Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:01, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования городского ландшафта Самары в качестве объекта экскурсионной деятельности, разработать рекомендации по проведению экскурсии «Городской ландшафт Самары».
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1) На основании теоретического анализа научной, исторической, методической литературы по ландшафту выявить ключевые понятия и сформулировать определение «городской ландшафт».
2) Изучить классификацию объектов и стилей городского ландшафта.
3) Исследовать историю зарождения и развития антропогенного и городского ландшафта в Самаре.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения городского ландшафта как экскурсионного объекта
1.1 Различные подходы к определению ландшафта
1.2 Классификация объектов ландшафта
1.3 Особенности городского ландшафта как экскурсионного объекта
Глава 2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»
2.1 Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса
2.2 Обоснование выбора объектов городского ландшафта Самары для экскурсии
2.3 Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии «Городской ландшафт»
Глава 3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Ведь для посещения экскурсии не нужно выделять специальное время и долго копить средства. Отличительными особенностями экскурсионных поездок являются кратковременность и познавательная направленность. Часто экскурсионной программой дополняется основной тур77.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия)78.
Природная среда играет важную роль в жизни горожанина. Доля проведения свободного времени на природе имеет высокий показатель - 41,4% и близка к традиционным гостевым визитам - 40,6%, что характерно для городского образа жизни.
Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу - свыше ста лет, но оно снова, как и в 70-80 годы прошлого, пользоваться спросом на рынке туристических услуг. Экскурсии имеют огромное познавательное значение и влияют на эмоциональное состояние экскурсантов79.
Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так:
экскурсия - сумма знаний,
в специфической форме
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях.
Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.».
В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью»81.
Подробное пояснение термину «экскурсия»
дает Большая советская
В Толковом словаре русского языка Л. Н. Ушакова, слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Малой советской энциклопедии
1960 г. сказано, что «экскурсия - коллективная
поездка или поход в
В Большой советской энциклопедии 1978 г. дано следующее определение: «Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода»84.
Другие толкования более позднего
времени, по мнению Б.В. Емельянова не отличаются
оригинальностью и ничего не добавляют
к ранее сделанным
Обоснование выбора объекта экскурсии невозможно без анализа конкурентов и потребителей экскурсионного продукта.
«Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.
Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика»86.
Данное понятие, как и ряд других, впервые введено новой редакцией Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Выделение данного определения дефиниции связано с необходимостью разграничения экскурсантов и туристов. В качестве основного критерия разграничения выступает период пребывания в стране (дестинации). Экскурсант, в отличие от туриста, посещает страну временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки.
Таким образом, согласно
рекомендациям ЮНВТО
Пассажиры же яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов, как правило, не покупают размещение в гостиницах (даже если они остаются в дестинации свыше 24 часов, они остаются на ночевку на яхтах, круизных судах или в поездах), а значит, не могут относиться к категории туристов, поэтому подпадают под категорию экскурсантов88.
Согласно ГОСТ Р 50690-2000,
экскурсионной услугой
Во всех книгах и публикациях по маркетингу отмечается, насколько важным ориентиром в современном бизнесе являются интересы потребителей, их потребности. А правильно избранный характер взаимоотношений с конкурентами, - это дополнительный шанс достичь своих целей90. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя91. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуется особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирование сбыта и т.д.92
Кроме того, через призму
взаимоотношений между
Анализ фирм-конкурентов проводился в два этапа.
Этап 1. Анализ рекламных данных
В результате первого этапа анализа был выявлен круг потенциальных конкурентов туристских услуг.
Этап 2. Выявление конкурентов, предоставляющих экскурсионные услуги, и экскурсии, аналогично или близко с темой «Городской ландшафт Самары».
Этот этап проводился с рекламными продуктами самарских турагентов и туроператоров, а также с использованием телефонного опроса туристских фирм. Результаты исследования и телефонных опросов сведен в таблицу Приложения 1
Анализ фирм, предоставляющих экскурсионный продукт на Самарском рынке, выявил, что только турфирмы «СамараИнтур», «Радуга», «Профцентр» предлагают в своих рекламных объявлениях экскурсии.
Второй этап анализа конкурентов выявил, что экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары» в качестве экскурсионной услуги не представлен ни у одной турфирмы.
Телефонный опрос менеджеров турфирм так же подтвердил, что такой экскурсии нет, однако «СамараИнтур», «Радуга» и «Профцентр» могут разработать и предоставить такую экскурсию индивидуально.
Несмотря на то, что в процессе анализа не было выявлено на период исследования наличия у турфирм и экскурсионных бюро Самары экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары», решение о выборе такой экскурсии стоит за потребителем.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли94.
Потребности - физические, психологические и социальные требования человека. Потребности - нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности личности (индивида), социальной группы, общества; внутренний побудитель активности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, в конечном счете, в поведении.
Потребительский выбор - решение потребителя о приобретении определенного набора товаров и услуг с учетом его предпочтений, потребительских вкусов и имеющихся в его распоряжении денежных средств (бюджетных ограничений)95.
В условиях рыночных отношений потребности опосредуются деньгами и приобретают форму спроса.
Однако решение потребителя о покупке той или иной услуги продиктовано его индивидуальностью и тем представлением о себе, которое он желал бы сформировать у окружающих его людей.
Поэтому производителям важно понять психологические импульсы потенциальных покупателей наряду с их практическими потребностями. Это требует детальных исследований рынка, мотиваций и представлений покупателей, направленных на стыковку предлагаемых услуг и нужд потребителя. В результате исследований выбираются подходящие факторы маркетинга компании.
Идентификация потребностей потребителей экскурсионных услуг и развитие маркетинга соответствующего экскурсионного продукта для удовлетворения этих потребностей лежит в основе всей экономической деятельности в сфере социокультурного сервиса и туризма96.
Анализ потенциальных потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» проводился с помощью анкетирования.
В качестве респондентов были выбраны жители города Самара и Нижнего Новгорода (иногородние). Опрошено было 87 респондентов, из них:
Выборка респондентов осуществлялась на основе репрезентативности.
Репрезентативность выборки - свойство некоторой статистической выборки потребителей дать возможность сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности потребителей экскурсионных услуг97.
Вопросы анкеты (опроса) представлены в Приложении 1.
Распределение респондентов по полу и по возрасту по городам представлены на рисунках 1 - 4 Приложения 2.
В Самаре участие в анкетировании приняло участие 19 мужчин (48,72%) и 20 женщин (51,28%).
В Нижнем Новгороде участие респондентов по полу распределилось следующим образом:
В анкетировании приняла участие группа населения – потенциальных потребителей услуг – в возрасте от 14 до 60 лет, которые относятся к активной и в большей степени экономически активной группе населения.
Распределение респондентов по возрасту в двух городах практически одинаково, и отличается по городам не более чем на 1 процент.
Наибольшую долю в опросе составили школьники в возрасте от 10 до 14 лет:
Наименьшую долю в опросе составили респонденты в возрасте 30-40 лет:
В анкетном опросе респондентам задавался вопрос «Вам была бы интересна экскурсия «Городской ландшафт Самары?». Распределение респондентов по ответам на этот вопрос показал, что более половины респондентов (47,47%) в двух городах ответили на него утвердительно (Рисунок 5 Приложения 2).
При этом по городам ответы распределились по-разному (Рисунок 6 Приложения 2). Если в г. Самара утвердительно ответили всего 18 человек (45,0%), то в г. Нижний Новгород – две трети опрашиваемых или 32 человека (66,67%).
Так же неоднозначно на этот вопрос ответили респонденты разных возрастных групп.
Наибольшую привлекательность экскурсия с предложенной темой имеет для возрастной группы 10-14 лет (Рисунок 7 Приложения 2).
Из 19 человек, относящихся к данной возрастной группе утвердительно ответили 13 человек (68,42 %). По городам распределение утвердительных ответов представлено следующим образом:
Большой интерес к экскурсии «Городской ландшафт Самары» проявили и возрастные группы от 30 до 55 лет из г. Нижний Новгород. По возрастным группам утвердительные ответы распределились следующим образом: