Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель настоящей работы - проанализировать состояния ранка туризма и перспективы его развития, используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.
Задачи работы: доказать эффективность туризма для экономического развития стран, доказать необходимость развития въездного туризма, доказать перспективность развития Байкальского региона как туристского центра, используя потенциал Байкальского региона.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и сущность туризма
1.1 Определения туризма……………………………………………….……....5
1.2 Виды и формы туризма…………………………………………………..…8
1.3 Типы туристов………………………………………………………..……..11
Глава 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства………14
2.2 Тенденции развития туризма в России…………………………………….21
Глава 3. Концепция развития туризма в Республики Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма……………………………………………………………………….….26
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи………………………………37
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма……………….....38
3.4Стратегии развития туризма…………………………………………………40
3.5 Стратегия комплексного развития туризма………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…………………………………………...…54
3.4 Стратегии развития туризма.
1. Внешние факторы развития.
Внешние факторы, действующие как на межрегиональном, так и на международном уровнях в настоящее время оказывают позитивное влияние на развитие сферы туризма. Республика Бурятия имеет достаточно устойчивые связи с соседними регионами, прежде всего с Иркутской и Читинской областями, Республикой Саха-Якутия. Между данными субъектами не существует жестких экономических, правовых, административных барьеров, препятствующих осуществлению туристской деятельности.
Удобное расположение Республики Бурятия
на стыке транспортных путей, связывающих
западные и восточные регионы
России, а также регионы России
с Монголией и Китаем, определяет
ее место на мировом рынке туризма,
разделенного на региональные, субрегиональные
и локальные рынки. Его специализация
привела к образованию
В силу весьма благоприятной ситуации,
сложившейся в сфере туризма
Монголии и Китая, где ведется
крупное строительство
Вместе с тем использование данных факторов является недостаточным. В Республике Бурятия не ведется целенаправленная деятельность по привлечению инвестиций в сферу туризма из соседних регионов и стран. Туристский продукт не продвигается на международных выставках, организуемых в Монголии и Китае, между субъектами туристской деятельности Республики Бурятия, Монголии и Китая относительно стабильные связи поддерживаются в области шоп - туризма, в то же время по иным видам туризма заметные результаты не достигнуты. Рынок Китая, обладающий колоссальными ресурсами, все более ориентируется на предложения центральных регионов России.
2. Ресурсы развития и
Ресурсы развития туризма в республике связаны с наличием природных и историко-культурных ресурсов туризма, развитой производственной базы, демографическим потенциалом.
Использование ресурсов туризма на
современном этапе является недостаточным.
Создание новых, конкурентоспособных
программ обслуживания, повышение качества
обслуживания и увеличение доходности
туризма возможно при условии
создания эффективного порядка использования
природных и культурно-
Развитие и перепрофилирование предприятий промышленности и сельского хозяйства на цели туризма является крупным ресурсом развития, за счет которого может быть сформирована производственная база для выпуска продукции для ее реализации на местном и иных рынках.
С учетом того, что туризм является трудоемкой сферой услуг, демографический потенциал является ресурсом, позволяющим создать кадровую базу без привлечения рабочей силы из других регионов. Рост деловой активности и увеличение занятости в сфере туризма увеличиваются пропорционально созданию новых организаций и вводу в действие объектов туризма и составляют 10 % в год.
Ограничения развития туризма связаны
с необходимостью соблюдения экологических
условий и недостатком
3.5 Стратегия комплексного развития туризма
1. Совершенствование системы
Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма.
Целью государственного регулирования
в сфере туризма является развитие
в Республике Бурятия туристско-
Совершенствование системы государственного регулирования в сфере туризма должно осуществляться по следующим направлениям:
- совершенствование нормативно-
- совершенствование структуры
формирующейся туристской
- поддержка местных
- содействие внедрению
- содействие в развитии
- создание условий для
- совершенствование механизма
финансирования развития
Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма обеспечивается за счет перераспределения части функции по государственному регулированию в сфере туризма между исполнительными органами власти Республики Бурятия.
Совершенствование механизма финансирования развития туризма
Совершенствование механизма финансирования развития туризма должно осуществляться за счет увеличения эффективности бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных источников.
2. Развитие системы охраны и
использования ресурсов
Основой для развития системы охраны и использования ресурсов туризма служат нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия.
Использование земельных ресурсов в целях туризма.
Земельный фонд Республики Бурятия, используемый
в целях туризма, подразделяется
на земли, находящиеся в федеральной,
республиканской и
Земельные участки, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности, передаются в пользование и аренду для реализации проектов на конкурсной основе в соответствие с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Проекты проходят предварительное согласование в Межведомственном совете по туризму. При этом учитывается вид земли, степень ее освоения, уровень развития общей и специальной туристской инфраструктуры, место расположения, доступность, посещаемость, рыночная стоимость, а также иные, значимые условия.
3. Развитие туристских центров и зон туризма.
На территории Республики Бурятия
формируется несколько
Основными типами туристских центров на территории республики являются:
- городские центры туризма,
- сельские центры туризма,
Основными типами зон туризма являются:
- зоны стационарного отдыха
и кемпингового туризма,
- зоны активного туризма,
При развитии данных центров и зон должен применяться дифференцированный подход, учитывающий местную специфику.
В первую очередь развиваются наиболее перспективные, располагающие лучшими ресурсами, удобно расположенные и доступные, обладающие стабильным туропотоком центры и зоны. Развитие менее перспективных центров и зон осуществляется во вторую очередь. По мере развития сети центров и зон создаются условия для перераспределения туристского потока из более нагруженных центров и зон в менее нагруженные. За счет этого снижаются рекреационные нагрузки и более равномерно распределяются выгоды от развития туризма.
4. Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма.
Развитие материальной базы и инфраструктуры
туризма должно осуществляться с
целью повышения качества услуг
и увеличения объемов обслуживания.
Развитие всей инфраструктуры Республики
Бурятия осуществляется с учетом
интересов развития туристско-рекреационного
комплекса. Этот принцип используется
при разработке и выполнении проектов
и программ, предусматривающих
Наиболее перспективными объектами размещения туристов на период действия концепции признаются объекты с малым и средним количеством мест, соответствующие классу 2-3 звезды, с развитой материальной базой, позволяющей реализовывать большой перечень разнообразных услуг высокого качества.
Привлечение внешних и внутренних
инвестиций осуществляется в плановом
порядке. Для привлечения инвестиций
используется также республиканская
система маркетинга, оказывающая
содействие в развитии контактов
с российским и международным
финансовыми рынками и
5. Развитие систем, обеспечивающих
и поддерживающих развитие
Развитие республиканской
Республиканская система маркетинга
создается и функционирует на
материальной основе сети информационных
и визитных центров туризма во
всех принимающих туристов районах
и городах республики, а также
информационных (рекламных) отделов
туристских предприятий. В ее деятельности
используются современные организационные
решения и информационные технологии.
Система выполняет функции по
созданию банка информации по ресурсам
туризма и услугам, мониторингу
рынка, развитию корпоративного бизнеса,
продвижению туристско-
Развитие системы маркетинга должно осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям, в том числе: развитию подсистемы рекламно-информационного обеспечения сферы туризма и развитию централизованной подсистемы бронирования и продаж туристских, гостиничных и иных услуг.
Основными коммуникативными средствами системы является глобальная сеть интернет, а также системы телефонной, спутниковой и радиосвязи. Центральный сайт системы содержит разделы и ссылки, позволяющие потребителю вести выбор и приобретать услуги в режиме реального времени. Система входит в информационное поле Байкальского рынка туризма, взаимодействует с аналогичной системой Иркутской области.
Функционирование
Развитие научных исследований.
Развитие научных исследований
в сфере туризма осуществляется
с целью оценки состояния туристско-
6. Развитие кадровой базы.
С целью развития кадровой базы туризма
в Республике Бурятия создается
республиканская система