Развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - проанализировать состояния ранка туризма и перспективы его развития, используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.
Задачи работы: доказать эффективность туризма для экономического развития стран, доказать необходимость развития въездного туризма, доказать перспективность развития Байкальского региона как туристского центра, используя потенциал Байкальского региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и сущность туризма
1.1 Определения туризма……………………………………………….……....5
1.2 Виды и формы туризма…………………………………………………..…8
1.3 Типы туристов………………………………………………………..……..11
Глава 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства………14
2.2 Тенденции развития туризма в России…………………………………….21
Глава 3. Концепция развития туризма в Республики Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма……………………………………………………………………….….26
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи………………………………37
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма……………….....38
3.4Стратегии развития туризма…………………………………………………40
3.5 Стратегия комплексного развития туризма………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…………………………………………...…54

Вложенные файлы: 1 файл

курсаччччч.docx

— 92.58 Кб (Скачать файл)

3.4 Стратегии развития  туризма.

1. Внешние факторы развития.

Внешние факторы, действующие как  на межрегиональном, так и на международном уровнях в настоящее время оказывают позитивное влияние на развитие сферы туризма. Республика Бурятия имеет достаточно устойчивые связи с соседними регионами, прежде всего с Иркутской и Читинской областями, Республикой Саха-Якутия. Между данными субъектами не существует жестких экономических, правовых, административных барьеров, препятствующих осуществлению туристской деятельности.

Удобное расположение Республики Бурятия  на стыке транспортных путей, связывающих  западные и восточные регионы  России, а также регионы России с Монголией и Китаем, определяет ее место на мировом рынке туризма, разделенного на региональные, субрегиональные  и локальные рынки. Его специализация  привела к образованию крупного, быстро растущего Азиатско-Тихоокеанского рынка туризма, к которому тяготеет рынок Республики Бурятия. В настоящее  время рынок Республики Бурятия  является слабо развитой периферией Азиатско-Тихоокеанского рынка. В то же время, он органично входит в общероссийский национальный рынок туризма, и является одной из наиболее перспективных  его частей, специализирующихся на развитии экологического, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного туризма.

В силу весьма благоприятной ситуации, сложившейся в сфере туризма  Монголии и Китая, где ведется  крупное строительство гостиниц, республика имеет хорошие возможности  использования географического  фактора для развития более тесных связей с этими странами и привлечения  с их помощью клиентов и инвестиций в сферу туризма.

Вместе с тем использование  данных факторов является недостаточным. В Республике Бурятия не ведется  целенаправленная деятельность по привлечению  инвестиций в сферу туризма из соседних регионов и стран. Туристский продукт не продвигается на международных  выставках, организуемых в Монголии и Китае, между субъектами туристской деятельности Республики Бурятия, Монголии и Китая относительно стабильные связи поддерживаются в области шоп - туризма, в то же время по иным видам туризма заметные результаты не достигнуты. Рынок Китая, обладающий колоссальными ресурсами, все более ориентируется на предложения центральных регионов России.

2. Ресурсы развития и ограничения. 

Ресурсы развития туризма в республике связаны с наличием природных  и историко-культурных ресурсов туризма, развитой производственной базы, демографическим  потенциалом.

Использование ресурсов туризма на современном этапе является недостаточным. Создание новых, конкурентоспособных  программ обслуживания, повышение качества обслуживания и увеличение доходности туризма возможно при условии  создания эффективного порядка использования  природных и культурно-исторических объектов.

Развитие и перепрофилирование предприятий промышленности и сельского  хозяйства на цели туризма является крупным ресурсом развития, за счет которого может быть сформирована производственная база для выпуска продукции для  ее реализации на местном и иных рынках.

С учетом того, что туризм является трудоемкой сферой услуг, демографический  потенциал является ресурсом, позволяющим  создать кадровую базу без привлечения  рабочей силы из других регионов. Рост деловой активности и увеличение занятости в сфере туризма  увеличиваются пропорционально  созданию новых организаций и  вводу в действие объектов туризма  и составляют 10 % в год.

Ограничения развития туризма связаны  с необходимостью соблюдения экологических  условий и недостатком внутренних инвестиционных ресурсов.

3.5 Стратегия комплексного  развития туризма

1. Совершенствование системы регулирования  развития туризма.

Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма.

Целью государственного регулирования  в сфере туризма является развитие в Республике Бурятия туристско-экскурсионного комплекса, обеспечивающего широкие  возможности для удовлетворения потребностей граждан в услугах, развитие экономики, увеличение доходов, создание новых рабочих мест, развитие партнерских связей с регионами  России и зарубежными странами, сохранение и рациональное использование ресурсов туризма.

Совершенствование системы государственного регулирования в сфере туризма  должно осуществляться по следующим  направлениям:

- совершенствование нормативно-правовой  базы туризма; 

- совершенствование структуры  формирующейся туристской отрасли,  создание институциональных и  административно-правовых условий,  ускоряющих процесс ее формирования, благоприятствующих ее развитию  и усиливающих ее конкурентные  преимущества;

- поддержка местных производителей  туристских услуг, специализирующихся  в области внутреннего и въездного  туризма, создание условий для  развития конкуренции и недопущению  монополизма; 

- содействие внедрению прогрессивных  технологий развития туристской  индустрии, обеспечивающих ее  устойчивое, экономически выгодное  и экологически безопасное развитие;

- содействие в развитии внутрирегиональных, межрегиональных и международных связей;

- создание условий для повышения  уровня безопасности в туризме,  развитие системы профилактики  происшествий и оказания оперативной  помощи туристам;

- совершенствование механизма  финансирования развития туризма. 

Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма  обеспечивается за счет перераспределения  части функции по государственному регулированию в сфере туризма между исполнительными органами власти Республики Бурятия.

Совершенствование механизма финансирования развития туризма 

Совершенствование механизма финансирования развития туризма должно осуществляться за счет увеличения эффективности бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных источников.

2. Развитие системы охраны и  использования ресурсов туризма. 

Основой для развития системы охраны и использования ресурсов туризма  служат нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия.

Использование земельных ресурсов в целях туризма.

Земельный фонд Республики Бурятия, используемый в целях туризма, подразделяется на земли, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной  собственности. Предусматривает создание условий для продуктивного использования  всех категорий земель, перспективных  для развития туризма. Все данные земли переводятся в категорию  рекреационных земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в  федеральной, республиканской и  муниципальной собственности, передаются в пользование и аренду для  реализации проектов на конкурсной основе в соответствие с законодательством  Российской Федерации и Республики Бурятия. Проекты проходят предварительное  согласование в Межведомственном совете по туризму. При этом учитывается  вид земли, степень ее освоения, уровень  развития общей и специальной  туристской инфраструктуры, место расположения, доступность, посещаемость, рыночная стоимость, а также иные, значимые условия.

3. Развитие туристских центров  и зон туризма. 

На территории Республики Бурятия  формируется несколько туристских центров и зон туризма. Центры туризма отличаются от зон туризма  наличием условий, позволяющих организовывать прием в самих центрах, а также формировать туры по периферии республики.

Основными типами туристских центров  на территории республики являются:

- городские центры туризма, располагающие  развитой материальной базой  и инфраструктурой туризма, а  также достопримечательностями.  К данному типу центров относятся  г.г. Улан-Удэ, Северобайкальск,  Кяхта; 

- сельские центры туризма, располагающие  материальной базой туризма, состоящей  в основном из туристских баз,  баз отдыха и санаториев, а  также альтернативных средств  размещения в частном секторе,  частично развитой инфраструктурой  и объектами культуры и спорта, досуга и развлечений. К данному  типу центров относятся с.с. Аршан, Усть-Баргузин, Гремячинск, Горячинск, Максимиха, Энхалук, Сухая, Иволга и другие центры;

Основными типами зон туризма являются:

- зоны стационарного отдыха  и кемпингового туризма, расположенные  вне населенных пунктов, располагающие  дифференцированно развитой материальной  базой туризма (турбазы, базы  отдыха, санатории), инфраструктурой  и объектами спортивного, культурно-развлекательного  и иного назначения. К данному  типу зон туризма относятся  Посольский сор, Нилова Пустынь,  оз. Котокель, оз. Щучье, Лемасово, Баргузинский и Чивыркуйский заливы оз. Байкал, Гремячинск - Турка, Энхалук - Сухая, Ярки и другие зоны;

- зоны активного туризма, расположенные  вне населенных пунктов, в горных  и лесных районах, не располагающие  материальной базой и инфраструктурой  туризма. К данному типу относятся  Мунку-Сардык, Шумак, отдельные районы Восточных Саян, Баргузинского и Байкальского хребтов, хребта Хамар-Дабан и другие зоны.

При развитии данных центров и зон  должен применяться дифференцированный подход, учитывающий местную специфику.

В первую очередь развиваются наиболее перспективные, располагающие лучшими  ресурсами, удобно расположенные и  доступные, обладающие стабильным туропотоком центры и зоны. Развитие менее перспективных центров и зон осуществляется во вторую очередь. По мере развития сети центров и зон создаются условия для перераспределения туристского потока из более нагруженных центров и зон в менее нагруженные. За счет этого снижаются рекреационные нагрузки и более равномерно распределяются выгоды от развития туризма.

4. Развитие материальной базы  и инфраструктуры туризма. 

Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма должно осуществляться с  целью повышения качества услуг  и увеличения объемов обслуживания. Развитие всей инфраструктуры Республики Бурятия осуществляется с учетом интересов развития туристско-рекреационного комплекса. Этот принцип используется при разработке и выполнении проектов и программ, предусматривающих строительство  и модернизацию объектов тепло - электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации  и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Они проходят оценку экспертной группы Межведомственного  совета по туризму и корректируются в соответствии с его рекомендациями.

Наиболее перспективными объектами  размещения туристов на период действия концепции признаются объекты с  малым и средним количеством  мест, соответствующие классу 2-3 звезды, с развитой материальной базой, позволяющей  реализовывать большой перечень разнообразных услуг высокого качества.

Привлечение внешних и внутренних инвестиций осуществляется в плановом порядке. Для привлечения инвестиций используется также республиканская  система маркетинга, оказывающая  содействие в развитии контактов  с российским и международным  финансовыми рынками и обеспечивающая обмен информацией об условиях участия  в проектах и получения кредитов.

5. Развитие систем, обеспечивающих  и поддерживающих развитие туризма 

Развитие республиканской системы  маркетинга.

Республиканская система маркетинга создается и функционирует на материальной основе сети информационных и визитных центров туризма во всех принимающих туристов районах  и городах республики, а также  информационных (рекламных) отделов  туристских предприятий. В ее деятельности используются современные организационные  решения и информационные технологии. Система выполняет функции по созданию банка информации по ресурсам туризма и услугам, мониторингу  рынка, развитию корпоративного бизнеса, продвижению туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия на рынках, обеспечению взаимодействия потребителей и производителей услуг, развитию партнерских связей с регионами  России и зарубежными странами, вовлечению в туристский бизнес незанятого населения, привлечению инвестиций в сферу  туризма.

Развитие системы маркетинга должно осуществляться по двум взаимосвязанным  направлениям, в том числе: развитию подсистемы рекламно-информационного  обеспечения сферы туризма и  развитию централизованной подсистемы бронирования и продаж туристских, гостиничных и иных услуг.

Основными коммуникативными средствами системы является глобальная сеть интернет, а также системы телефонной, спутниковой  и радиосвязи. Центральный сайт системы  содержит разделы и ссылки, позволяющие  потребителю вести выбор и  приобретать услуги в режиме реального  времени. Система входит в информационное поле Байкальского рынка туризма, взаимодействует  с аналогичной системой Иркутской  области.

Функционирование республиканской  системы маркетинга, а также организация  всей рекламно-информационной деятельности должна осуществляться на плановой основе за счет бюджетных средств, выделяемых по программам и планам развития туризма, частично за счет хозрасчетной деятельности, а также за счет участия рекламодателей.

Развитие научных исследований.

Развитие научных исследований в сфере туризма осуществляется с целью оценки состояния туристско-рекреационного комплекса, изучения проблем, подготовки оснований для планирования и  научного прогнозирования.

6. Развитие кадровой базы.

С целью развития кадровой базы туризма  в Республике Бурятия создается  республиканская система подготовки и переподготовки специалистов и  персонала в сфере туризма  и гостиничного бизнеса, участниками  которой являются высшие и средние  специальные учебные заведения, готовящие специалистов для туризма  и гостиничного бизнеса, а также  иные организации, осуществляющие обучение на курсовой основе.

Информация о работе Развитие туризма