Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:16, аттестационная работа
В теории и практике мирового туризма в последние десятилетия наибольшее развитие получает культурный туризм. Причем, к сегодняшнему дню теоретическое осмысление туристской деятельности, связанной с потреблением культурных услуг, приводит к оценке культурного туризма не только как вида туризма, но, что представляется более важным с точки зрения подготовки специалистов, как современной технологии развития туризма как сферы потребительской туристской деятельности и как особой области бизнеса, а также как технологии развития отдельных социально-культурных объектов, в первую очередь сферы культуры.
Разнообразие и дифференциация культурных запросов разных категорий туристов требует адекватного подхода к рассмотрению культурного потенциала как источника многообразных ресурсов для культурного туризма. В ресурсном блоке курса весьма актуальной задачей представляется проведение классификационного анализа культурных ресурсов для разработки культурных продуктов для туризма и обоснование «многомерности» культурных ресурсов. Такой подход к анализу ресурсной базы для формирования культурных продуктов для туризма позволяет не только максимально вовлекать в сферу туризма имеющиеся культурные ресурсы территории, но и существенно расширить возможности дифференциации культурной составляющей путем их многообразного сочетания для туризма разного вида.
Адаптация культурных достопримечательностей к интересам и запросам туристов составляет суть процесса формирования культурного туристского продукта и реализуется посредством инноваций культурной достопримечательности, понимаемой как обеспечение ее эмоциональной, интеллектуальной и физической доступности, исходя из особых характеристик, отражающих культурный, психофизический, социальный статус туристов. Ориентация на различные категории туристов означает, что на базе одной достопримечательности можно создавать несколько версий культурного туристского продукта, иначе говоря, меняя тему и соответственно, комбинируя выявленные культурные ресурсы достопримечательности в разных сочетаниях, можно полнее использовать как сами ресурсы, так и культурный потенциал посетителей.
В данной дипломной работе необходимо рассмотреть инновации как основу развития взаимодействия отдельных организаций в сфере культурного туризма. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений. В контексте инноваций культурных достопримечательностей актуально провести анализ проблемы и способов ее формирования. Особого внимания требует освещение вопросов культурных продуктов, которые в наибольшей степени испытывают влияние современных черт потребительского туристского поведения; предпочтение эмоционально-чувственных впечатлений от знакомства с культурными достопримечательностями, рост значения воображаемого удовольствия от предвкушаемого путешествия в формировании туристского опыта.
Сферы культуры, индустрия гостеприимства и органы власти формируют «естественный» маркетинговый альянс, заинтересованный в продвижении на мировом и внутреннем туристских рынках. С точки зрения управления развитием культурного туризма на территории целесообразно рассмотреть направления и формы взаимодействия местных органов власти, учреждений культуры и турфирм; взаимодействие турфирм с общественными организациями культуры (которые зачастую выступают с важными культурными инициативами), с шоу-бизнесом по формированию туристского продукта, а также по его продвижению. Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы внедрения инноваций в сферу культурного туризма, и их значения для её развития.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
1) Выявить и рассмотреть специфику культурного туризма;
2) выявить тенденции и перспективы развития культурного туризма в России;
3) рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
4) Рассмотреть формы инноваций в культурном туризме;
5) определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.
Предметом исследования заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме разработки инновационной программы.
В связи с решением названных задач необходимо рассмотреть также направления, формы и субъектов информационной поддержки культурного туризма.
Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих основные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ…………………………………………….……………6
1.1. Особенности современного культурного туризма ………………..........6
1.2. Основные положения историко-культурного туризма…………………15
ГЛАВА II. ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………….24
2.1. Понятие «инновации» в туризме………………………..…………………24
2.2. Разнообразие новых форм туристического обслуживания…………...…32
2.3. Проект как перспективная форма внедрения инноваций……………..…37
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА…………41
3.1. Характеристика внедряемых инновационных технологий………..…….41
3.2. Анализ экономической эффективности проекта…………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…63
Следующим основанием инновационной составляющей культурного туризма может выступать тезис о том, что культурный туризм является формой экспорта не только культурных благ, но и определенных социально культурных ценностей. 28
В условиях рыночной экономики туристские организации все осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Определение будущей прибыли от нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента.
Что же он из себя представляет? Это отдельный вид культурно экономической и предпринимательской деятельности для достижения целей туристских фирм на основе эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджеру предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновациями вне меньшей степени является искусством чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера. 29
Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций (таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль). Основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем осуществляющих нововведения; изучение самой специфики инновационного процесса. Формы внедрения нововведений могут быть различны, специалисты подразделяют их на эволюционные и радикальные. В них входят сохранение и обновление существующих функций, перегруппировка составляющих частей системы, изменение элементов существующей системы.30 Для изменение концепции и результатов системы, для всех этих новых преобразований, естественно, необходимы особые, инновационные стратегии. Они подразделяются на следующие основные виды:
1) наступательная стратегия (ориентированная на новые рыночные перспективы, ее суть состоит в том, чтобы быть первыми на рынке, что требует высокой квалификации и организованности, а также грамотно проведенного маркетинга; эта стратегия основывается не на одной отдельной инновации, а на целой серии нововведений);
2) защитная стратегия (выход на рынок после предварительного маркетинга);
3) поглощающая стратегия (покупка нововведений у других компаний схожего профиля);
4) создание нового рынка (применение собственных нововведений);
5) промежуточная стратегия (заполнение своей ниши между различными конкурентами);
6) разбойничья стратегия (применения чужих нововведений);
7) привлекающая стратегия (создание
штата новых
Таким образом, инновация -- это объект внедряемый в производство в результате проведенного маркетинга и сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновация в любой отрасли в том числе и в туризме, качественно отличается от нововведений. Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. 31Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений.
Инновации в туризме, естественно влияют на состояние всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:
1) объем производства и продаж (в данном случае новых туристских брендов);
2) текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями;
3) размер созданного и
4) численность специалистов
5) длительность освоения и внедрения новшеств потребителям.
Эффективность современного туристского продукта темпы его развития определяются инновационной активностью и производством товаров «рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо существенно расширяют крут потребителей. Инновационный процесс, т. е. процесс внедрения новых продуктов на туристский рынок, характеризуется:
1) многочисленностью и
2) невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки;
3) необходимостью преодоления
Существует даже наука инноватика, занимающаяся изучением и внедрением нововведений. В своем научном направления она опирается на диалектические учения о всеобщем развитий. Любые нововведения приводят вначале к созданию кризисных состояний, выход из которых может быть найден только при профессиональном отношении ко всем стадиям процесса внедрения нового туристского продукта.32
Поэтому любому менеджеру по туризму необходимо знать, что именно при отборе нововведений могут появиться новации, совершенно новые формы работы. При проведений исследований нововведений необходимо соблюдать следующие принципы:
1) принцип важности;
2) принцип заполнения существующего вакуума;
3) принцип замещения старых
4) принцип минимума капитальных вложений;
5) принцип обязательной
6) принцип перспективы и возможности развития.
Туристский маркетинг, о котором идет речь, имеет свого специфику. Он представляет собой комплекс определенных функций, осуществляемых туристской компанией в целях расширения рынка сбыта ее туристского продукта и услуг. Маркетинг туристский - это сфера деятельности туристских организаций по разработке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных услуг, а также по их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и учета процессов на мировом туристском рынке. Туристский маркетинг преследует три основные цели:
1) сохранение традиционного
2) развитие и увеличение нового рынка;
3) уменьшение влияния сезонности.
В туристском бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний период и календарные праздники), «высокий» сезон (сюда включаются «бархатный сезон весенние туры), «низкий» сезон (каникулярное время в зимний и осенний период) и «мертвый» сезон (остальное зимнее время). Так вот, основная задача туристского маркетинга -- приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хоты бы отчасти воскресить «мертвый» сезон.33
Чтобы грамотно провести маркетинговое исследование в области туризма следует идти по такой простой схеме: Желание потребителей - исследование рынка - получение прибыли путем внедрения новых форм и удовлетворения желаний покупателей.
После изучения туристского рынка с помощью маркетингового исследования следует грамотно планировать появление и разработку нового продукта.
Для этого необходимы:
1) генерация идей - планомерный поиск новых решений;
2) профессиональная оценка турист
3) экономический анализ - прогноз объема продаж, издержек и прибыли, составление бизнес-плана;
4) разработка туристского продукта - создание условного макета ново го продукта;
5) проведение пробного маркетинга - оценка нового продукта в подлинной реальной рыночной обстановке;
6) коммерческая реализация
Что касается составления бизнес-плана, то в данном случае он называется инновационным проектом и определяется тремя основными элементами:
1) целью разработки и внедрения проекта;
2) планом - календарем всех планируемых мероприятий;
3)источниками финансовых
Основываясь на этих трех элементах, а также учитывая экономическое обоснование инноваций, принимают решение о целесообразности и их осуществления. После правильно проведенного маркетинга, разработки проекта и внедрения его в жизнь, т. е. доведения до потребителя, следует оценить социальную эффективность инноваций (насколько они отвечают потребностям общества). Социальную эффективность инноваций в туризме можно рассматривать в двух измерениях. В масштабах общественной значимости, ожидаемые социально-экономические результаты оцениваются как рост национального богатства за счет повышения уровня производимого товара. Инновации способствуют интенсивному росту запасов и резервов, которые определяют устойчивость отрасли, непрерывность работы, даже в «низкий» и «мертвый» туристские сезоны, и занятость населения. Накопление подобных резервов определенно расширяет возможности развития объектов социально-культурного назначения, помогает сохранить уникальные исторические и природные памятники нашей страны. Кроме того, занятость населения в процессе производства и внедрения продукта улучшает жизненный уровень. Инновации помогают населению удовлетворять непрерывно растущие потребности в новых продуктах и с пользой проводить свободное время.
2.2 Разнообразие новых форм туристического обслуживания
Разнообразие туристических услуг определяется тем, что туристы совершают путешествия с разными целями, выдвигают неодинаковые требования к туристических услуг, готовы и способны заплатить за них разную цену. Каждой категории туристов соответствует определенный сегмент туристического рынка. Дальнейшая сегментация рынка определяется страной проживания туриста. Производители туристических услуг ориентируются на достаточно определенные категории отдыхающих, хорошо знают их потребности, удовлетворение которых и приносит им доход.
В туризме одной из особенностей является разнообразие потребителей туристских услуг. Различие категории туристов отличается целью поездки, своим требованиям к туристским услугам, ценой которую они готовы и в состоянии заплатить. К каждому типу туристов соответствует определенный тип туристского рынка. На туристский спрос и на поведение туристов влияют:
Доход- Путешествовать может тот человек, у которого есть на это средства. Туристская потребность становится туристским спросом. Если на нее имеются средства. Выделяются « вида дохода, один является не эффективным для туризма, второй—эффективным.
Структура семьи - путешествуют чаще люди которые, имеют небольшую семью. Наиболее высока частота поездок в семье 1-2 человека. Ниже частота у многодетных семей.
Возраст - Пожилые люди и маленькие дети до 2 лет путешествуют редко.
Образование и профессия человека. Владельцы мелких предприятий путешествуют реже, чем служащие и чиновники, которые каждый год используют отпуск продолжительностью несколько недель.34
Всех клиентов можно классифицировать по следующим признакам:
Можно выделить по степени активности, во время отпуска следующие группы туристов:
Любители спокойного отдыха - Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Спокойно отдыхающих клиентов привлекает солнце, море, песок. Они сторонятся посторонних и большого скопления людей. Любители удовольствий -Тип очень предприимчивых туристов которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу.
Любители активного отдыха - эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Иногда их отпуск можно совместить с лечением.
Любители спортивного отдыха - в отличии от активного отдыха у этих людей все сконцентрировано на соревнованиях. Для них спорт –это хобби.
Отдыхающие с целью познания и изучения - данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня.
Любители приключений - те туристы, которые ищут необычные ощущения, впечатления с определенной долей риска. Некоторые из них путешествуют в одиночку.35
В зависимости от стиля жизни: Любители наслаждений- Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие это—способ самовыражения, от отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать спортивную нагрузку. Тенденциозные туристы - Для них отдых это возможность найти и проявить себя как личность. Им не нужны условия класса люкс, они ищут единения с природой, тишины, и возможности психологической разгрузки, интересовавшиеся политикой, культурой окружающей среды. Семейные туристы- В эту группу входят только семьи с детьми. Они отдыхают в спокойной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, чаще всего обслуживают себя сами, любят чтобы им не мешали. Всецело отдыхающие важное условие этого типа, это возможность отдохнуть в данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят отпуск традиционным способом, а именно, довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Как правило не любят экспериментировать и желают провести отпуск как «дома».