Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 15:16, курсовая работа
Целью исследования является выявление рентабельности существующих путеводителей.
Для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить теоретические аспекты туризма.
2. Выявить основные вехи в истории появления путеводителей.
3. Проанализировать целевую аудиторию путеводителей.
4. Рассмотреть конкретные примеры путеводителей, проанализировать их.
5. Путем анкетирования определить, какими пунктами и данными должны обладать путеводители.
Введение ………………………………………………………….………….….. 3
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты в области туризма и печатных путеводителей.………..…... 4
1.1. Туризм. История, основные события………………….….…….……….....4
1.2. История возникновения путеводителей ……...……………….…….……. 6
Глава 2. Анализ ассортимента путеводителей в соответствии с целевой аудиторией..……………………………………………….
2.1. Анализ путеводителей для «любознательных»……………………………….…………………………...... 12
2.2. Анализ путеводителей для путешественников.……………………………..……………………………… 17
Глава 3. Разработка модели «идеального» путеводителя для туристов и путешественников …………………………..
3.1. Итог данных анкетирования …………………………………….... .……. 24
3.2. Разработка модели «идеального» путеводителя ……………......……… 27
Заключение ……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы ………………………………...…….….32
Приложения…………………………………………………………...…….…..33
13) По аналогии с серией «Ле Пти Фюте: От зари до зари» существуют еще несколько путеводителей, ориентированных, прежде всего на городские развлечения.
Наиболее яркий пример – серия Timeout. Как и «Афиша» – это путеводитель при журнале, в котором можно почитать и о достопримечательностях города, но они там упомянуты лишь для того, чтобы вам было чем заняться, в то время как ваш любимый клуб закрыт на санитарную инспекцию. Видимо с выходом русской версии журнала стоит ожидать в ближайшем будущем и русской версии путеводителя.
14) Из других путеводителей, направленных скорее на развлечения, чем на туризм, можно отметить Everyman City Guide[Приложение 9], где раздел «После наступления темноты» больше по объему, нежели раздел «Что смотреть».
15) И Hachette: A Great Weekend in … , в котором сведений о шоппинге и ночных клубах, куда больше чем о музеях. Оба лейбла англоязычны, отличаются карманным форматом и иногда появляются в московских книжных.
Путеводители для туризма.
Путеводители этого подтипа – редкие гости на московских прилавках. Для них здесь просто нет целевой аудитории – наш средний класс предпочитает либо серии типа «Ле Пти Фюте», либо, кто самостоятельнее, – «Лонели Планет» сотоварищи.
Другое дело Европа и США – там рассмотренные ниже лейблы – знак качества, исправно снабжающие туристов информацией не один десяток лет. И выросшие из бэкпекеров представители развитого капитализма предпочитают спокойные путешествия вдали от груд 100-литровых рюкзаков и шумных компаний молодежи.
Это, как правило, путешествия на автомобиле с ночевками в отелях с парой звездочек и завтраком на увитых цветами верандах. И путеводители им нужны под стать: элегантные, удобные, с цветными фотографиями и картами, где четко, словно в энциклопедии, изложена вся необходимая информация.
16) Путеводители марки Fodor’s – одни из самых популярных в США. Одна из самых старых из существующих ныне серий (основана Юджином Фодором в 1940 г.), выпускающая под сотню наименований, многие из которых обновляются ежегодно.
Разбита на несколько серий, которые очень разнятся меж собой. Так, в 80-е, довольно успешной была “баджет” серия. Сегодня компания окончательно сориентировалась на mid-range(аудиторию среднего бюджета), на что указывает огромный банк данных отелей на ее веб-сайте.
Наиболее интересные и подробные путеводители – по штатам и регионам США (серия Compass American Guides), настолько детальные, что их можно использовать и в качестве страноведческого материала.
17) Серия Frommers – основной конкурент Fodor’s в битве за американского туриста среднего класса. По молодости (годах в 70-80-х) выпускала множество путеводителей типа «Мексика за 15 долларов в день».
Сейчас серия «$-a-day» осталась, но Мексика уже идет за 45 долларов в день. Даже учитывая инфляцию, это говорит о подъеме планки для целевой аудитории.
В отличие от Fodor’s здесь нет цветных фотографий, да и карты весьма редки. Зато к каждому, даже самому маленькому городку прилагается длинный шлейф из гостиниц и ресторанов.
Для российских путешественников Frommers быть полезен лишь в случае автомобильного путешествия (как правило, маршруты путеводителя даны исходя из того, что вы за рулем) и готовности выискивать дешевые услуги в конце прилагаемого списка.
18) Еще один заокеанский представитель в списке – Rick Steve’s . Рик Стив – автор знаменитой в США ТВ передачи Rick Steves' Europe, где он в легкой и даже несколько юмористической манере рассказывает о том, как лучше всего американцам путешествовать по Европе.
Побочным продуктом программы явились более 30 путеводителей по Европе под общим заголовком Europe through the Back Door («Европа через заднюю калитку»).
Книги серии написаны в яркой, «персональной», немного развлекательной манере. Дух книги можно передать репликой: «Итак, ты в Италии. Вот 10 вещей, которые ты должен здесь сделать, чтобы не получилось, что съездил зря». Список будет включать подъем на Пизанскую башню, дегустацию местного мороженного и бросание монетки в фонтан Треви.
В такой легкой манере написана и вся книга. Автор не мучает протагониста бесчисленными церквями и музеями, останавливаясь лишь на самых известных (но описывая их подробно). Для облегчения выбора маршрута есть рейтинг «звездности» места. Настроение передают и нарисованные от руки карты, где масштаб передан не в метрах, а в минутах ходьбы (этот же метод масштабирования с недавних пор применяют путеводители «Афиша»).
В целом, путеводитель замечательный, особенно если вы не стремитесь броситься с головой в омут готики и Ренессанса. Одно плохо – серия явно рассчитана на людей со средним достатком. Раздел «дешевое проживание» означает «115 евро и меньше».
19) Самый популярный путеводитель Франции – это Routard , но он не переводится на английский. В этой серии все нравится: и дизайн, и карты, и система рейтинга. Французы постарались, создав самый эргономичный путеводитель в мире. Это также книга для тех, кто хочет посмотреть больше, но самое интересное. Множество небольших статей по городам обязательно снабжены схемой городского центра, так что вы можете приехать, быстренько все обойти и поехать дальше. Весьма кстати и система рейтинга, наделяющая каждый пункт определенным числом «звезд».
Можно смело рекомендовать выпуски по крупным городам и европейским странам (особенно по небольшим странам Европы типа Бельгии – для них это в принципе самый подробный из всех путеводителей). Небольшой формат и наличие уникальной информации и карт заставляют взять путеводитель даже несмотря на то, что его советами по выбору ночлега вы вряд ли воспользуетесь.
20) И наконец, Россия. Серия «Мир вокруг нас» [Приложение 10] долго оставалась лучом цвета в темном царстве российского пространства. Книги серии были явно сыроваты, местами наспех сбиты (особенно это касалось технической информации), но вначале альтернативы не было, а появившаяся позже «Ле Пти Фюте» грешила тем же самым. Теперь серию купил журнал «Вокруг Света» и переименовал ее, сообразно своему названию.
Сейчас серия четко делится пополам. С одной стороны, это книги по зарубежным странам и регионам (Германия, Италия, Юго-Восточная Азия), где дана только фактическая информация о городах, есть исторический и практический разделы, а технической информации нет вовсе.
С другой – путеводители по российским областям, где авторы тщательно проверяют расписание музеев и адреса гостиниц. И все же они еще отдают сухим официозом времен «Мира вокруг нас». Нет пока живости, которая сделала «Лонели Планет» самым продаваемым путеводителем в мире.
21) Rough Guide. Появился в 1981 г., когда путешествующий по Греции британец Марк Эллингхэм решил, что ни один из современных путеводителей его не устраивает(«одни только и твердят, как сэкономить каждую копейку, а авторы других, похоже, даже не вылезали из библиотеки»), и не нашел ничего лучше, как создать собственный путеводитель, соединив «журналистский подход в описании с практической информацией для путешественника».
Поначалу «Раф Гайд» (или просто «Раф») был ближе нуждам среднего класса, но под влиянием рынка постепенно снизошел до уровня бэкпекеров.
Впрочем, не совсем. По ценовой планке «Раф» слегка выше «Лонели Планет» (для краткости просто ЛП). К тому же имеет отвратительную привычку не давать точных цен, а ограничиваться отнесением отеля (ресторана) в определенную ценовую категорию (скажем «от 8 до 15 долларов»).
Эта очень характерная для «Рафа» черта – крайняя неэргономичность, я бы даже сказал, нелюбовь к пользователю (что поделать, британцы…). Мелкий (куда мельче конкурентов) шрифт, плотный текст, неудобная композиция. Может, это конечно, сила привычки, но, привыкнув к крайне удобному построению текста у ЛП, я не мог заставить себя даже прочитать текст огромные пласты бисерного текста «Раф Гайд».
Скажу больше, если весь текст ЛП рассчитан на то, чтобы описываемая местность стала как можно более понятна еще до твоего приезда, чтобы ты мог в ней ориентироваться, то «Раф» написан с таким расчетом, что в городе ты уже побывал. По крайней мере, я могу адекватно усваивать тексты «Рафа» только, если речь идет о виденных лично вещах.
Это, правда, не означает, что «Раф» проигрывает по всем статьям. У него есть и преимущество перед ЛП – больший историко-культурный уклон в подаче материала. Особенно это хорошо видно в городских путеводителях.
Может показаться невероятным, но «Раф Гайд: Санкт-Петербург» – это лучший путеводитель по Питеру, который я читал в принципе. Включая русскую и советскую литературу. Мне было трудно поверить, что его написал иностранец, так хорошо автор разбирался в русской и советской истории и даже в тонкостях современной политики. И главное, ни одной ошибки, ни одного спорного суждения (чем грешат большинство путеводителей о России).
Неудивительно, что есть немало путешественников (особенно из тех, кто с легким презрением относится к поиску ночлега по путеводителю), которые предпочитают более технической и практической «Лонели Планет» более историко-культурный «Раф Гайд». Мое мнение следующее: по стране лучше путешествовать с ЛП, а вот для глубокого изучения города лучше иметь «Раф».
22) Lonely Planet. [Приложение 11] Самый популярный, продаваемый и известный путеводитель.
Сегодня детище четы Уилеров насчитывает более 650 наименований на 14 разных языках. Нет ни одной страны, которая бы не была охвачена авторами ЛП, и это единственный пример среди всех рассмотренных лейблов («Летс Гоу» вообще не вылезает за пределы «туристических стран», а рекорд смелости «Рафа» - Лаос).
ЛП это не только путеводители по странам и городам. Это и спецвыпуски для велосипедистов, треккеров, альпинистов. Это отдельные издания разговорников и кулинарных книг. Это серия «роуд-стори» и собственные ТВ программы. Это, наконец, путеводители по Антарктиде и Солнечной системе.
Точно так же ЛП имеет свое мнение (зачастую спорное) о многих политических событиях последних десятилетий, включая Балканский кризис 90-х, конфликты в Закавказье и, наконец, войну в Чечне.
Надо ли говорить, что многие путешественники безоговорочно верят путеводителю хотя бы потому, что сами слабо разбираются в политике данного региона.
Именно из-за вольных политических высказываний ЛП запрещена к продаже в некоторых странах. Например в Сирии вы не найдете одноименного путеводителя, т.к. там содержаться весьма смелые предположения о причинах гибели старшего сына Хафез Асада.
Гораздо больше обвиняют ЛП в том, что она «зомбирует» путешественников, представая истиной в последней инстанции и подавляя волю к самостоятельному изучению страны.
Популярность ЛП так велика, что в некоторых странах печатаются ее «пиратские копии». Кустарная ЛП в Пномпене обойдется в каких-то 2.5 доллара, а в Исфахане – в пять.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ «ИДЕАЛЬНОГО» ПУТЕВОДИТЕЛЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
Глава 3.1 Итог данных анкетирования
Для выявления основных потребностей туристов в плане путеводителей, ознакомления с их приоритетами и симпатиях, я провела небольшой опрос, где основными вопросами были:
А. При подготовке к поездке
Б. Для навигации в поездке
В. Как подарок
Г. В качестве познавательной литературы
А. Пакетный отдых на пляже
Б. Пакетный экскурсионный тур
В. Самостоятельно спланированная познавательная поездка
Г. Экзотический отдых
Д. Экспедиция
Е. Паломничество
Ж. Шоп-тур
А. Совет знакомых
Б. Известность бренда
В. Наличие карты
Г. Цена
А. Меньше 300 рублей
Б. 301-600
В. 601-1000
Г. Больше 1000 рублей
А. В книжном магазине в России
Б. В интернет-магазине в России
В. По прибытии в страну пребывания
А так же общие вопросы, такие как: пол, возраст, род занятий.
На данный опрос ответили 12 респондентов. Они обязательно должны были являться пользователями путеводителей.
Гендерное распределение таково: 8 женщин и 4 мужчин. В соответствии с этими данными, можно сделать вывод, что женщины охотнее пользуются путеводителями и предпочитают скорее спланированный отдых, нежели в роли «свободного» путешественника, когда мужчины с большим удовольствием сами планируют свой досуг на отдыхе.
По возрастным критериям респонденты разделились следующим образом. Основная целевая аудитория пришлась на возрастную группу от 35 до 45 лет, второй по значимости стала группа от 45 до 55 лет, и совсем маленький процент достался возрастной группе от 20 до 30 лет. Эти цифры показывают нам, что молодежь активно отдыхает, так сказать, «своими силами», в отличие от людей более старшего возраста, которые предпочитают положиться на опыт путешественников, изложенный в путеводителях.