Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 15:16, курсовая работа
Целью исследования является выявление рентабельности существующих путеводителей.
Для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить теоретические аспекты туризма.
2. Выявить основные вехи в истории появления путеводителей.
3. Проанализировать целевую аудиторию путеводителей.
4. Рассмотреть конкретные примеры путеводителей, проанализировать их.
5. Путем анкетирования определить, какими пунктами и данными должны обладать путеводители.
Введение ………………………………………………………….………….….. 3
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты в области туризма и печатных путеводителей.………..…... 4
1.1. Туризм. История, основные события………………….….…….……….....4
1.2. История возникновения путеводителей ……...……………….…….……. 6
Глава 2. Анализ ассортимента путеводителей в соответствии с целевой аудиторией..……………………………………………….
2.1. Анализ путеводителей для «любознательных»……………………………….…………………………...... 12
2.2. Анализ путеводителей для путешественников.……………………………..……………………………… 17
Глава 3. Разработка модели «идеального» путеводителя для туристов и путешественников …………………………..
3.1. Итог данных анкетирования …………………………………….... .……. 24
3.2. Разработка модели «идеального» путеводителя ……………......……… 27
Заключение ……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы ………………………………...…….….32
Приложения…………………………………………………………...…….…..33
Осуществить задуманное Карлу в результате все же удалось. Шесть путеводителей составил он за последующие 40 лет своей жизни. Некоторые из них даже вышли не только на немецком, но также на английском и французском языках. Сыновья Бедекера продолжили дело отца, выпустив, среди прочего, и первый немецкий путеводитель по России. «Бедекеры» пользовались большим спросом и много раз переиздавались.
Но подобные справочники для путешественников придумал все же не Бедекер. Первый путеводитель в мире — он предназначался для путешествий по Греции — появился еще во II веке нашей эры. Кроме того, пальма первенства не принадлежала Бедекеру и на родине. В Германии составителем первого путеводителя стал Хайнрих Август Оттокар Райхард (Heinrich August Ottokar Reichard), опубликовавший в 1801 году свою знаменитую книгу «Пассажир в пути» («Der Passagier auf Reisen»). Правда, это и последующие издания лишь информировали путешественника о том, какие опасности таят в себе поездки по тем или иным регионам, и советы, как защищаться от мошенников и грабителей. А Карл Бедекер, чувствуя веяние времени, взялся за составление путеводителей совсем иного рода.
Свои первые путеводители он составлял на основе того, что сам увидел и узнал во время путешествий и поездок. Карл Бедекер подсказывал читателям, какие достопримечательности стоит посмотреть, в каких гостиницах лучше останавливаться, какие чаевые принято платить в тех или иных странах.
Разумеется, путеводители Бедекера покупали не все. В XIX веке лишь люди с достатком могли позволить себе заграничные поездки. К примеру, 12-дневное путешествие по Голландии обходилось «по Бедекеру» примерно в 36 талеров. Чтобы заработать такие деньги, простому ремесленнику нужно было трудиться месяца полтора.
Туризм тогда еще не приобрел размаха ХХ века, но спрос на путеводители Бедекера постоянно рос, а его доходы с каждым годом увеличивались. Огромным успехом пользовался уже его первый путеводитель «Путешествие по Рейну» («Rheinreise»). Если в 1827 году число тех, кто отправлялся в путешествие по Рейну, составляло около 18 тысяч человек, то двадцать лет спустя оно возросло до одного миллиона, констатирует сам Бедекер в одной из своих книг.
Одной из главных причин популярности путеводителей Бедекера (кроме выбора материала, разумеется) была их абсолютна достоверность. Добросовестность автора и издателя вошла в поговорку.Чтобы получить необходимую информацию, Карл Бедекер отправлялся в длительные путешествия, надолго оставляя дома жену и детей. «Сопровождение дам в путешествии, естественно, сильно увеличивает издержки», — откровенно замечал он в одной из своих книг.
Составляя путеводитель по Парижу, Бедекер только на кладбище Пер-Лашез провел 13 с половиной часов.И потом точно описал, где захоронены крупнейшие деятели науки и культуры, не забыв и про другие «особенно интересные» памятники. Благодаря Бедекеру круг людей, почувствовавших вкус к путешествиям, с каждым годом становился все шире. Его путеводителями по Европе с удовольствием пользовались композитор Жак Оффенбах, писатель Марк Твен, художник Адольф фон Менцель. «Бедекер столь же кардинально изменил современный мир, как Гегель и Маркс», — написала о нем как-то лондонская газета Times. Карл Бедекер умер в октябре 1859 года. Но путеводители с его именем на обложке выходят до сих пор. Правда, в конце 1980-х годов издательство Baedeker стало частью сначала компании Langenscheidt, а сегодня входит в издательский концерн MairDumont.
Сегодня трудно представить, что еще относительно недавно путеводители, подобные сегодняшним, были редкостью. Было множество описаний и культурных очерков, но современный формат путеводителей «от путешественников для путешественников» появился каких-то 25-30 лет назад.
В 1960 г. группа студентов Гарвардского университета решила собрать воедино свои впечатления и советы по возможностям дешевого путешествия в Европу. В результате появился двадцатистраничный памфлет, завоевавший популярность среди коллег-студентов. В следующем году вышел уже полноценный путеводитель Let’s Go: Europe. С этого момента серия «Летс Гоу» (т.е. «поехали») стала ежегодно обновляющимся изданием молодежных путеводителей, рассчитанных на(как их называют на Западе) budget travelers, т.е. путешественников, располагающих небольшим бюджетом на поездку.
В подражание «Летс Гоу» расплодились путеводители типа «Латинская Америка за 20 долларов в день», причем «дневная норма» расходов постоянно снижалась. В этом не было ничего удивительного: на дворе были 60-е, время хиппи и тысяч бродяг, передвигающихся по миру в поисках неведомо чего.
Дошло до того, что в 1969 г. вышла книга серии «Летс Гоу» о путешествии из Парижа в Прагу «за ноль долларов в день». Там описывались особенности автостопа и давались советы, где лучше всего зарабатывать деньги уличным пением.
В 1971 г. молодой австралиец Тони Уилер женился на британке Морин. Перед тем как осесть на «настоящей» работе в Австралии молодожены решили совершить необычное свадебное путешествие: перебраться из Лондона на «зеленый континент» без помощи самолетов. Добравшись наконец до Австралии, они поняли, что набрали достаточно материала для издания путеводителя на очень востребованную тему: дешевые самостоятельные путешествия по Азии.
Как это принято в любой реализованной «западной мечте» начиналось все с кухни, на столе которой был написан и сброшюрован вручную их первый путеводитель Asia on the Cheap («Азия задешево»).
Успех превзошел ожидание, и вместо того, чтобы отправиться на «настоящую» офисную работу, Уилеры вновь уехали в Юго-Восточную Азию. Результатом 18-месячного путешествия стал путеводитель, который выдержал с тех пор 11 изданий: South East Asia on the shoestring. Этот же путеводитель был первым, кто вышел под общим лейблом серии, ставшей самой популярной серией путеводителей в мире – «Лонели Планет».
Настоящий прорыв случился в начале 80-х, когда с феноменальным успехом вышел «Лонели Планет: Индия». Азия окончательно стала местом паломничества западной молодежи, а годовое путешествия вокруг света постепенно превращались в обязательный ритуал для выпускников школ и университетов Западной Европы, США и Австралии.
Рамки доступного
для независимого путешествия мира постоянно
расширялись. Все более доступным становился
Восточный блок, открывал двери Китай
и коммунистические страны Юго-Восточной
Азии. Теперь уже предложение не успевало
за спросом. Срочно нужны были путеводители
по Сирии, Вьетнаму, Центральной Африке,
Советскому Союзу, наконец.
«Это было сумасшедшее время»,
- вспоминал Джон Кинг, автор нескольких
«Лонели Планет», в том числе и первого
издания «Лонели Планет: Советский Союз».
«Тогда достаточно было прийти в редакцию
и сказать: «Я хочу написать путеводитель
по такой-то стране». И все. Тебе выдавали
деньги – и вперед. Ждем вашу книгу через
год».
Мы пили чай c немолодым уже путешественником в одном из московских хостелов. На столе между нами лежала одна из работ Кинга – путеводитель по Пакистану. «Да», - улыбнулся автор, проглядывая книгу, - «тогда был дух первооткрывательства, ты писал о том, чем никто не писал. Сейчас же ты лишь перепроверяешь данные предыдущего автора».
Конечно, в словах Кинга есть доля иронии над вечно популярной темой «сейчас не то, что раньше». Со дня выхода путеводителя об СССР изменилось слишком многое, включая формат страны. Мог ли представить Джон тогда, что через 15 лет в Москве будут хостелы и там он сможет вот так запросто пообщаться с русским о политике или поделиться опытом путешествий? Вряд ли.
Но одно в его словах верно. Сегодня первому встречному путешественнику не доверят писать путеводитель. Да и романтика, во многом, ушла. Рынок насыщен. Спрос едва ли не превышает предложение. Многие серии умерли, став финансово несостоятельными. И даже таким мастодонтам как «Лонели Планет» приходиться затянуть потуже пояса и ужесточить работу с авторами.
Сам Джон больше не работает с «Лонели Планет», говорит там конкуренция сильная, да и платят уже не так как раньше. Сейчас он занят в серии Trailblazer, одной из немногих сохранившей и поныне дух приключений 80-х и начала 90-х.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИЕЙ
Сегодня на прилавках книжных магазинов Москвы с десяток лейблов различных путеводителей. Как выбрать нужный? Вроде бы есть «народная марка» – «Лонели Планет», однако не всех и не до конца она устраивает. Да и, к тому же, издается на английском языке. Поэтому проанализируем существущие путеводители и предоставим практическую информацию по ним. На какие серии путеводителей стоит обратить внимание, и в каких случаях это стоит делать.
Рассмотренный список брендов будет несколько шире, нежели доступный в Москве рынок, т.к. часто нужный путеводитель (или, что чаще, путеводитель по приемлемой цене) можно купить уже за порогом Родины.
К сожалению, универсального путеводителя для всех групп путешественников не существует. Сегодня, когда рынок путеводителей пресыщен, выжить может только тот бренд, что четко определил для себя свою целевую аудиторию. Она может быть довольно узкой (скажем, дайверы), но если данный лейбл завоевал среди них популярность – у серии есть будущее.
Ориентируясь на конкретные ЦА путеводителей, рассмотрим наиболее яркие и популярные издания и типы.
Глава 2.1 Анализ путеводителей для «любознательных»
Путеводители данного типа – вещь в себе. Большинство из них можно покупать просто как хорошую книгу с иллюстрациями, ставить на полку и иногда перелистывать. Также подобные путеводители можно использовать как наглядный материал для уроков географии и истории искусств, а некоторые можно даже рассматривать как вполне серьезные научные исследования.
Такие путеводители очищены от таких данных, как список отелей или расписание автобусов. В лучшем случае эта информация загнана в конец книги неким необязательным приложением (часто специально напечатана на бумаге более низкого качества). На первый же план выдвинуты множество фотографий, глубина проработки текста и наглядная подача материала. Это путеводители не для путешественников, и даже не для туристов. Скорее это предварительная и дополнительная путевая литература.
Когда надо покупать подобные путеводители?
- Если ваша поездка не предполагает самостоятельный поиск еды и ночлега, то зачем вам тома, 60-80% которых как раз об этом. Выбирайте те книги, которые о достопримечательностях страны, а не об особенностях экономии в них.
- Вас утомляют бисерные тексты мелким шрифтом? Покупайте книги, где любое описание подтверждается фотографией, а вместо двухстраничного текста о различиях фасадов Нотр-Дама показана красочная схема собора в разрезе с короткими, толковыми подписями.
- Вы решили ехать в неизведанную страну, но мало что про нее знаете. Как составить маршрут (время-то поездки, как обычно, ограничено)? Для этого нужна наглядная информация. Города, еда, фестивали, античные руины – все это должно ассоциироваться с хоть каким-то фотографическим имиджем.
Подобные путеводители, как правило, стоит читать до поездки, чтобы лучше представлять себе, куда, собственно, едете. Можно их и брать с собой, если тип путешествия позволяет (например, вы едете в Европу на автомобиле).
Таскать же с собой в рюкзаке подобные образцы путевой литературы решаются немногие, ведь помимо информации культурной они мало чем помогут путешественнику. Их тематика, зачастую, слишком общая (часто помимо фотографий текста в принципе немного) или наоборот слишком узкая, чтобы передвигаться с ним по городу. Хотя некоторые из них настолько хороши, что так и тянет немного утяжелить рюкзак.
Какие же лейблы можно отнести к этой категории наглядно-информационных путеводителей? Их можно поделить на два типа: путеводители наглядные (где основной упор делается на цветные фотографии и схемы, а текст принято заменять доходчивым рисунком) и путеводители информационные (где на первом месте текст, причем такого качества, что впору переводить книгу из отдела путеводителей в более «серьезный» отдел).
Путеводители наглядные
1) Наиболее ярким представителем подтипа является серия издательского дома Dorling Kindersley[Приложение 1]. Dorling Kindersley (DK) - это британская гигантская компания, специализирующая на выпуске иллюстративно-познавательных книг.
Отличительные черты ее продуктов – многочисленные яркие иллюстрации, сделанные на бумаге самого высокого качества. Путеводители – лишь одно из направлений деятельности DK, которая также включает серии о спорте, бизнесе, винах, садоводстве, уходу за детьми и еще с полдюжины наименований.
Кроме того, DK делает собственные ТВ программы, в том числе на Disney Channel и на BBC. Из-за успеха последней под названием Eyewitness («очевидец») сегодня полное название путеводителя пишется как DK Eyewitness travel guide.
Путеводители DK даже по внешнему виду – произведение искусства. Их надо покупать уже только за тем, чтобы ставить на полку наряду с альбомами по живописи и архитектуре. Яркая глянцевая бумага, бесчисленные картинки и фотографии, 3-D карты.
Для DK это привычная манера объяснения – наглядная и простая к усвоению. И в такой же понятной и иллюстративной манере подается история страны (города), практическая информация (только здесь дается доходчивое (в картинках) объяснение самого загадочного и ставящего в тупик путешественника процесса – пользования местным метро) и т.д.
Описание области, города или его района предваряется объемной картой с указанием самых интересных мест. Непосредственно же текст представлен в виде мини-энциклопедии, где каждой мини-статье обычно соответствует пояснительная мини-картинка. Здесь же раскрываются основные данные – адреса, часы работы музеев, но без указания стоимости входных билетов.
DK вообще не опускается
до разжевывания для читателей
информации о технической
Огромный плюс DK для россиян – выход этого лейбла на русском языке. До недавнего времени на прилавках магазинов можно было увидеть лишь пару книг серии (Париж, Испания и Греция). Сегодня вышли уже десятки наименований от Австралии до Японии. А на официальном сайте компании сообщается, что помимо филиалов в США, Австралии, Франции и Германии, открылся и российский филиал.
Есть лишь один крупный недостаток – цена. Сейчас она составляет примерно 40-50 долларов за книгу (англоязычные варианты, которые тоже можно встретить в Москве, стоят немного дешевле – 30-40 долларов). Это гораздо больше, чем стоимость других англоязычных путеводителей (той же «Лонели Планет»), что странно – ведь за рубежом цена на них одинакова (около 20 долларов). Так что DK – это как раз тот случай, когда путеводитель выгоднее покупать за границей.