Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:16, аттестационная работа
В теории и практике мирового туризма в последние десятилетия наибольшее развитие получает культурный туризм. Причем, к сегодняшнему дню теоретическое осмысление туристской деятельности, связанной с потреблением культурных услуг, приводит к оценке культурного туризма не только как вида туризма, но, что представляется более важным с точки зрения подготовки специалистов, как современной технологии развития туризма как сферы потребительской туристской деятельности и как особой области бизнеса, а также как технологии развития отдельных социально-культурных объектов, в первую очередь сферы культуры.
Разнообразие и дифференциация культурных запросов разных категорий туристов требует адекватного подхода к рассмотрению культурного потенциала как источника многообразных ресурсов для культурного туризма. В ресурсном блоке курса весьма актуальной задачей представляется проведение классификационного анализа культурных ресурсов для разработки культурных продуктов для туризма и обоснование «многомерности» культурных ресурсов. Такой подход к анализу ресурсной базы для формирования культурных продуктов для туризма позволяет не только максимально вовлекать в сферу туризма имеющиеся культурные ресурсы территории, но и существенно расширить возможности дифференциации культурной составляющей путем их многообразного сочетания для туризма разного вида.
Адаптация культурных достопримечательностей к интересам и запросам туристов составляет суть процесса формирования культурного туристского продукта и реализуется посредством инноваций культурной достопримечательности, понимаемой как обеспечение ее эмоциональной, интеллектуальной и физической доступности, исходя из особых характеристик, отражающих культурный, психофизический, социальный статус туристов. Ориентация на различные категории туристов означает, что на базе одной достопримечательности можно создавать несколько версий культурного туристского продукта, иначе говоря, меняя тему и соответственно, комбинируя выявленные культурные ресурсы достопримечательности в разных сочетаниях, можно полнее использовать как сами ресурсы, так и культурный потенциал посетителей.
В данной дипломной работе необходимо рассмотреть инновации как основу развития взаимодействия отдельных организаций в сфере культурного туризма. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений. В контексте инноваций культурных достопримечательностей актуально провести анализ проблемы и способов ее формирования. Особого внимания требует освещение вопросов культурных продуктов, которые в наибольшей степени испытывают влияние современных черт потребительского туристского поведения; предпочтение эмоционально-чувственных впечатлений от знакомства с культурными достопримечательностями, рост значения воображаемого удовольствия от предвкушаемого путешествия в формировании туристского опыта.
Сферы культуры, индустрия гостеприимства и органы власти формируют «естественный» маркетинговый альянс, заинтересованный в продвижении на мировом и внутреннем туристских рынках. С точки зрения управления развитием культурного туризма на территории целесообразно рассмотреть направления и формы взаимодействия местных органов власти, учреждений культуры и турфирм; взаимодействие турфирм с общественными организациями культуры (которые зачастую выступают с важными культурными инициативами), с шоу-бизнесом по формированию туристского продукта, а также по его продвижению. Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы внедрения инноваций в сферу культурного туризма, и их значения для её развития.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
1) Выявить и рассмотреть специфику культурного туризма;
2) выявить тенденции и перспективы развития культурного туризма в России;
3) рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
4) Рассмотреть формы инноваций в культурном туризме;
5) определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.
Предметом исследования заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме разработки инновационной программы.
В связи с решением названных задач необходимо рассмотреть также направления, формы и субъектов информационной поддержки культурного туризма.
Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих основные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ…………………………………………….……………6
1.1. Особенности современного культурного туризма ………………..........6
1.2. Основные положения историко-культурного туризма…………………15
ГЛАВА II. ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………….24
2.1. Понятие «инновации» в туризме………………………..…………………24
2.2. Разнообразие новых форм туристического обслуживания…………...…32
2.3. Проект как перспективная форма внедрения инноваций……………..…37
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА…………41
3.1. Характеристика внедряемых инновационных технологий………..…….41
3.2. Анализ экономической эффективности проекта…………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…63
42. Дурович А.П. Реклама в туризме. - Минск: БГЭУ, 2001.
43. Исмаев Д.К. Работа туристской
фирмы по организации
44. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск: БГЭУ, 1999.
45. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001.
46. Колесник Н.В. Введение в специализацию: Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота. - М.: Сов. спорт, 1999.
47. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2001.
48. Менеджмент туризма: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001.
49. Моспанова И. Деловой туризм - что это такое? // Отель. - 2001. - № 2.
50. Некоторые аспекты
51. Организация туризма. - Минск: БГЭУ, 1999.
52. Основы туристской деятельности / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина - М.: Сов. спорт, 2000.
53. Основы туристской
54. Пирожник И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве. - Минск: Белгосуниверситет, 1996.
55. Розанова Т.П. Российский туризм в условиях рынка. - М.: РЭА, 1999.
56. Российская туристская газета. - 1999, 2000 гг.
57. Российский статистический
58.Савина Н.В. Сущность понятия экскурсионного продукта. Туризм: практика, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. научно-практич. конференции. Минск. 11-13 апреля 2001 г. - Минск: БГЭУ, 2001.
59. Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000.
60. Соболева Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы, 2-е изд., перераб. и доп. Уч. пособ. 2006
61. Смирнова М. Тот, кто не умеет улыбаться, не должен открывать турфирму // Пять звезд, 1997.
62. Тавгень Н.А. Трудовое и хозяйственное право. - Минск: БГЭУ, 1999.
63. Туризм и гостиничное хозяйство. / Под ред. А.Д. Чудновского. - М.: ЭКМОС, 2000.
64. Туризм: нормативно-правовые акты / Сост. Н.И. Волошин. - М.: Финансы и статистика. 1998.
65. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 1999.
66. Хвилер Я. Связанные одной цепью // Турбизнес. - 2001.
67.Шреплер Х.А. Международные экономические организации Международные отношения 1998.
68.Щербакова С.А. Международный туризм: экономика и география. Учеб. пособ. 2007. – 144с
69. Энциклопедия офиса: Практическое руководство для секретаря / Сост. И.В. Самыкина. - М.: БИНОМ, 1995.
70.Энциклопедия туризма: Справочник / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2001.
71. Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетия // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2001. - № 5. - С. 20-21.
Электронные источники
1. http://heritage.unesco.ru/
2. www.icomos.org/tourism/ – сайт Международного комитета по куль-турному туризму Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS International Committee on Cul-tural Tourism).
3. http://www.tram-research.com/
4. http://www.etc-corporate.org – сайт Европейской туристической орга-низации (European Travel Commission).
5. http://www.culturalmanagement.
6. http://www.rata.spb.ru Официальный сайт Российского союза турист-ской идустрии. Северо-Западный региональный филиал.
7. http://www.rata.spb.ru/rspti/
8. http://www.ratanews.ru Ежедневная электронная газета для профессионалов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1 Культурный туризм как фактор развития региона // Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб.; Книжный дом, 2003.
2 Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХI века: Учебное пособие / Под ред. Я. Брауна, В. Андерсен, В. Гордина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
3 Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Академия, 2003.
4 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2003.
5 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2001
6 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М.: Новое знание, 2002.
7 Советский Энциклопедический Словарь/Гл. Ред. А.М. Прохоров. – 4е изд., исправл. и доп. – М.: Советская Энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. Яз., 1989. – 924 с.
8 Никонова Н.М., «К истории русско-иранских отношений» // Вестник Астраханского государственного технического университет. Сборник научных трудов. Гуманитарные науки /Астрахань; Изд. АГТУ, 1998г.,
9 Экономика современного туризма / под ред. д.э.н. Г.А. Карповой. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1998.
10 И. Торопицын, «Астрахань и Иран - Сотрудничество На Пороге Совершеннолетия» газета Волга: №45
11 Дипломатический вестник. М., декабрь 1999. С. 13-15.
12 И. Торопицын, «Астрахань и Иран - Сотрудничество На Пороге Совершеннолетия» газета Волга: №45
13 Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.: ИНФРА-М, 2011. .
14 Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
15 Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2004.
16 Глезеров С.Е. Исторические районы Петербурга от а до я. М.: Центрполиграф, 2010. – 529 с.
17 Мескон М.X., Алъбер М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995. – 256 с.
18 Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
19 Экономика современного туризма / под ред. д.э.н. Г.А. Карповой. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1998.
20 Энциклопедия туризма. Под ред. В.А. Квартальнова, И.В. Зорина. М.: Финансы и статистика, 2001.
21 Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение [Текст]: Учеб. Пособие./ Е.В. Котлова - М.: Советский спорт, 1998
22 Кусков А.С., Рекреационная география. Учебно-методический комплекс [Текст] / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2006. - 490с
23 . Леннон Дж., Смит Х. Управление индустрией туризма. Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму Дж. Леннон, Х. Смит - М.: Группа ИДТ, 2008 г.
24 21. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2003.
25 Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. –М., 2006.
26 Лукьянова В. Г., Цыбух В. И. Рекреационные комплексы В.Г. Лукъянова, В.И. Цибух. - Киев: Вища Школа, 2004 г.
27 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2003.
28 Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учеб пособие/ Под общей ред. З.М. Горбылёвой.- Мн.: "Экономпресс", 1998.
29 Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
30 Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
31 Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
32 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001
33 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001
34 Менеджмент туризма: Учебник / Сост. И.В. Зорин, Л.С. Плахова. Под ред. В.А. Квартальнова. - М.: РМАТ, 2002.с.
15. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001,
35 Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2003
36 Чеботарева И.А.: Анализ законодательства о туристской деятельности в субъектах Российской Федерации. Тенденции и пути развития, предложения по формированию пакета нормативно-правовых актов, регулирующих туристическую деятельность в Санкт-Петербурге. Спб.2002.;
37 Соболева Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы, 2-е изд., перераб. и доп. Уч. пособ. 2006
38 Сенин В.С. Туристские услуги. Туристское обслуживание: Сборник нормативно-правовых и информационных материалов. 2008. - 224с.
39 Из расчета бронирования 20 сегментов в день (600 – в месяц)