Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель настоящей работы - проанализировать состояния ранка туризма и перспективы его развития, используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.
Задачи работы: доказать эффективность туризма для экономического развития стран, доказать необходимость развития въездного туризма, доказать перспективность развития Байкальского региона как туристского центра, используя потенциал Байкальского региона.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и сущность туризма
1.1 Определения туризма……………………………………………….……....5
1.2 Виды и формы туризма…………………………………………………..…8
1.3 Типы туристов………………………………………………………..……..11
Глава 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства………14
2.2 Тенденции развития туризма в России…………………………………….21
Глава 3. Концепция развития туризма в Республики Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма……………………………………………………………………….….26
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи………………………………37
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма……………….....38
3.4Стратегии развития туризма…………………………………………………40
3.5 Стратегия комплексного развития туризма………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…………………………………………...…54
Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15--24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25--44лет; экономически активные люди среднего (45--64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий -- межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм -- путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм -- путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездное туризм-- путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин регион» -- к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» -- внутренний и выездной туризм; «международный туризм»-- въездной и выездной туризм.
1.3 Типы туристов
Туристов можно
· в зависимости от их активности;
· в зависимости от стиля жизни.
Традиционно среди туристов по их активности во время отдыха выделяют шесть групп:
Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море.
Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу.
Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
Любители спортивного
отдыха. В отличие от активно отдыхающих
у туристов-спортсменов все
Отдыхающие с целью
познания, изучения. Данный тип туристов
заинтересован в повышении
Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергаю себя действительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск - это возможность испытать себя.
Классификация туристов на группы в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позиции, отношением к различным вещам и его желаниями.
При выделении групп туристов в зависимости от стиля их в основу положен не какой-то отдельный критерий, а отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.
В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов:
Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие -- это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.
Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых-- это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.
Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.
Глава 2. Организация
международной туристической
2.1 Общая характеристика туризма как отрасли мирового хозяйства
За последние десять лет
индустрия туризма
Эта сложная по своему составу
отрасль, являющаяся катализатором
экономического развития, может обеспечить
высокое качество жизни людей
на основе экологически целесообразного
природопользования. А сейчас уже
можно говорить о необходимости
перехода к устойчивому развитию
туризма с соответствующими изменениями
во всех составляющих туристской индустрии.
Как отдельная отрасль туризм
подвержен процессам
Сейчас в туризме занято 12% трудоспособного населения, расходы на туризм составляют более 11 % от мирового ВНП. В сфере туризма создается каждые 2,5 секунды новое рабочее место и ежедневно 3,2 млрд ам. долл. инвестиций. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов (с 1950 года их количество возросло больше, чем в 20 раз) .
В 2003 г. число туристских прибытий выросло по сравнению с 1998 г. на 4,4 % и составило 664 млн человек, поступления от туризма (не включая транспорт) увеличились на 3,1 % до уровня 455 млрд ам. долл. (или 685 $ в расчете на одного туриста).
Мировая торговля с каждым
годом расширяется, количество товаров
и услуг ежегодно растет, а определенные
изменения в структуре
Таблица №1
Структура мирового экспорта в 2003 году
Млрд. долларов |
% |
||
Весь экспорт товаров и услуг |
6738 |
100,0 |
|
Туризм |
532 |
7,9 |
|
Автомобильная продукция |
525 |
7,8 |
|
Химическая продукция |
503 |
7,5 |
|
Продовольствие |
443 |
6,6 |
|
Компьютеры и офисное оборудование |
399 |
5,9 |
|
Топливная промышленность |
344 |
5,1 |
|
Текстиль и одежда |
331 |
4,9 |
|
1 |
2 |
3 |
|
Телекоммуникационное |
283 |
4,2 |
|
Негорючие полезные ископаемые |
158 |
2,3 |
|
Железо и сталь |
141 |
2,1 |
|
Спрос на путешествия растет быстрее, чем вся экономика в целом, и по прогнозам будет удваиваться каждые 10-15 лет. По мнению футуролога Джона Найсбитта, в XXI в. индустрия путешествий и туризма явится одной из трех важнейших движущих сил в обслуживающем секторе мировой экономики наряду с телекоммуникациями и информационной технологий. А Билл Гейтс утверждает, что, по мнению сотрудников "Майкрософт", именно эта индустрия, наряду со здравоохранением и образованием, является одной из трех основных целей роста.
Сейчас вряд ли кто-нибудь
станет оспаривать тот факт, что
путешествия и туризм уже играют
весьма существенную роль в экономической
составляющей устойчивости, и в будущем
эта роль может только возрастать.
При этом ширится понимание того,
что влияние спроса на путешествия
выходит далеко за рамки обычных
туристских агентств и непосредственно
затрагивает такие сферы
Туризм и транспорт
взаимно влияют на развитие друг друга,
факторы времени и удобства побеждают
над ценовым фактором, поэтому
самый быстрый авиационный и
самый доступный (по месту назначения
и инфраструктуре) автомобильный
заметно опережают более
Несмотря на то, что международный туризм с каждым годом вовлекает в свою сферу все больше территорий, даже самые удаленные уголки земного шара, существует сильная диспропорция в региональном распределении основных показателей. Важно отметить еще и тот факт, что внутрирегиональный туризм преобладает над межконтинентальным. Европа концентрирует больше половины туристов и поступлений (при этом около 80 % всех туристов живут в пределах этого региона). Правда, постепенно возрастает доля и других регионов.
Таблица №2
Распределение прибытий туристов и поступлений от туризма по регионами мира
прибытия туристов |
поступления |
|||||||
2003 (млн. поездок) |
Доля региона (%) в2003 |
Рост (%) 2003/02 |
Среднегодовые темпы роста (%)1985-2003 |
2002 (млрд. долл.) |
Доля региона (%) в2002 |
Рост (%) 2002/01 |
||
мир |
664,4 |
100,0 |
4,4 |
5,2 |
441,0 |
100,0 |
3,1 |
|
Африка |
26,9 |
4,0 |
7,8 |
7,5 |
9,8 |
2,2 |
4,8 |
|
Америка |
122,9 |
18,5 |
2,4 |
4,7 |
118,0 |
26,8 |
0,9 |
|
Европа |
394,1 |
59,3 |
2,7 |
4,5 |
232,5 |
52,7 |
3,6 |
|
Ближний Восток |
17,8 |
2,7 |
16,2 |
6,4 |
8,6 |
1,9 |
-6,7 |
|
Южная Азия |
5,7 |
0,9 |
8,3 |
6,0 |
4,3 |
1,0 |
5,3 |
|
АТР |
97,2 |
14,6 |
11,1 |
8,5 |
67,8 |
15,4 |
-10,4 |
|
Но господствующее положение на туристском рынке занимает всего несколько стран. Постоянно совершенствуя набор услуг и внедряя новые технологии, именно они первыми заговорили о необходимости устойчивого туризма. Сейчас на первую "пятерку" по прибытиям (Франция, Испания, США, Италия, Китай) приходится - 35,6%, а совокупные поступления от туризма в США, Испания, Франция, Италия, Великобритания составляют 41,4% общемировых.