Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:16, аттестационная работа
В теории и практике мирового туризма в последние десятилетия наибольшее развитие получает культурный туризм. Причем, к сегодняшнему дню теоретическое осмысление туристской деятельности, связанной с потреблением культурных услуг, приводит к оценке культурного туризма не только как вида туризма, но, что представляется более важным с точки зрения подготовки специалистов, как современной технологии развития туризма как сферы потребительской туристской деятельности и как особой области бизнеса, а также как технологии развития отдельных социально-культурных объектов, в первую очередь сферы культуры.
Разнообразие и дифференциация культурных запросов разных категорий туристов требует адекватного подхода к рассмотрению культурного потенциала как источника многообразных ресурсов для культурного туризма. В ресурсном блоке курса весьма актуальной задачей представляется проведение классификационного анализа культурных ресурсов для разработки культурных продуктов для туризма и обоснование «многомерности» культурных ресурсов. Такой подход к анализу ресурсной базы для формирования культурных продуктов для туризма позволяет не только максимально вовлекать в сферу туризма имеющиеся культурные ресурсы территории, но и существенно расширить возможности дифференциации культурной составляющей путем их многообразного сочетания для туризма разного вида.
Адаптация культурных достопримечательностей к интересам и запросам туристов составляет суть процесса формирования культурного туристского продукта и реализуется посредством инноваций культурной достопримечательности, понимаемой как обеспечение ее эмоциональной, интеллектуальной и физической доступности, исходя из особых характеристик, отражающих культурный, психофизический, социальный статус туристов. Ориентация на различные категории туристов означает, что на базе одной достопримечательности можно создавать несколько версий культурного туристского продукта, иначе говоря, меняя тему и соответственно, комбинируя выявленные культурные ресурсы достопримечательности в разных сочетаниях, можно полнее использовать как сами ресурсы, так и культурный потенциал посетителей.
В данной дипломной работе необходимо рассмотреть инновации как основу развития взаимодействия отдельных организаций в сфере культурного туризма. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений. В контексте инноваций культурных достопримечательностей актуально провести анализ проблемы и способов ее формирования. Особого внимания требует освещение вопросов культурных продуктов, которые в наибольшей степени испытывают влияние современных черт потребительского туристского поведения; предпочтение эмоционально-чувственных впечатлений от знакомства с культурными достопримечательностями, рост значения воображаемого удовольствия от предвкушаемого путешествия в формировании туристского опыта.
Сферы культуры, индустрия гостеприимства и органы власти формируют «естественный» маркетинговый альянс, заинтересованный в продвижении на мировом и внутреннем туристских рынках. С точки зрения управления развитием культурного туризма на территории целесообразно рассмотреть направления и формы взаимодействия местных органов власти, учреждений культуры и турфирм; взаимодействие турфирм с общественными организациями культуры (которые зачастую выступают с важными культурными инициативами), с шоу-бизнесом по формированию туристского продукта, а также по его продвижению. Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы внедрения инноваций в сферу культурного туризма, и их значения для её развития.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
1) Выявить и рассмотреть специфику культурного туризма;
2) выявить тенденции и перспективы развития культурного туризма в России;
3) рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
4) Рассмотреть формы инноваций в культурном туризме;
5) определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.
Предметом исследования заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме разработки инновационной программы.
В связи с решением названных задач необходимо рассмотреть также направления, формы и субъектов информационной поддержки культурного туризма.
Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих основные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ…………………………………………….……………6
1.1. Особенности современного культурного туризма ………………..........6
1.2. Основные положения историко-культурного туризма…………………15
ГЛАВА II. ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………….24
2.1. Понятие «инновации» в туризме………………………..…………………24
2.2. Разнообразие новых форм туристического обслуживания…………...…32
2.3. Проект как перспективная форма внедрения инноваций……………..…37
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА…………41
3.1. Характеристика внедряемых инновационных технологий………..…….41
3.2. Анализ экономической эффективности проекта…………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…63
В особенностях культурного туризма рассмотрим г. Астрахань – центр Астраханской области, в 1534 км к юго-востоку от Москвы (Рисунок 1). Расположен на стыке Востока и Запада определило направление исторического и культурного развития края. Нижняя Волга и Северный Прикаспий - уникальный по своей истории регион: здесь находились различные цивилизации, рождались новые города, среди которых столицы некогда могущественных держав - Итиль, центр Хазарского царства в IX веке, и Сарай-Бату - столица монгольского государства Золотая Орда. В 1242 году внук Чингиз-хана - Бату-хан, оценив местоположение Нижнего Поволжья, делает его центром своего государства. После присоединения в 1556 году Астраханского ханства к России город был перенесен с правого берега Волги на левый, где в 1558 году была заложена русская сторожевая крепость - Кремль.
Перенесённый на новое место в 1558 г. вокруг крепости, г. Астрахань стал надежным военно-политическим форпостом на юге России, перевалочной базой её продвижения на Кавказ и азиатский Прикаспий, центром активных торговых и межгосударственных связей. В дальнейшем, - при Петре I и Екатерине II – была создана губерния, включавшая южные российские земли от Северного Кавказа до Самары и Казани.
С присоединением Астраханского края Россия открыла для себя выход к Каспийскому морю для торговли с восточными странами. Начиная с XVII века, Астрахань завоевывает мировую славу известного поставщика ценнейших рыбных товаров - черной икры и рыбы осетровых пород: севрюги, осетра, белуги, стерляди.
С 1717 года Астрахань приобретает статус губернского города. Пётр I, побывав в Астрахани в 1722 году, создаёт здесь военный флот, верфи и порт для успешного развития Великого Волжского торгового пути. Это в значительной степени повлияло на дальнейшее развитие города, ставшего одним из главных морских портов и центром судостроения на юге России.7
Административный термин “Астраханская область” впервые возник в 1785 г, когда она (5 мая старого стиля) была выделена наряду с Кавказской областью в составе “Кавказского наместничества”. Однако более длительный период просуществовала “Астраханская губерния” - с 1717 по 1785 гг. и затем с 1802 по 1928 гг.
Затем, Астраханский округ входил последовательно в 30-40-х гг. в Нижневолжский, затем в Сталинградский край.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР № 803/1 от 27 декабря 1943 г. была вновь
восстановлена Астраханская область как
самостоятельная административно-
В настоящее время в области действует 450 общественных объединений, включая 55 общественно-политических, 216 неполитических, 52 профсоюзных, 18 национально-культурных, 107 религиозных 30-ти концессий.
Музеи
Говоря о туризме и о его развитии в Астрахани и в Астраханской области в целом, нельзя не затронуть городские и областные музеи.8
Астраханский государственный объединённый историко-архитектурный музей-заповедник - один из старейших музеев страны (основан 12 декабря 1837 г.). В настоящее время музейное объединение включает 6 городских и 5 сельских филиалов. Экспозиционные площади составляют более 7 тыс.м2. Сам музей - это не только крупный научно-исследовательский и просветительский центр, но, в первую очередь, хранилище уникальных памятников материальной и духовной культуры края, в его коллекциях - более 300 тыс. предметов.
На улице Свердлова в старинном особняке расположилась картинная галерея имени П.М. Догадина. В 18-ти залах галереи выставлены картины знаменитых мастеров: Брюллова, Айвазовского, Тропинина, Рокотова, Веницианова, также здесь можно увидеть полотна современных астраханских художников. Ценители старины смогут наглядно ознакомиться с прошлым и настоящим астраханского края, посетив Музей Боевой славы, Музей истории рыболовства на Нижней Волге. Памятниками истории и архитектуры насыщены как центральная часть Астрахани, так и периферия. Можно сказать, что Астрахань и область - это музей под открытым небом.
В городе действуют филармония, Драматический театр, Театр юного зрителя, Театр кукол, Музыкальный театр, где выступают как местные труппы и исполнители, так и приезжающие на гастроли артисты из других городов, включая Москву и Санкт-Петербург.9
Кинотеатр "Октябрь" - это уникальное заведение с давней дореволюционной историей. Под стеклянной крышей раскинулся ботанический сад экзотических растений, он же – зоопарк. В настоящее время кинотеатр находится на реконструкции.
Ведущее место в системе экспозиций занимает Краеведческий музей.
С природными особенностями и ресурсами края посетителей знакомит отдел природы и палеонтологическая выставка. Экспозиция отдела истории даёт представление о развитии региона Нижнего Поволжья с глубокой древности до начала ХХ в. В экспозиции представлена коллекция орудий рыба добычи и рыба обработки, сформированная в 70-х гг. XIX в. членами Петровского общества - исследователей Астраханского края. Ее дополняют модели судов; живописные полотна, фотографии.
Продолжает экспозицию выставка "Астраханские губернаторы", рассказывающая о выдающихся государственных деятелях, ученых А.П.Волынском, В.Н.Татищеве, И.И.Андреевском, Л.Д.Вяземском, М.А.Газенкампфе.
Свидетельством уникальности коллекций музея-заповедника является выставка "Золото и клады земли Астраханской". На ней представлены образцы искусства "звериного стиля".
В Музее Боевой Славы основная экспозиция посвящена подвигам Астраханцев на фронтах Великой Отечественной войны и труженикам тыла. За мужество и героизм 117 Астраханцев удостоены звания Героя Советского Союза, И.М.Скоморохов - стал дважды героем Советского Союза; 14 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
В основе экспозиций Музея Истории Города - фондовые коллекции музея-заповедника, документы архива Астраханской области, семейные архивы коренных Астраханцев. По результатам первой всеобщей переписи населения 1897 г. подавляющее большинство из 112880 жителей города составляли крестьяне и мещане. В экспозиции музея - орудия труда и изделия ремесленников различных цехов, и интерьеры портновской мастерской, зала мещанской семьи.10
В одном из залов музея размещены документальные материалы и подлинные предметы семьи Ульяновых, члены которой были представителями основных сословных групп населения дореволюционной России. Выставочный зал музея посвящен истории народного образования в Астрахани. Здесь материалы о самых первых школах и гимназиях города, учебных заведениях XIX в.
В экспозициях Музея Культуры Астрахани повествуется о поэтах, родившихся в Астраханском крае и оставивших значительный след в русской литературе, о первом российском академике В.К.Тредиаковском и баснописце И.И.Хемницере. Экспонируются в музее материалы о пребывании Чернышевского в Астрахани, о Петровском обществе исследователей Астраханского края, о культурной жизни города 20-30-х гг. и современности, о киноактёрах-астраханцах.
В музее Истории Медицины экспонируются выставки, посвященные памятным событиям в области медицины.
Крупнейшим из 5-и сельских филиалов - это Музей истории развития рыболовства на Нижней Волге (с. Икряное, пос. Оранжереи) с экспозицией, рассказывающей об одном из древнейших занятий населения края.11
Астраханский Кремль - выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства и архитектуры второй половины XVI века. Строительство Астраханского Кремля связано с важным периодом в истории России, когда дальнейшему росту и укреплению Русского централизованного государства мешала постоянная угроза нападения с востока. В результате завоевания Казани (1552 г.) и присоединение Астрахани (1556 г.) Русское государство овладело Волгой на всём ее протяжении и получило выход в Каспийское море.12
В 1558 году на левом берегу Волги была основана современная Астрахань. На холме, называвшемся Заячьим, или Долгим, была построена первая деревянная крепость.
По мере роста населения Астрахани, к востоку от крепости, возникает посад (город) с жилыми домами. К 1631 году эта территория была обнесена каменными стенами и получила название Белого города. С южной стороны к Кремлю были пристроены стены Житного двора. Кремль был центром Астраханского восстания, начавшегося в июне 1606 года, во время крестьянской войны под руководством И. И. Болотникова. В мае 1614 года восставшие Астраханцы штурмом взяли Кремль. Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина Астраханский кремль являлся резиденцией и оплотом восставших на протяжении семнадцати месяцев - с 22 июня 1670 года до 27 ноября 1671 года. Царским войскам удалось взять Кремль лишь после длительной осады. После победы великой Октябрьской социалистической революции на территории кремля формировались отряды Красной Гвардии и размещался Военно-революционный комитет. В 1919 году в Кремле под руководством С. П. Кирова (в честь которого названа одна из центральных улиц города) происходила реорганизация частей XI армии для защиты устья Волги и разгрома белогвардейских войск и иностранных интервентов.
За 370 лет своего существования стены и башни кремля ветшали, неоднократно перестраивались или обстраивались хозяйственными сооружениями. При всех этих перестройках очень мало считались с древними архитектурными формами, вследствие чего, лишь немногие из них уцелели до наших дней.
Музей сегодня - это около 400 тыс. посетителей ежегодно.
1.2 Основные положения историко-культурного туризма
Историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов. В современной интерпретации культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма.
Историко-культурный туризм, основанный на впечатлениях, как прямых, так и косвенных (опосредованных), в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинные, подлинные (аутентичные, нестандартные массовые) впечатления.13
Туризм является областью экономической деятельности, создающей условия для экспорта услуг всех отраслей, вовлеченных в создание туристского продукта. В этой связи историко-культурный туризм создает дополнительные возможности для экспорта услуг организаций и учреждений культуры, работающих с иностранными туристами.
Культурные артефакты – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое и символическое содержание. Это могут быть предметы, вещи, одежда, жилище, дороги, феномены духовной жизни общества (научные теории, суеверия, произведения искусства, фольклор и.т.д).14 Дает особое значение культурного туризма самоощущение человека внутри конкретной культуры – культурная идентификация, отождествление себя с определенной группой, этносом, нацией, расой, человечеством; восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и ее оценка, восприятие ценностей, традиций и обычаев этой культуры. Неприятие или непонимание (нежелание понимания) чужой культуры накладывает негативный отпечаток на межкультурные отношения и взаимодействие.
Вероятно, именно поэтому современный культурный туризм основывается на толерантности. Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, творчество великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию.15
Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.
Каждая страна или
каждый народ имеют свою
Особым объектом притяжения для туристов являются города как места сосредоченны на культуре, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество в формировании туристического рынка первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.
Музеи как места экспозиции историко-культурной страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями. Представленные шесть видов историко-культурного туризмапо мнению специалистов формируют ядро культуры туристических центров.
Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристских городов. В территориальных рекреационных системах – подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов.16