Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:16, аттестационная работа
В теории и практике мирового туризма в последние десятилетия наибольшее развитие получает культурный туризм. Причем, к сегодняшнему дню теоретическое осмысление туристской деятельности, связанной с потреблением культурных услуг, приводит к оценке культурного туризма не только как вида туризма, но, что представляется более важным с точки зрения подготовки специалистов, как современной технологии развития туризма как сферы потребительской туристской деятельности и как особой области бизнеса, а также как технологии развития отдельных социально-культурных объектов, в первую очередь сферы культуры.
Разнообразие и дифференциация культурных запросов разных категорий туристов требует адекватного подхода к рассмотрению культурного потенциала как источника многообразных ресурсов для культурного туризма. В ресурсном блоке курса весьма актуальной задачей представляется проведение классификационного анализа культурных ресурсов для разработки культурных продуктов для туризма и обоснование «многомерности» культурных ресурсов. Такой подход к анализу ресурсной базы для формирования культурных продуктов для туризма позволяет не только максимально вовлекать в сферу туризма имеющиеся культурные ресурсы территории, но и существенно расширить возможности дифференциации культурной составляющей путем их многообразного сочетания для туризма разного вида.
Адаптация культурных достопримечательностей к интересам и запросам туристов составляет суть процесса формирования культурного туристского продукта и реализуется посредством инноваций культурной достопримечательности, понимаемой как обеспечение ее эмоциональной, интеллектуальной и физической доступности, исходя из особых характеристик, отражающих культурный, психофизический, социальный статус туристов. Ориентация на различные категории туристов означает, что на базе одной достопримечательности можно создавать несколько версий культурного туристского продукта, иначе говоря, меняя тему и соответственно, комбинируя выявленные культурные ресурсы достопримечательности в разных сочетаниях, можно полнее использовать как сами ресурсы, так и культурный потенциал посетителей.
В данной дипломной работе необходимо рассмотреть инновации как основу развития взаимодействия отдельных организаций в сфере культурного туризма. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений. В контексте инноваций культурных достопримечательностей актуально провести анализ проблемы и способов ее формирования. Особого внимания требует освещение вопросов культурных продуктов, которые в наибольшей степени испытывают влияние современных черт потребительского туристского поведения; предпочтение эмоционально-чувственных впечатлений от знакомства с культурными достопримечательностями, рост значения воображаемого удовольствия от предвкушаемого путешествия в формировании туристского опыта.
Сферы культуры, индустрия гостеприимства и органы власти формируют «естественный» маркетинговый альянс, заинтересованный в продвижении на мировом и внутреннем туристских рынках. С точки зрения управления развитием культурного туризма на территории целесообразно рассмотреть направления и формы взаимодействия местных органов власти, учреждений культуры и турфирм; взаимодействие турфирм с общественными организациями культуры (которые зачастую выступают с важными культурными инициативами), с шоу-бизнесом по формированию туристского продукта, а также по его продвижению. Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы внедрения инноваций в сферу культурного туризма, и их значения для её развития.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
1) Выявить и рассмотреть специфику культурного туризма;
2) выявить тенденции и перспективы развития культурного туризма в России;
3) рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
4) Рассмотреть формы инноваций в культурном туризме;
5) определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.
Предметом исследования заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме разработки инновационной программы.
В связи с решением названных задач необходимо рассмотреть также направления, формы и субъектов информационной поддержки культурного туризма.
Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих основные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ…………………………………………….……………6
1.1. Особенности современного культурного туризма ………………..........6
1.2. Основные положения историко-культурного туризма…………………15
ГЛАВА II. ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………….24
2.1. Понятие «инновации» в туризме………………………..…………………24
2.2. Разнообразие новых форм туристического обслуживания…………...…32
2.3. Проект как перспективная форма внедрения инноваций……………..…37
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА…………41
3.1. Характеристика внедряемых инновационных технологий………..…….41
3.2. Анализ экономической эффективности проекта…………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…63
Как видно из таблицы, наименее затратной является отечественная система, обладающая, к тому же, еще одним преимуществом: расходы на подключение к ее западным аналогам возрастают с увеличением числа используемых терминалов, в то время как затраты на подключение к Ск Алеан остаются неизменными (растут лишь затраты, связанные с приобретением дополнительного оборудования). Размер годовой экономии денежных средств при этом составил порядка 67000 долларов.
Показатели же экономии использования зарубежных компьютерных систем бронирования несколько ниже и колеблются в пределах 40-65 тысяч долларов. Расчет показателей эффективности также приведен в нижеследующей таблице, где общая сумма экономии увеличена на размер средств, поступивших в результате ликвидации оборудования в конце сроков проекта. Оценка производилась в размере 50% от объема первоначальных инвестиций, что, соответственно, в среднем составило 500, 510 и 375 долларов.
Наименование АСБ |
Расчет | |||
Годовая экономия, $ (3-2) |
Эффективность внедрения (3-1) | |||
Amadeus |
69240-(23225+33665)/2 |
40795 |
40795/(23225+33665)/2 |
1.45 |
Galileo |
69240 - (2250 + 6800) / 2 |
64715 |
64715/(2250 + 6800) / 2 |
14.41 |
Ск Алеан |
69240 - (1530 + 3100) / 2 |
66925 |
66925/(1530 + 3100) / 2 |
29.07 |
Основываясь на расчетах можно сделать выводы, что:
Наименее затратным проектом оказалось внедрение отечественной системы бронирования – системного комплекса “Алеан”. Эффективность внедрения при этом превысила показатели аналогичных западных систем Amadeus и Galileo в 20 и 2 раза и в процентах составила 2907 (145 и 1441% соответственно).
Экономия средств при использовании СКА, показанная на примере 20 заявок на бронирование в день, составила в год около 67 тысяч долларов. При увеличении объемов бронирования на 10 заявок размер экономии увеличивается примерно на 50%.
Реализация инновационных технологий в России возможно при:
- создание условий для
динамичного и устойчивого
- повышение уровня и
качества жизни населения
- повышение
- обеспечение сбалансированного
социально-экономического
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале 1990-х гг. в нашей стране существовала система массового туризма и оздоровления. Она была хорошо разработана и приносила достаточно большой доход государству. В годы перестройки эта система, как и многие другие системы в обществе, была разрушена, и на какое-то время туризм в России пришел в упадок. Сегодня туризм и в первую очередь его культурное направление в нашей стране — мощный фактор регионального развития. Россия с ее уникальным географическим положением, богатым историческим и культурным наследием имеет все, для того чтобы возродить старые проверенные туристские маршруты и эффективно развивать и внедрять перспективные инновационные туристские проекты. Инновации в туризме однозначно признаны во всем мире решающим фактором успеха в развитии социально-культурного направления туристского бизнеса.
В будущем специалисты прогнозируют такие изменения в этом бизнесе, которые предполагают наличие прибыли и финансового успеха только при условии внедрения новых современных маршрутов и разработок. В настоящее время возрастает роль туризма как экономического явления, так как он, во-первых, имеет индустриальную форму, во-вторых, выступает в виде услуг, в-третьих, создает новые рабочие места, в-четвертых, выступает пионером хозяйственного освоения новых районов, в-пятых, является проводником в жизнь развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения, в-шестых. Быстро окупается и постоянно предлагает что-то кардинально новое. Туризм в России выходит на качественно новый уровень развития. У нас даже появляются первые специальные подразделения ГУВД туристская полиция, призванная следить за безопасностью туристов в исторических местах. По данным ВТО (Всемирной туристской организации) в России ежегодно будет расти спрос на туристские услуги на 68% (для сравнения — в среднем по миру на 39%). Особенно быстрое развитие получит сектор бизнес-поездок (соответственно 4,7% — в России и 3,1% — в среднем по миру). Число клиентов, выбирающих познавательные туры по нашей стране, будет увеличиваться на 30% ежегодно. Все больше поклонников привлекают к себе экстремальные направления в туризме. Представляется что будущее в туризме — за его комплексностью, гибкостью, разнообразием, индивидуальным подходом к потребителю туристских услуг и, естественно постоянным внедрением новых форм и методов работы.
Резюмируя итоги изучения инновации культурного туризма в ходе изучения основных направлений развития можно сделать следующие выводы:
1) Инновации культурного
туризма является самой
2) Для российских
организаций и предприятий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культурный туризм как фактор развития региона // Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб.; Книжный дом, 2003.
2. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХI века: Учебное пособие / Под ред. Я. Брауна, В. Андерсен, В. Гордина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Питер, 2000 – 232 с Баранчев В.П. и др. Инновационный менеджмент. ГУУ. М.: Финстатинформ, 2000.
4. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005 Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. –
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Институт международного права и экономики. «Триада Лтд», 1996.
6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. - М., 1999
7. Зайцева Н.А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме - 2003.
8. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. -М., 2006.
9. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2003. – С 89.
10. И. Торопицын, «Астрахань и Иран - Сотрудничество На Пороге Совершеннолетия» газета Волга: №45
11.Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
12. Менеджмент туризма: Учебник / Сост. И.В. Зорин, Л.С. Плахова. Под ред. В.А. Квартальнова. - М.: РМАТ, 2002.
13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001.
14. Ховард К., Коротков
Э. Принципы менеджмента: Управление
в системе цивилизованного
15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М.: Новое знание, 2002.
16. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2001.
17. Советский Энциклопедический Словарь/Гл. Ред. А.М. Прохоров. – 4е изд., исправл. и доп. – М.: Советская Энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. Яз., 1989. – 924 с.
19. Никонова Н.М., «К истории русско-иранских отношений» // Вестник Астраханского государственного технического университет. Сборник научных трудов. Гуманитарные науки /Астрахань; Изд. АГТУ, 1998г.,
20. Экономика современного туризма / под ред. д.э.н. Г.А. Карповой. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1998.
21. Энциклопедия туризма. Под ред. В.А. Квартальнова, И.В. Зорина. М.: Финансы и статистика, 2001.
22. Дипломатический вестник. М., декабрь 1999. С. 13-15.
23. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
24. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.: ИНФРА-М, 2011.
25. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2004.
26. Глезеров С.Е.
Исторические районы
27. Мескон М.X., Алъбер М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995. – 256 с.
28. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 446 с.
29. Экономика современного туризма / под ред. д.э.н. Г.А. Карповой. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1998.
30. Энциклопедия туризма. Под ред. В.А. Квартальнова, И.В. Зорина. М.: Финансы и статистика, 2001.
31. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение [Текст]: Учеб. Пособие./ Е.В. Котлова - М.: Советский спорт, 1998
32. Кусков А.С., Рекреационная география. Учебно-методический комплекс А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2006.
33. Леннон Дж., Смит Х. Управление индустрией туризма. Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму Дж. Леннон, Х. Смит - М.: Группа ИДТ, 2008 г.
34 Лукьянова В. Г., Цыбух В. И. Рекреационные комплексы В.Г. Лукъянова, В.И. Цибух. - Киев: Вища Школа, 2004 г.
35. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учеб пособие/ Под общей ред. З.М. Горбылёвой.- Мн.: "Экономпресс", 1998.
36. Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
37. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001.
38. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2003
39. Чеботарева И.А.: Анализ законодательства о туристской деятельности в субъектах Российской Федерации. Тенденции и пути развития, предложения по формированию пакета нормативно-правовых актов, регулирующих туристическую деятельность в Санкт-Петербурге. Спб.2002.;
40. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2001.
41. Алексеев А. Миллионы в гости и в бюджет // Отель, 2002. - № 2. - С