Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа
Актуальность работы состоит в том, что развитие туризма на железнодорожном транспорте не только открывает для пассажиров поездов новые города, достопримечательности, памятники архитектуры, но и способствуют развитию сферы услуг в различных регионах России. А это значит, что появятся новые рабочие места, повысится уровень занятости населения, улучшится социально-экономическая обстановка в регионах.
Цель курсовой работы: организация работы сервис-центра на станции Нальчик и разработка ж/д туристских маршрутов на заданном направлении.
Введение……………………………………………………………………….. 2
1. Оценка специфики и особенности железнодорожного направления «Москва – Кисловодск»……………………………………………………… 2
2. Разработка ж/д туристических маршрутов на заданном направлении. Составление схем прокладки туристических поездов и программ туристско-экскурсионного обслуживания пассажиров…………………. 74
3. Разработка перечня основных, сопутствующих и дополнительных услуг для пассажиров в пути следования и на вокзале…………………. 86
4. Разработка структуры сервис-центра «Кисловодск» и основных функций его отделов…………………………………………………………. 91
5. Оценка эффективности работы сервис-центра «Кисловодск»………. 92
5.1. Расчёты эксплуатационных затрат СЦ……………………………….. 92
5.2. Расчёт доходов от реализации услуг СЦ………………………………..97
Заключение…………………………………………………………………… 101
Список литературы…………………………………………………………. 103
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Гуманитарный институт
Кафедра «Сервис и туризм»
Курсовая работа
по дисциплине: «Организация сервиса и туристского обслуживания на железнодорожном транспорте»
па тему:
«Организация работы сервис-центра на железнодорожном направлении Москва - Кисловодск»
Выполнила студентка
Группы ГСТ-312
Дневной формы обучения
Косарева Е.А.
Научный руководитель:
Доцент Иванов К.Ю.
г. Москва
2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Оценка специфики и особенности железнодорожного направления «Москва – Кисловодск»…………………………………………………
2. Разработка ж/д туристических маршрутов на заданном направлении. Составление схем прокладки туристических поездов и программ туристско-экскурсионного обслуживания пассажиров…………………. 74
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность работы состоит в том, что развитие туризма на железнодорожном транспорте не только открывает для пассажиров поездов новые города, достопримечательности, памятники архитектуры, но и способствуют развитию сферы услуг в различных регионах России. А это значит, что появятся новые рабочие места, повысится уровень занятости населения, улучшится социально-экономическая обстановка в регионах.
Цель курсовой работы: организация работы сервис-центра на станции Нальчик и разработка ж/д туристских маршрутов на заданном направлении.
Достижение поставленной цели основано на решении следующих задач:
1. Оценить специфику направления «Москва – Нальчик»
2. Определение возможных турмаршрутов и программ обслуживания пассажиров
3. Разработка перечня услуг
4. Разработка и структура СЦ «Кисловодск»
5. Оценка эффективности работы СЦ «Кисловодск»
Объектом исследования данной работы является состояние и перспективы развития туризма на ж/д транспорте.
Предметом исследования данной работы являются сервис-центры на сети ж/д как основной механизм разработки ж/д туристских маршрутов.
1. Оценка специфики и особенности железнодорожного направления «Москва – Кисловодск».
Для того, чтобы дать оценку специфики направления и выявить его основные особенности, необходимо определить регионы, лежащие на маршруте следования туристического поезда, и исследовать их на наличие туристских ресурсов: природных и культурно-исторических, установить экономическое состояние регионов, а, следовательно, возможность к дальнейшему их развитию, совершенствованию, учесть состояние инфраструктуры, а также состояние ресурсов туризма и гостеприимства. Известно, что в большинстве регионов России отсутствие или низкий уровень внутреннего туризма обусловлен, прежде всего, плохо развитой инфраструктурой (начиная транспортом и связью и заканчивая гостиницами, кафе и пр.), недостаточным социально-экономическим уровнем. И это при наличии огромной туристической привлекательности. Поэтому появляется необходимость тщательного изучения регионов, населённых пунктов на заданном направлении.
Направление «Москва – Кисловодск» включает в себя следующие регионы:
- Московская область
- Рязанская область
- Тамбовская область
- Липецкая область
- Воронежская область
- Ростовская область
- Краснодарский край
- Ставропольский край
Расстояние всего направления от начального пункта до конечного составляет 1785 км. Дальнейшему рассмотрению и анализу подлежат те регионы, которые представляют туристический интерес и будут учтены при составлении маршрутов следования туристических поездов.
1.1. Ставропольский край.
Поскольку Сервис-центр находится в г. Кисловодск, это Ставропольский край имеет особое значение в данном направлении. Протяжённость ж/д пути от Москвы до Кисловодска – 1785 км
В 1777 году по указу Екатерины II от 24 апреля закладывается Азово-Моздокская оборонительная линия, давшая начало заселению Предкавказья и Северного Кавказа. С этого времени земли Ставрополья входят в всостав Астраханской области 24 апреля 1777. Высочайше утвержденный доклад Астраханского, Новороссийского и Азовского генерал-губернатора князя Потёмкина. — Об учреждении линии от Моздока до Азова, ПСЗ, Собр. 1, т.ХХ, № 14.607).
В 1785 г. по указу Екатерины II от 5 мая создается Кавказское наместничество, состоящее из Астраханской и Кавказской областей с центром в Екатеринограде (ныне станицы Екатериноградская в Кабардино-Балкарии). Основную территорию Кавказской области составляли земли современного Ставрополья (5 мая 1785 г. Именной указ Сенату. О составлении Кавказского наместничества из двух областей: Кавказской и Астраханской. ПСЗ, собр.1 т.ХХХII, № 193. 9 мая 1785 г. Именной указ генерал-губернатору князю Потемкину. — О устройстве Кавказской губернии и области Астраханской. № 16.194).
В 1790 г. Кавказская область была упразднена и её земли опять вошли в состав Астраханской области.
В 1802 г. указом императора Александра I от 15 ноября создаётся Кавказская губерния с центром в г. Георгиевске (15 ноября 1802 г. Именной указ Сенату. — Об устройстве городов и присутственных мест в Астраханской и Кавказской губерниях. ПСЗ, собр. 1, т. ХХVI, № 20.511).
Губерния занимала территорию от Каспийского моря до Усть-Лабы и от Маныча до предгорий. Земли современного Ставрополья составляли ядро этой губернии.
В 1822 г. указом от 24 июля Кавказская губерния преобразуется в Кавказскую область без изменения прежних границ (24 июля 1822 г. Именной указ, данный Сенату. — О переименовании Кавказской Губернии Областью и о назначении уездного города Ставрополя Областным городом.
В 1847 г. указом от 5 мая Кавказская область преобразуется в Ставропольскую губернию без изменения границ (1 мая 1847 г. Именной указ, данный Сенату. — О именовании Кавказской области Ставропольской губернией. ПСЗ, собр.2, т. ХХII, отд. 1, № 21.164).
В 1860 г. указом от 8 февраля из состава Ставропольской губернии выводятся вновь образованные Терская и Кубанская области и территория края приближается к её современным границам (8 февраля 1860 г. Именной указ, объявленный Сенату. — О том, что правое и левое крылья Кавказской линии именовать Кубанской и Терской областями, а все пространство к северу от главного хребта Кавказских гор — Северным Кавказом. ПСЗ. собр.2, т. ХХХV, № 35.421).
С небольшими изменениями Ставропольская губерния просуществовала до 1924 г.
В октябре 1924 г. создаётся Северо-Кавказский край и Ставропольская губерния преобразуется в округ в составе указанного края.
10 января 1934 г. было принято решение Президиума ЦИК СССР о разделении Северо-Кавказского края на Азово-Черноморский и Северо-Кавказский. Центром Северо-Кавказского края стал г.Пятигорск.
В марте 1936 г. постановлением ВЦИК РСФСР Северо - Кавказский край был реорганизован и из него выделился Орджоникидзевский край с центром в Ставрополе.
В 1941 г. Орджоникидзевский край был переименован в Ставропольский край.
Климат резко континентальный. Летом погода сухая, жаркая, малооблачная; зимой – ясная, морозная. Лето теплое и продолжительное – около 110 дней, зима длится – 80-105 дней. Температура воздуха иногда опускается ниже 30 градусов, но в целом зима не холодная, с длительными оттепелями. В южных и западных районах климат мягче, восточные относятся к крайне засушливым.
С востока на протяжении 40 км по территории края протекает река Терек, с запада по Кочубеевскому району – Кубань. Непосредственно в крае выделяется три основные речки с притоками: Кума, Калаус, Большой Егорлык, проложена сеть каналов.
Протяженность Большого Ставропольского канала 480 км, он обеспечивает водой центральные и северные районы края. Строительство канала продолжается.
Кубань-Егорлыкская обводнительная система обеспечивает водой город Ставрополь и северо-западные районы страны. Постепенно 11 водохранилищ, наиболее крупные из них – Отказненское, Чограйское.
Из озер естественного происхождения наиболее крупное – Маныч – Гудило, расположенное на стыке Ставрополья, Роствовской области и Калмыкии.
Недра края богаты полезными ископаемыми: газом, нефтью, редкоземельными металлами, строительными материалами (камень, песок, гравий), термальными и целебными минеральными водами, лечебными грязями.
Площадь перспективных нефтяных земель – 31,5 тыс. кв. км., газовых – 35,5 тыс. кв. км. Начальные суммарные ресурсы нефти составляют около 400 млн. тонн, а прогнозируемые ресурсы газа – 500 млдр. куб метров. В настоящее время разрабатывается 48 нефтяных и 13 газовых месторождений.
Запасы нерудных материалов обеспечивают потребность промышленности края в строительных материалах и позволяют вывозить их в другие регионы.
Термальные воды. На территории края расположены три месторождения теплоэнергетических вод: Казьминское, Нижне-Зеленчукское т Терско-Галюгаевское с температурой воды у устья скважин 55-1150. Глубина продуктивных пластов колеблется в пределах 2100 -2750 метров. Хозяйственное обустройство ведется только на Казьминском месторождении, которое имеет и оздоровительное значение.
Минеральные воды. Край обладает уникальными запасами минеральных вод, в том числе широко известных во всем мире – «Нарзан», «Ессентуки».
При суммарных запасах минеральных вод, подготовленных для промышленного освоения в объеме 13,5 тыс. куб. метров в сутки, в настоящее время используется только около 11%.
Промышленная переработка имеющихся ресурсов может стать источником динамического экономического развития региона.
Финансовая и инвестиционная структура. Банковская система края насчитывает более десятка коммерческих банков и свыше двадцати филиалов банков других территорий.
Ведущее место в осуществлении денежных расчетов по краю принадлежит системе Сберегательного банка Российской Федерации. Банки края осуществляют обслуживание пластиковых карточек международных платежных систем: “VISA”, “Eurocard/MasterCard” (Europay), дорожных чеков - American Express, Томас Кук. К услугам клиентов открыто более ста обменных пунктов валюты.
На территории края действует четыре инвестиционных фонда и более двадцати инвестиционных компаний. Около сорока аудиторских и консалтинговых фирм помогают предприятиям края осваивать международные стандарты бухгалтерского и управленческого учета, оценки эффективности инвестиционных проектов. Около сотни риэлтерских фирм и индивидуальных предпринимателей обслуживают сделки по купле-продаже недвижимости.
Среди компаний, осуществляющих страховую деятельность, ведущее место занимает государственная компания «Росгосстрах».
В крае два международных аэропорта – в городах Ставрополь и Минеральные Воды; последний способен принимать пассажирские самолёты практически всех типов. Ежегодный объём пассажирских перевозок составляет около 400 тысяч человек.
На базе Минераловодского авиаремонтного завода № 411 гражданской авиации создана авиакомпания по проведению авиационно-химических работ в Ставропольском крае.
Наземная транспортная сеть обеспечивает надежную связь с населенными пунктами Ставропольского края, другими регионами России и зарубежья.
В крае реализуется президентская программа «Дороги Росси», в ходе которой реконструировано и построено 25 км. дороги: «Кочубей – Нефтекумск – Буденовск – Зеленокумск - Минеральные Воды», которая является альтернативной федеральной трассе «Кавказ». Предполагается, что этот участок войдет составной частью в магистральное направление «Каспийское море – Азовское море».
Одновременно со строительством и капитальным ремонтом автомагистралей вводятся в строй новые мостовые переходы и реконструируются старые.
Стабильную работу рынка автотранспортных услуг обеспечивают свыше 150 автотранспортных предприятий. Крупнейшие из них, ОАО «Совтрансавто-Минводы», осуществляет международные перевозки.
Железнодорожные сообщения с регионами России осуществляется по магистрали Кавказская – Тихорецкая – Ростов-на-Дону.
Крупнейшими узловыми станциями внутри края являются:
«Минеральные Воды» - сортировочная станция Северо-Кавказского региона;
«Старомарьевская» - основная сортировочная станция промышленного и сельскохозяйственного комплексов краевого центра и ближайших районов;
«Невинномысск» - обеспечивающая промышленность и предприятия переработки города Невинномысска, сельскохозяйственные комплексы Ставропольского края и Карачаево-Черкесии.
Строительство железнодорожной магистрали Буденовск – Нефтекумск – Кочубей, протяженностью 240 км обеспечит прямой выход в Закавказье и государства Средней Азии.
Таможенным оформлением товаров занимаются две таможни в Ставрополе и Минеральных Водах. Для удобства импортеров и экспортеров создана сеть таможенных постов в городах и районах края.
Доминирующее положение на рынке услуг связи занимает ОАО «Электросвязь». В перечень услуг, оказываемых компаний, входят международная, междугородная и местная телефонная связь, подвижная радиотелефонная и сотовая связь, передача данных, проводное и эфирное радиовещание.
Плотность телефонизации в крае превышает российский уровень: на сто семей в городе приходится 64,8 телефонов, в селе - 26,8.
Ведется строительство большого зонового кольца волоконно-оптической связи, которая охватит большинство городов и районных центров Ставрополья. В крае работают четыре узла спутниковой связи Internet. Три компании освоили рынки пейджинговой связи. Их услугами пользуются жители Ставрополья и его окрестностей, Кавказских Минеральных Вод и Буденовска.
В последние годы в крае развивается сотовая радиотелефонная связь. Услуги сотовой связи оказывают ЗАО «Ставропольская сотовая связь» и ЗАО «СтавТелеСот». Кроме того, ЗАО «Мобильная сотовая связь Ставрополья» предоставляет услуги федеральной сотовой сети «Сотел».
Сегодня в информационном пространстве края работают более 160 газет и 60 теле- и радиовещательных пунктов. Периодические печатные издания, помимо подписки, распространяются через широко разветвленную сеть киосков и магазинов ОАО «Союзпечать», их доля в общем, товарообороте за последнее время увеличилась и составляет почти 60%. Проводится работа по обновлению киосковой сети.
На протяжении многих лет сельское хозяйство является главной отраслью экономики края. В Российской Федерации Ставропольский край занимает четвертое место по объему производства сельскохозяйственной продукции. Площадь сельхозугодий составляет 5,3 млн. гектаров, из них большая часть (3,8 млн. га.) отведена под пашню.
В растениеводстве основная зерновая культура – озимая пшеница, предпочтение отдается твердым и сильным сортам. Ее посевные площади составляют более миллиона гектаров. Ставрополье обеспечивает пять процентов общего зернового сбора России. В крае выращиваются кормовые и технические культуры, на больших площадях возделывается сахарная свёкла, картофель, овощи, масличные культуры. Ставрополье обладает большим потенциалом производства подсолнечного и других растительных масел.
В последнее десятилетие растениеводство края развалилось в крайне сложных экономических и климатических условиях, тем не менее, падение производства удалось приостановить. При этом в 1998 году был получен самый большой валовой сбор зерна среди регионов Российской Федерации – 3,4 млн. тонн, в 1999 году край показал второй результат в России (после Краснодарского края) – 3,1 млн. тонн, а в 2000 году валовой сбор зерна составил уже более 4 млн. тонн.