, образующих единую систему  природных явлений земной поверхности142.

Человек, живя в ландшафте, сильно изменил облик составляющих его частей-урочищ и даже повлиял  на характер взаимосвязи между системными компонентами. Поэтому стали различать  природные и измененные человеком - антропогенные ландшафты143.

Взаимодействие города и природы всегда было неоднозначным  и изменчивым в истории. В связи с этим город представляет собой особую структурирующую организацию физического и географического пространства, деформирующую природную пространственную структуру и создающую свою собственную – внешнюю и внутреннюю.

Город с самого своего первого появления разрушает природный ландшафт, внося изменения в его природную структуру, иногда подстраивается к нему. Он обладает собственным физическим пространством, выступает самостоятельным географическим объектом, влияет на окружающее географическое пространство, вовлекая его в разнообразные взаимосвязи. Поэтому внутреннее пространство города можно воспринимать и как физико-географическое, и как антропологическое, организованное человеком, сообразуясь с его потребностями. Приспосабливаясь к природным условиям: климату, рельефу, местности, растительности, строительным материалам, привлекаемым в качестве материала, создающем пространство города, город создает свою местность, здания и собственную городскую телесность. Поэтому городской ландшафт неразрывно связан со свойствами пространства144.

Антропогенный ландшафт – это, прежде всего, преобразование природной среды с использованием практического и теоретического опыта, с учетом эстетических качеств и мировоззрения людей.

В ландшафтном планировании существует много способов преобразования среды - это и изменение рельефа, и воссоздание заповедных зон, и обустройство рекреационных комплексов, и создание водных сооружений, и озеленение территории.

При этом многообразие природы  позволяет создавать различные  ландшафтные композиции. Главной  особенностью при создании таких  композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов. Кроме того, на формирование стилей антропогенного ландшафта поселений большой отпечаток оказывали традиции и культура различных народов.

Значение городского ландшафта в жизни города огромно, поэтому его среда является не только средством отдыха горожан, но и становиться объектом познавательной экскурсии. Это объясняется еще и тем, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места, которые образуют узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории. Вокруг этих узлов формируются ареалы насыщенных, тематически связанных историко-культурных объектов.

Экскурсии, основанные на использовании связанных историко-культурных объектов в сочетании с городским ландшафтом имеют огромное познавательное значение и влияют на эмоциональное состояние экскурсантов.

Степень развития рынка  экскурсионных услуг, сложность  работы на нем во многом диктуется  особенностями конкурентной среды  туристской фирмы и потребностями  экскурсантов – потребителей экскурсионных  услуг.

Поэтому в дипломной работе было уделено внимание анализу турфирм и услуг, которые они предлагают на самарском рынке.

Анализ фирм, предоставляющих  экскурсионный продукт на Самарском  рынке, выявил, что только турфирмы три фирмы в течение шести месяце на страницах самарских газет («СамараИнтур», «Радуга», «Профцентр») позиционировали себя, как фирмы, предлагающие, в том числе, и экскурсии.

Анализ конкурентов  так же выявил, что экскурсии с  темой «Городской ландшафт Самары»  в качестве экскурсионной услуги не представлен ни у одной турфирмы, как ни в газетных рекламных объявлениях, так и на сайтах фирм. Телефонный опрос менеджеров турфирм так же подтвердил, что такой экскурсии нет, хотя три вышеуказанные фирмы готовы разработать и предоставить такую экскурсию по индивидуальному заказу.

Но, несмотря на то, что  в процессе анализа не было выявлено на период исследования наличия у  турфирм и экскурсионных бюро Самары экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары», решение о выборе такой экскурсии стоит за потребителем. Поэтому для выявления потребностей в экскурсионной услуге потенциальных потребителей был проведен опрос среди разных слоев жителей двух городов Самары и Нижнего Новгорода, как возможных гостей нашего города.

Репрезентативная выборка  была представлена по полу и по возрасту.

В анкетном опросе респондентам задавался вопрос «Вам была бы интересна  экскурсия «Городской ландшафт Самары?». Распределение респондентов по ответам  на этот вопрос показал, что более  половины респондентов (47,47%) в двух городах ответили на него утвердительно. При этом по городам ответы распределились по-разному Если в Самаре утвердительно ответили всего 45,0% от опрошенных, то в Нижнем Новгороде – 66,67%.

По данным анкетирования  наибольшую привлекательность экскурсия  с предложенной темой имеет для  возрастной группы 10-14 лет как в Самаре, так и в Нижнем Новгороде. Но в отличие от Самары в Нижнем Новгороде большой интерес к экскурсии «Городской ландшафт Самары» проявили и возрастные группы от 30 до 55 лет.

Интересным оказалось  распределение респондентов по ответам на вопрос «Какие бы места в Самаре Вам было бы интересно посмотреть?». Анализ ответов показал, что больше всего интерес у жителей обоих городов вызывает Набережная в городе Самара. В качестве экскурсионного объекта набережную Волги выбрали 54,55% респондентов, при этом в Нижнем Новгороде интерес к этому экскурсионному объекту оказался в два раза выше, чем у жителей Самары (66,67% против 33,33%).

Необходимо отметить, что в анкете в качестве экскурсионного объекта Струковский парк не был  предложен респондентам, но большинство жителей Самары в пункт ответа «другое» (23,38 %) вписали именно ландшафт Струковского парка.

Таким образом, анализ ответов  респондентов анкетного опроса показал, что экскурсия на тему «Городской ландшафт Самары» будет пользоваться спросом.

При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары»  следует выбрать:

  • гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30-55 лет;
  • самарских и приезжих школьников 5-7 классов (10-14 лет).

Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребован как жителями, так и гостями города.

Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты подтвердил, что  в качестве объекта экскурсии  для потенциальных потребителей будут интересны ландшафты Набережной реки Волга и Струковского парка.

Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребована как жителями, так и гостями города. При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» рекомендуется выбрать:

  • гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30-55 лет;
  • самарских и приезжи<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" st

Информация о работе Городской ландшафт Самары