Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:16, аттестационная работа
В теории и практике мирового туризма в последние десятилетия наибольшее развитие получает культурный туризм. Причем, к сегодняшнему дню теоретическое осмысление туристской деятельности, связанной с потреблением культурных услуг, приводит к оценке культурного туризма не только как вида туризма, но, что представляется более важным с точки зрения подготовки специалистов, как современной технологии развития туризма как сферы потребительской туристской деятельности и как особой области бизнеса, а также как технологии развития отдельных социально-культурных объектов, в первую очередь сферы культуры.
Разнообразие и дифференциация культурных запросов разных категорий туристов требует адекватного подхода к рассмотрению культурного потенциала как источника многообразных ресурсов для культурного туризма. В ресурсном блоке курса весьма актуальной задачей представляется проведение классификационного анализа культурных ресурсов для разработки культурных продуктов для туризма и обоснование «многомерности» культурных ресурсов. Такой подход к анализу ресурсной базы для формирования культурных продуктов для туризма позволяет не только максимально вовлекать в сферу туризма имеющиеся культурные ресурсы территории, но и существенно расширить возможности дифференциации культурной составляющей путем их многообразного сочетания для туризма разного вида.
Адаптация культурных достопримечательностей к интересам и запросам туристов составляет суть процесса формирования культурного туристского продукта и реализуется посредством инноваций культурной достопримечательности, понимаемой как обеспечение ее эмоциональной, интеллектуальной и физической доступности, исходя из особых характеристик, отражающих культурный, психофизический, социальный статус туристов. Ориентация на различные категории туристов означает, что на базе одной достопримечательности можно создавать несколько версий культурного туристского продукта, иначе говоря, меняя тему и соответственно, комбинируя выявленные культурные ресурсы достопримечательности в разных сочетаниях, можно полнее использовать как сами ресурсы, так и культурный потенциал посетителей.
В данной дипломной работе необходимо рассмотреть инновации как основу развития взаимодействия отдельных организаций в сфере культурного туризма. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений. В контексте инноваций культурных достопримечательностей актуально провести анализ проблемы и способов ее формирования. Особого внимания требует освещение вопросов культурных продуктов, которые в наибольшей степени испытывают влияние современных черт потребительского туристского поведения; предпочтение эмоционально-чувственных впечатлений от знакомства с культурными достопримечательностями, рост значения воображаемого удовольствия от предвкушаемого путешествия в формировании туристского опыта.
Сферы культуры, индустрия гостеприимства и органы власти формируют «естественный» маркетинговый альянс, заинтересованный в продвижении на мировом и внутреннем туристских рынках. С точки зрения управления развитием культурного туризма на территории целесообразно рассмотреть направления и формы взаимодействия местных органов власти, учреждений культуры и турфирм; взаимодействие турфирм с общественными организациями культуры (которые зачастую выступают с важными культурными инициативами), с шоу-бизнесом по формированию туристского продукта, а также по его продвижению. Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы внедрения инноваций в сферу культурного туризма, и их значения для её развития.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
1) Выявить и рассмотреть специфику культурного туризма;
2) выявить тенденции и перспективы развития культурного туризма в России;
3) рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
4) Рассмотреть формы инноваций в культурном туризме;
5) определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.
Предметом исследования заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме разработки инновационной программы.
В связи с решением названных задач необходимо рассмотреть также направления, формы и субъектов информационной поддержки культурного туризма.
Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих основные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ…………………………………………….……………6
1.1. Особенности современного культурного туризма ………………..........6
1.2. Основные положения историко-культурного туризма…………………15
ГЛАВА II. ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………….24
2.1. Понятие «инновации» в туризме………………………..…………………24
2.2. Разнообразие новых форм туристического обслуживания…………...…32
2.3. Проект как перспективная форма внедрения инноваций……………..…37
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА…………41
3.1. Характеристика внедряемых инновационных технологий………..…….41
3.2. Анализ экономической эффективности проекта…………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…63
Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.
Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должен обладать своим стилем иметь свое «лицо». По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержание культуры.
Историко-культурный центр. Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Сочи – крупный центр рекреации – курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Сочи формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет городу становиться известным туристическим городом мира.17
Для специализированного историко-культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур – с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны.18
Неспециализированный историко-культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.
Культурный турист – условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма. В русском языке это может быть: индивидом, турист, обладающий навыками и привычками культурного человека по понятиям современности и традиций общества, бережно и с пониманием относящийся к объектам культуры и природы, стремящийся познать их, участник туристской поездки, относимой по своим характеристикам и признакам к культурному туризму. В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов: специальная категория культурных туристов-энтузиастов - 10-15%. Они специализируются в определенной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторяемости. Как правило, существует взаимосвязь между их профессиональной деятельностью и туристскими поездками; постоянная категория культурных туристов – 30-40%. Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма, хотя, как правило, у них есть и другие интересы, и в процессе отдыха они занимаются и другой деятельностью; категория случайных культурных туристов – (45-60%). Они занимаются культурным туризмом из любопытства, однако составляют самую многочисленную категорию тех, кто посещает объекты исторического и культурного наследия. В период отдыха они посещают культурные достопримечательности в радиусе 50 км от постоянного места пребывания.19
Историко-культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство туриста с новыми дестинациями, территориями, народами, архитектурой, бытом местного населения, религией или культами, т. е. новой или недостаточно известной или вовсе неизвестной культурой, представленной в виде материальных памятников культурного и природного наследия, в музейных коллекциях, городах и туристских исторических центрах, а также продуктах духовного творчества.20 Усиление взаимосвязи культуры и туризма базируется на роли культуры в реализации потребностей, положенных в основу туризма как явления, и роли туризма в удовлетворении культурных потребностей. Имеется пять мотивационных признаков: познание явлений и вещей, коммуникация, релаксация, лечение и оздоровление, социальный престиж. Культура обеспечивает туристам погружение в иное состояние общества, в котором живет народ другой страны, общества, города, региона, и на этой основе резкую смену впечатлений. Обеспечивается глубоко насыщенная интеллектуально-информационная составляющая туристской деятельности, весьма важная для современного человека, выступающего в роли туриста. Имеет место полезный эффект развлекательности и зрелищности явлений и образов, а также и последующий релаксационный эффект.
Среди подвидов историко-культурного туризма выделяется несколько уровней:
- профессиональный, основанный
на контактах профессиональных
исполнителей и участников
- специализированный, направленный
на удовлетворение
- неспециализированный, программы основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристской поездки, но не являющиеся основой туристской поездки, например, экскурсионная часть туристской программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.
- сопутствующий, который
является дополнительной и
- культурный туризм для местного населения (резидентов), чаще всего выступающего в роли экскурсантов и активно потребляющего культурный продукт. 21
В отношении покупок и торговли следует быть осторожным. Торговля – древнейший вид занятий человечества. Это часть культуры человечества, формирующаяся веками и тысячелетиями. Посещение местного рынка, восточного базара – интереснейшее занятие для туриста. Так, Дубай исторически на протяжении тысячелетий был центром на торговом пути между Юго-Востоком и Левантией. И в наши дни это крупнейший торговый центр, а туристский продукт во многом построен именно на торговле для туристов. Построены уникальные современные торговые центры, проводятся торговые ярмарки и фестивали, вводятся режимы льготного налогообложения для торговли, одновременно сохраняются и открытые рынки, занимающие целые уличные кварталы (рынок пряностей, рынок тканей, рынок золота, рынок электроники и многие другие). Если покупка не становится для туриста самоцелью, и он не втягивается в мелкооптовую торговлю, то она разумна и полезна.22
Историко-культурный туризм представляет собой сложный многопрофильный вид деятельности, в которую помимо традиционных составляющих инфраструктуры туризма (таких как туроператоры въездного туризма, гостиницы, авиаперевозчики, автотранспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов, охранные предприятия) вовлечены многие другие организации и предприятия сферы услуг.
Для развития экскурсионной деятельности в местности должны быть следующие объекты:
археологические памятники, старые и новые,
достаточно развитые города,
объекты сельской местности,
музеи, выставки, экспозиции.
Особенности образа жизни и исторически сложившихся культурных традиций привлекают туристов в путешествия. Ознакомление с новой культурой обогащает кругозор и способствует развитию личности.
Успех развития туристического культурного бизнеса зависит не столько от грамотного подхода к организации процесса, сколько от уникальности местности, народа и его обычаев и образа жизни.
Во многих государствах предлагаемые культурные ценности мало отличаются друг от друга, в этом случае стоимость туров заметно снижается относительно более уникальных государств.
В состав субъектов культурного туризма входят следующие подотрасли сферы услуг: музеи, музеи-заповедники и дворцы; художественные галереи и арт-центры; организаторы фестивалей и карнавалов; театры и концертные организации; цирки и концертные залы; культурно-развлекательные центры, ночные клубы; продюсерские центры; агентства по продаже театральных и музейных билетов, дирекция театрально-зрелищных касс; экскурсионные бюро; специально предназначенный для экскурсий автобусный парк, маломерный флот и речные прогулочные суда. Неотъемлемой частью культурного туризма являются также аутентичные предприятия общественного питания и привлекательные для некоторых туристов художественные галереи и антикварные магазины. Свой вклад в формирование продукта культурного туризма вносят многочисленные храмы различных концессий, некоторые из которых являются объектами экскурсий со стороны туристов.
Даже простое перечисление подотраслей, вовлеченных в создание продукта историко-культурного туризма, показывает его значительную роль в экономике. Данное обстоятельство становится особенно важным в условиях экономического кризиса. 23
Типичное негативное явление в историко-культурном массовом туризме – навязывание стереотипа культуры – надуманного выхолощенного образа явления, упрощенного воспроизведения для быстрого освоения и непритязательного развлечения. Таковым может быть стереотип образа шотландца в клетчатой юбке (килт), играющего на волынке с бутылкой вечного шотландского виски, или русского в шароварах, сапогах, папахе, с рюмкой водки и танцующим с медведем в обнимку. Нередко культивируется самообман при взаимном молчаливом согласии как производителя туристского продукта, так и потребителя. Местная туристская индустрия создает некий образ явления или совокупности материальных предметов, за счет которой она и существует, при тайном согласии туристов увидеть и «съесть» предложенную фальшивку.
Формируется типовой образ деятельности туристов, ориентированный на местное туристское производство туристского продукта – что надо посетить, что надо увидеть, что надо сфотографировать, что надо купить из сувениров. Для туристов специально генерируются обряды, которых не существует, плавучие красочные лодочные рынки на воде, которых уже давно нет и местным жителям они не нужны, и прочее на потребу массовому туристу-потребителю. Истинная культура остается невостребованной, незамеченной, непознанной, а полученные впечатления – весьма далекими от истинных или аутентичных. Туризм при этом становится неким конвейерным производством.
ГЛАВА II. ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
2.1 Понятие «инновации» в туризме
Культурный туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма, занимая ключевое место в системе услуг постиндустриального общества. По оценкам Всемирной туристской организации в середине 90-х годов прошлого века 37% всего международного туризма приходилось на культурный туризм. Сформировавшееся в 70-х годах прошлого века понятие культурного туризма базировалось на принципиально новом подходе к формированию туристских продуктов, включающих в себя не только знакомство с материальными объектами и духовными ценностями туристского культурного наследия, но и активное вовлечение туриста в культурную среду приобщение туриста к культурным событиям и культурным практикам, характерным для данной территории.24 При этом по мере развития постиндустриального общества на смену ценностям аутентичности культурного продукта приходит стремление к приобщению к тем символическим ценностям, которые формируют бренд данной территории.
Всемирная туристская организация определяет культурный туризм как «перемещение людей на основе культурных мотиваций, которое включает в себя познавательные туры, знакомство с исполнительскими искусствами и культурные туры, поездки на фестивали и другие культурные мероприятия, посещение достопримечательностей и памятников, поездки для знакомства с природными, этнографическими, художественными и религиозными памятниками».25
Культурный туризм как вид экономической деятельности сформировался на пересечении двух достаточно отличающихся друг от друга отраслей экономики – культуры и туризма. B. McKercher и H. Du Cros подробно рассматривают различия между туризмом и культурным наследием (как основой развития культурного туризма), указывая прежде всего на коммерческие цели первого и более широкие социальные цели второго. Различия между указанными отраслями приводит к весьма сложным взаимоотношениям между ними, которые оцениваются данными авторами по шкале от полного открытого конфликта, прежде всего, между основными группами до полной кооперации на основе честного партнерства для взаимной выгоды обоих секторов.
Соглашаясь в принципе с подобной систематизацией форм взаимодействия культуры и туризма, хотелось бы отметить, что во всем мире и, соответственно, в России сфера культуры взаимодействует с туризмом не только посредством государственных учреждений культуры, сохраняющих материальные объекты культурного наследия, но и через огромное количество частных структур, работающих в сфере культуры и принимающих активное участие в формировании продукта культурного туризма (экскурсионные бюро, антрепренерские фирмы, творческие анимационные коллективы и многие другие организации). Таким образом, можно сделать вывод о том, что сфера культуры, как никакая другая, носит межсекторный характер, что обуславливает сложный характер взаимоотношений с туристской отраслью. 26
Для культурного туризма, являющегося важной составной частью социальной сферы, характерны все важнейшие особенности инновационных процессов, присущих данной сфере общества. Поскольку в культурном туризме соединяются как социальные, так и коммерческие цели, здесь можно рассматривать два вида инноваций. В своих предыдущих работах мы следующим образом охарактеризовали эти особенности: «К инновациям в социальной сфере относятся все новации, внедряемые на предприятиях и в организациях социальной сферы, в то время как под социальными инновациями мы предлагаем понимать нововведения, результатом которых является изменение формы вовлечения различных социальных групп населения в процесс потребления (или производства) продукта – услуги».
Рассматривая таким образом социальные инновации, можно прийти к выводу об их принципиальных особенностях, выражающихся во влиянии на всю систему общественных взаимоотношений. «Социальные инновации создают новые виды социального поведения, более эффективно используют социальные или человеческие возможности, по-новому соединяют друг с другом явления, возникающие в обществе».27
Инновационная составляющая культурного туризма имеет под собой несколько оснований. Одно из них связано с тем обстоятельством, что культурный туризм представляет собой сравнение символов и стереотипов своей культуры с иной моделью культуры, с иной системой культурных ценностей и традиций. В этой связи Р. Прентис отмечает, что культурный туризм часто рассматривался как вызванный простым желанием познакомиться с образом жизни других людей, стремлением узнать, как они живут сегодня или жили раньше. Это является потреблением «атмосферы» и культурных отличий ради познания культуры других народов и через осмысление полученных впечатлений, познание своей собственной культуры путем ее сравнения с другой. Данные различия могут выражаться в исторических и конфессиональных корнях культурной деятельности, этнопсихологических особенностях культурных традиций, в конечном счете, во всей совокупности культурных символов, столь громко заявивших о себе в постиндустриальном обществе. Поэтому лежащее в основе культурного туризма стремление сравнить «свое» и «чужое» становится импульсом к познанию и осмыслению иных, новых в определенной степени форм культурной деятельности. Таким образом, поиск культурных впечатлений является для туриста проявлением инновационного характера его туристской деятельности.