Печатные путеводители для туристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление рентабельности существующих путеводителей.
Для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить теоретические аспекты туризма.
2. Выявить основные вехи в истории появления путеводителей.
3. Проанализировать целевую аудиторию путеводителей.
4. Рассмотреть конкретные примеры путеводителей, проанализировать их.
5. Путем анкетирования определить, какими пунктами и данными должны обладать путеводители.

Содержание

Введение ………………………………………………………….………….….. 3
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты в области туризма и печатных путеводителей.………..…... 4
1.1. Туризм. История, основные события………………….….…….……….....4
1.2. История возникновения путеводителей ……...……………….…….……. 6
Глава 2. Анализ ассортимента путеводителей в соответствии с целевой аудиторией..……………………………………………….
2.1. Анализ путеводителей для «любознательных»……………………………….…………………………...... 12
2.2. Анализ путеводителей для путешественников.……………………………..……………………………… 17
Глава 3. Разработка модели «идеального» путеводителя для туристов и путешественников …………………………..
3.1. Итог данных анкетирования …………………………………….... .……. 24
3.2. Разработка модели «идеального» путеводителя ……………......……… 27
Заключение ……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы ………………………………...…….….32
Приложения…………………………………………………………...…….…..33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 82.46 Кб (Скачать файл)

К сожалению за 4 года цена на ДК на русском языке только выросла.

Другое дело, что редкий турист таскает с собой DK – ведь из-за качественной бумаге это еще и самый тяжелый путеводитель в расчете на страницу. Так что серия, в основном, остается уделом туристов, у которых нет проблем с размещением и проездом, а есть только желание обогатить себя культурным наследием места (стоит сказать, что для путешественников выпускаются также мини-путеводители (как правило, по городам). Они тоже есть в российских книжных магазинах).

2) Сравнительно недавно у DK появился конкурент на российском рынке. Это путеводители от всемирного известного журнала National Geographic (NG).[Приложение 2]

Плюсы у путеводителя огромные. Во-первых, множество фотографий, со многими из которых читатель уже успел познакомиться на страницах одноименного журнала. Т.е. это фотографии, снятые настоящими профессионалами своего дела. Во-вторых, это научно-популярный стиль подачи материала – опять-таки, имя обязывает. В-третьих, цветные подробные карты. Прибавьте к этому удобный, «карманный» формат и приемлемую цену для цветного путеводителя подобного объема – около 300 рублей.

Как и во всех лейблах данного типа техническая информация здесь вынесена в конец книги эдаким бесплатным приложением. Основное же внимание сосредоточено на страноведческой информации. Причем «традиционные» описания городов и памятников здесь обильно перемежаются с короткими очерками об истории, культуре и обычаях данных мест.

Остается только добавить, что серия Traveler – не единственный формат путеводителей от National Geographic. Нарынке встречаются более объемные NG Guides – это скорее историко-географические энциклопедии все с тем же цветным, иллюстрированным оформлением. За 4 года серия раскрутилась, но и подорожала в 2 раза.

3) Если вы ищете путеводитель с фотографиями, то серия «Окно в мир» - для вас[Приложение 3]. Большего количества фотоматериала нет ни в одной серии. Так что, если вы слабо представляете себе страну, куда собираетесь отправиться – даже не почитайте, а полистайте книги этой серии, посмотрите фотографии.

«Окно в мир» – русский вариант путеводителя Insight Guides, который с недавнего времени также выходит под маркой Discovery, благодаря сотрудничеству с одноименным каналом. На русском языке выпущено порядка десяти наименований от региональных обзоров (Юго-Восточная Азия, Южная Америка) до городских путеводителей (Рим).

Отличительная черта серии – довольно краткое, если не сказать поверхностное описание собственно достопримечательностей. И при этом много места уделяется истории и case study (т.е. особо интересным моментам традиционного уклада страны или ее современной жизни), которые занимают львиную долю (иногда до половины) всего путеводителя.

Такова политика серии, которая стремиться помочь вам «понять» объект описания, увидеть его «изнутри» (отсюда и название Insight Guide), а не стать очередным осмотрщиком достопримечательностей. Может быть, поэтому здесь так мало карт. Что касается технической информации, то она не просто загнана в конец, но и нарочито напечатана на бумаге более низкого качества.

В отличие от других серий, у путеводителей данного лейбла – неизменный объем. Это, на мой взгляд, ключевой момент. 300 страниц – это много или мало? Для Барбадоса может даже и много, а вот для всех стран Южной Америки – крайне мало.

Так что выбирать данный путеводитель стоит с оглядкой на тему. Если это целый регион или крупная страна типа Китая, то скорее всего кроме фотографий и самой общей информации ожидать нечего. А вот 300-страничный путеводитель по тому же Барбадосу стоит приобрести, чтобы использовать его в качестве страноведческого пособия. 170 страниц в нем занимает иллюстрированная история, культурные особенности страны и даже образцы местного фольклора – совсем неплохо для страны, про которую крайне мало даже сугубо научной литературы.

И последнее, цена на русское издание вполне приемлема для 300 страниц с фотографиями – 400 руб.

Путеводители информационные

4) Следующим рассмотренным изданием будет серия Odyssey[Приложение 4]. Книг в серии выпущено совсем немного (на русский язык не переводились).

И меньше половины из них посвящено отдельным странам. Куда чаще можно встретить книги про Шелковый Путь, Гражданскую Войну в США и даже книгу под названием «Женщины династии Танг». Уже из этих названий понятно, что книги написаны скорее профессиональными историками и археологами, нежели путешественниками.

Так что, если вы человек серьезный и не склонны разбрасывать свое время на чтение всяких «глупостей», то это путеводитель для Вас. Серия уникальна еще и потому, что издается не в западном мире, а в Гонконге. Поэтому две трети ее книг – о странах Азии. Что же касается раздела «Европа», то там представлены следующие наименования: Берлин, Грузия, Ливан, Москва и Петербург, Турция.

5) В самой читающей стране мира, конечно, тоже есть подобные «серьезные» путеводители. Довольно давно на прилавках книжных магазинов лежит несколько книг серии «Исторический Путеводитель» [Приложение 5], дающий, прежде всего, историческую и культурную информацию. Среди наименований книги по Болгарии, Словакии, Кипру, Турции и т.д. Формат издания – «дешево и сердито», что предполагает бумагу низкого качества и низкую цену (60 руб.).

За несколько лет цена возросла с учетом инфляции, но и сегодня эта серия - самая дешевая из российских лейблов.

6) Гораздо более толковые и проверенные путешествием путеводители данного подтипа – мини-серия «Иди за мной». Серия авторская – все книги написаны востоковедами Д. Осиповым и С. Медведко. Это подробнейшие путеводители по историческим и культурным достопримечательностям стран Ближнего Востока.

Самыми первыми вышли всего четыре книги в серии: Сирия, Ливан, Оман и Катар. Первая вышла довольно давно и тираж в России распродан.

Для тех, кто собирается в вышеназванные страны, такой путеводитель обязателен. В нем вы не найдете сведений о ночлеге и питании, зато узнаете всю практическую информацию о стране, прочтете длинный трактат об истории государства, а затем приступите к изучению его достопримечательностей.

Этот раздел авторы называют «Километр за километром». Точнее бы было назвать его «сантиметр за сантиметром», так тщательно они описывают страну, не пропуская ни одной ее пяди. Все объекты снабжены описанием, как туда добраться на автомобиле, так что путеводитель удобен как для автолюбителей, так и для автостопщиков.

Книги в серии больше не выходят - серия стала раритетом.

7)  «Афиша». [Приложение 6] Эта серия путеводителей не совсем на своем месте в типологии. Скорее ее стоит отнести ко второму типу – путеводители для туристов: ведь все признаки налицо. В ней хватает информации об отелях, ресторанах, клубах и кафе, причем явно ориентированной на туристов среднего достатка, а не на бюджетных путешественников. Но текст! Это не просто описание городских достопримечательностей, это эссе о городе. Недаром авторы выбираются даже не из числа журналистов, историков, писателей и критиков, а, прежде всего, из числа тех, кому есть, что сказать об этом городе, для кого он нечто большее, чем скопище домов, фонарей и памятников архитектуры. Слог некоторых книг серии настолько хорош, что их тянет перечитывать снова и снова.

Впрочем, снова и снова – это по желанию, а вот хотя бы разок прочесть надо. Особенно, если Вы туда в скором времени направляетесь.

Путеводители «Афиша» – это замаскированное под эссеистическую путевую литературу признание в любви отдельно взятому городу. Вышло уже более 40 книг. Цена варьируется от 150 до 200 руб. Несмотря на строгую композицию путеводителя, каждая книга – особенная, т.к. стиль автора играет очень важную роль.

Цена путеводителей этой серии сильно выросла (до 600 руб в среднем), но качество осталось на прежнем уровне.

8) Немецкая серия Baedeker[Приложение 7] редко переводится на английский. Однако назвать его путеводителем можно с натяжкой. Скорее это подробная энциклопедия городов, штатов и национальных парков и исторических памятников страны.

Издание снабжено цветными картами и фотографиями, а также настенной картой страны. Надпись на обложке обещает и информацию об отелях и ресторанах. Но сведенья об отелях всей страны занимают 1 (одну) страницу из имеющихся в книге шести сотен.

Это очень старая серия. По «Бэдекеру» путешествует по Египту герой одного из рассказов Лавкрафта (рассказ написан в 1908 г.).

 

Глава 2.2 Анализ путеводителей для туристов

Это самый расплывчатый тип. И самый малоподходящий большинству самостоятельным путешественникам. И все-таки путеводители данного типа есть. И их большинство.

Их отличительные черты:

- Ориентирование на траты туриста среднего класса, а не бюджетного (родимое пятно таких серий – перечень отелей и ресторанов начинается не с самых дешевых, а с наиболее дорогих примеров).

- Довольно поверхностное описание самой страны. Как правило, внимание уделяется лишь туристическим местам и главным достопримечательностям, тогда как второстепенные маршруты off the beaten trek (т.е. по нетоптаным туристами дорожкам) вообще не рассматриваются.

- Слабое внимание к практической информации по транспорту (особенно вне крупных городов). Предполагается, что пользователь закажет экскурсию в отдаленный памятник старины или заповедник, а не отправится туда на общественном транспорте. Упоминание же «экстремальных» способов передвижения типа автостопа можно встретить лишь в разделе «чего не надо делать».

Выделение подтипов в данном типе – занятие довольно сложное, но все же выделим два. Это путеводители для отдыха (т.е. ориентированные либо на организованных туристов-отдыхающих, либо в принципе на отдых и развлечение без серьезной экскурсионной нагрузки) и путеводители для туризма (т.е. ориентированные на расходы и заботы представителей среднего класса и состоятельных людей).

 

Путеводители для отдыха

 

9) Распространенная в России серия «Полиглот» возглавляет список. Хороший пример путеводителя для организованного туриста: коротко о главном (остальное услышишь в процессе экскурсии), разумное количество фотографий, чтобы было понятно, о чем речь, привлекательный дизайн, рейтинг интересности рассматриваемых мест (три звездочки – обязательно, две – желательно, одна – можно).

Так же наличие цветных карт, расписанных туристических маршрутов как по стране в целом, так и по отдельным городам, небольшой вес и карманный формат, и, главное, доступную цену (от 250 руб.). Получается почти идеально для тех, кто хочет быстренько снять сливки со страны, не загружая себе голову сотней имен и названий «одинаковых» храмов и амфитеатров.

В русском варианте серия представлена довольно широко, и уже сам набор рассматриваемых стран позволяет многое сказать о направлениях развития современной туриндустрии. Все туристические мекки мира от Антальи до Ямайки здесь представлены, но, конечно, никакой Сирии или Руанды не найдется.

После изучения «Полиглота» складывается первоначальный образ о данной стране, как об объекте путешествия.

Еще более не стоит пренебрегать выпусками «Полиглота», посвященные отдельным городам. Подробные карты, расписанные маршруты как по центру города, так и по его малопосещаемым районам, легкий вес путеводителя – все это побуждает к тому, чтобы взять его с собой в поездку.

10) Очень похожая по формату и содержанию на «Полиглот» серия Marco Polo, но чаще даже не на английском, а на немецком языке. За рубежом этот путеводитель довольно распространен – в принципе, все сказанное о «Полиглоте» относится и к нему.

11) И еще один подобный представитель (специализируется только на городах) – карманные путеводители серии World Tour.

12) Один из признанных лидеров российского рынка путеводителей – французская компания «Ле Пти Фюте» [Приложение 8], наводнившая прилавки, как переводами французских изданий, так и многочисленными путеводителями по нашим субъектам федерации.

Цена на книги этого лейбла вполне приемлемая – 120-200 руб., но большинство из них явно ориентированы на туриста, которые не будет «глубоко копать» страну, а ограничится лишь стандартным набором экскурсий местного турбюро.

Особенно показателен пример «Ле Пти Фюте: Таиланд», где довольно подробно (и весьма неплохо) описан Бангкок, затем идут статьи о Паттайе, Пхукете, Самуи, Чиангмае и их окрестностях. На этом путеводитель исчерпывается, оставляя за бортом гигантское количество интересных мест, куда, конечно, вряд ли доедут курортники.

По той же причине крайне скуден выбор отелей (представлены только относительно дорогие), у музеев часто забывают упомянуть часы работы и цену за входной билет и т.д.

Стоит еще заметить, что французский вариант серии заметно (в 2-3 раза) толще русского.

Постоянно выходят новые «Ле Пти Фюте» и по субъектам РФ – это уже плод работы русского филиала компании. Однако составлены они, к сожалению, не на основе путешествий, а на материалах краеведов, присланных в редакцию.

Еще один плюс серии – это узкоотраслевые путеводители, ориентированные на краткосрочный туризм (например, «Выходные в Подмосковье»), любителей ночной жизни (серия «От зари до зари»), любителей горных лыж. Особенно удачна, на мой взгляд, последняя серия, где детально описываются трассы и практическая информация для горнолыжников в различных регионах России (Кавказ, Урал и т.д.). В свете семимильного роста популярности горных лыж среди россиян, подобные путеводители – крайне удачный ход.

Информация о работе Печатные путеводители для туристов