Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Целями и задачами работы являются:
• всестороннее мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;
• дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;
• проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;
• обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4
1.1. Исследования туристского потенциала………………………………7
1.2. Особенности рынка туристских услуг……………………………….11
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14
Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23
2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23
2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития
региона…………………………………………………………………...27
2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской
области……………………………………………………………………38
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма
на примере горнолыжного……………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………..78
Перечень использованной литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 1. тур. потенциал спб и лен. области.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4

1.1.           Исследования туристского потенциала………………………………7

1.2.           Особенности рынка туристских услуг……………………………….11

1.3.           Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14

Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23

    2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23

    2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития

            региона…………………………………………………………………...27

    2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской        

           области……………………………………………………………………38

Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40

    3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40

    3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50

    3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54

    3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма

           на примере  горнолыжного……………………………………………...63

Заключение……………………………………………………………………..78

Перечень использованной литературы…………………………………….80

Приложение…………………………………………………………………….82  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В регионах с высоким туристским потенциалом, где туризм опирается на систему государственной поддержки, доходы от него могут стать одним из существенных источников жизнеобеспечения местного населения, сохранения культурного и природного наследия. Причем экономическое значение в первую очередь имеет развитие въездного туризма как своеобразного экспорта услуг. Въездной туризм оказывает прямое и косвенное влияние на развитие многих отраслей экономики, стимулируя дополнительный платежеспособный спрос в дестинации, генерируя доходы предприятий и домашних хозяйств, занятость, налоги в бюджеты всех уровней, обеспечивая приток иностранной валюты и положительное сальдо внешнеторгового баланса.

Ленинградская область по своему географическому положению, природно-климатическим, культурно-историческим и социально-этнографическим условиям - идеальный регион для развития практически всех видов туризма.

Многовековое прошлое региона, множество ключевых, часто трагических событий, происходивших в различные эпохи, оставили мощный пласт исторического наследия. На территории Ленинградской области сосредоточено около 4000 памятников российской истории и культуры, более 300 из них федерального значения. Курганы, крепости, замки, дворцы, парки, более 30 музеев и других объектов, в том числе и современных, составляют огромную ценность и широко доступны туристам, экскурсантам и гостям региона. Этнографическое наследие и потенциал определяется проживанием на территории области народов разных культур: русских, карелов, вепсов, ижоров и др. в восточных районах сохранились народные промыслы: гончарный, вязание крючком на спицах, плетение на коклюшках (кружева), изготовление ювелирных изделий, изделий из стекла и т.д.

Большинство поселений в области исторически имели большое военно-стратегическое значение, служили важными узловыми пунктами на крупнейших в истории торговых путях. Время, когда Санкт-Петербург был столицей Российской Империи, оказало влияние на развитие пригородов и дальних предместий города. Так, в области насчитывается восемь средневековых крепостей, три дворцово-парковых ансамбля, 120 бывших дворянских усадеб и памятных мест. На территории области сохранились и частично превращены в музеи старинные родовые владения, в том числе известных деятелей искусства и культуры, государственных деятелей и исторических личностей. Следы войн отражаются в многочисленных мемориалах, памятниках, в том числе таких, как «Зеленый пояс Славы», «Дорога Жизни» и других, составляющих основу героико-патриотического и ритуального, этнического и ностальгического туризма.

На территории области сосредоточены уникальные природные ресурсы, природные заповедники и парки, заказники, пещеры, позволяющие повысить значимость экологического туризма.

В Ленинградской области проводятся туристско-спортивные мероприятия: местные, региональные, всероссийские и международные спортивные соревнования по скалолазанию, спортивному ориентированию, яхтенные регаты, лодочно-байдарочные походы, международные соревнования по рафтингу и водному слалому на порогах. Оборудованы шесть горнолыжных курортов (Всеволожский, Выборгский, Приозерский и Ломоносовский), получивших признание и популярность у любителей гонных лыж. Развиваются коневодство, предлагается верховая езда, прогулки на лошадях и конные туристские маршруты, устраиваются конные праздники. Имеются широкие возможности для охоты и рыболовства.

Однако на сегодняшний день туристский потенциал Ленинградской области еще далек от полного изучения и освоения, тем более от эффективного его использования. Это предопределяет необходимость комплексного маркетингового исследования региона применительно к современным экономическим условиям, выработки эффективных управленческих решений и путей инвестиционного развития.

Объектом исследования данной работы является индустрия туризма Выборгского района Ленинградской области, предметом исследования – туристский потенциал.

Целями и задачами работы являются:

      всестороннее  мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;

      дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;

      проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;

      обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, перечня использованной литературы и приложения и насчитывает   81  страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала региона

 

 

1.1.           Исследования туристского потенциала

 

 

Туризм как специфическая сфера услуг неразрывно связан с использованием его возможностей, которые определяются:

      Наличием в регионе достопримечательностей и организацией досуга;

      Развитостью инфраструктуры приема и услуг;

      Развитостью транспортной инфраструктуры;

      Местной базовой инфраструктурой – водоснабжения и канализации, электроснабжения, системы переработки отходов, телекоммуникации;

      Организацией поездок, то есть наличием в регионе квалифицированных организаторов туризма, гидов, экскурсоводов;

      Продвижением туристского продукта и наличием службы туристской информации.

Так, по мнению специалистов Всемирной туристской организации, сбалансированный туристский рынок соответствует следующему соотношению: 1 выездной турист на 1 въездного и 4 внутренних туристов. Данное соотношение можно представить в виде формулы:

 

 

                                               1 выездной турист

Туристский рынок = ────────────────────

                                                           1 въездной+4 внутренних туриста

 

 

 

Отклонения в сторону выездного туризма определяются как пассивный туризм, а в сторону въездного – как активный. Поэтому определяющим в вопросе развития туризма в регионе становится наличие туристских ресурсов и мест их сосредоточения. Именно отсутствием развитого комплекса информирования о туристских ресурсах, грамотного их прогнозирования, обеспечения и эксплуатации объясняется дисбаланс туристского рынка вообще и Ленинградской области в частности.

В соответствии  с этим под туристским потенциалом региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты, в том числе и явления, способные удовлетворить потребности человека в воспроизводственных, познавательных и иных целях.

Туристско-рекреационный потенциал (то есть возможность использования чего-либо) можно разделить на природный, культурно-исторический, материально-технический, трудовой, интеллектуально-производственный.

Основой для развития туризма в первую очередь служат природные и географические условия. Именно в странах, обладающих ими, туризм развивается наиболее успешно. Эти страны являются признанными лидерами туризма, и их туристский продукт востребован в самых широких сегментах туристского рынка.

Культурно-исторические условия приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности населения, в том числе и в более узких сегментах.

Однако ни самые великолепные природно-климатиче­ские условия, ни наличие замечательных историко-культур­ных ресурсов не позволят успешно функционировать сфе­ре туризма без развитой материально-технической базы и соответствующей инфраструктуры. В ее состав входят средства размещения, транспорт, предприятия обществен­ного питания и рекреационной сферы,  предприятия розничной торговли и другие.

Трудовой потенциал создает возможности обеспечения потребностей сферы туризма обслуживающим персона­лом, причем требования туристов к качеству этих ресур­сов, то есть к их квалификации, постоянно растет.

Наличие этих возможностей, их сочетание, уровень орга­низации туризма позволяют выделить такие территориаль­ные единицы, как туристский регион, туристский район, туристский центр.

Туристский регион - отдельная территориальная едини­ца, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей ту­ристской инфраструктурой и воспринимаемая в качестве целостного объекта.

Туристский район - территория, на которой рекреацион­ная деятельность выступает в качестве одной из отраслей специализации и в состав которой входят сети рекреаци­онных предприятий, обеспечивающих их функционирова­ние.

Туристский центр - совокупность туристических объек­тов, компактно расположенных на одной территории, объе­диненных общей инфраструктурой и служащих для целей обслуживания туристов.

Оценка ресурсного потенциала, т. е. возможностей, ту­ристской сферы региона основывается на стимулирующих факторах и степени привлекательности этого региона в гла­зах потенциальных потребителей (туристов).

Таких факторов много, однако, по соответствующим кри­териям их можно объединить в следующие группы:

      природные;

      культурно-исторические;

      организационно-экономические;

      социально-психологические;

      зрелищные.

Факторы туристской привлекательности региона для каждой группы факторов приведены в следующей таблице:

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Факторы туристской привлекательности региона

Природные факторы

Культурно-исторические факторы

Организационно-экономические факторы

Социально-психологические факторы

Зрелищные факторы

1

2

3

4

5

-благоприятная экологическая обстановка;

-наличие интересных природных объектов и памятников;

-ви­деоэкологические характеристики ландшафтов;

-наличие бальнеологических курортов и санаториев;

-наличие редких видов флоры и фауны;

-наличие возможнос­тей для охоты и рыбалки;

-наличие особо охраняемых природных территорий.

-памятники истории и культуры;

-архитектурные и археологические памят­ники;

-места известных исторических событий;

-объекты религиозного паломничества;

-музеи, музейные комплексы и выставки.

-государственный про­текционизм развития туризма;

-формирование туристской инфраструктуры;

-наличие достаточного предложения услуг;

-заинтересованность хозяйствующих субъектов в раз­витии туризма;

-возможности по размеще­нию большего числа туристов;

-хорошее состояние транспортной инфраструк­туры;

- создание регионального туристско-информационного центра.

 

-стабильная политическая и социально-экономическая обстановка;

-наличие достаточ­ного количества туристских продуктов,

-гарантии безопасности и комфортности туристов.

проводимые куль­турно-массовые и развлекательные мероприятия.

Информация о работе Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области