Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель настоящей работы - проанализировать состояния ранка туризма и перспективы его развития, используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.
Задачи работы: доказать эффективность туризма для экономического развития стран, доказать необходимость развития въездного туризма, доказать перспективность развития Байкальского региона как туристского центра, используя потенциал Байкальского региона.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и сущность туризма
1.1 Определения туризма……………………………………………….……....5
1.2 Виды и формы туризма…………………………………………………..…8
1.3 Типы туристов………………………………………………………..……..11
Глава 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства………14
2.2 Тенденции развития туризма в России…………………………………….21
Глава 3. Концепция развития туризма в Республики Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма……………………………………………………………………….….26
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи………………………………37
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма……………….....38
3.4Стратегии развития туризма…………………………………………………40
3.5 Стратегия комплексного развития туризма………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…………………………………………...…54
Выездной же поток туристов из России, наоборот, за последние годы заметно вырос. Граждане нашей страны долгое время не имевшие совсем или имевшие крайне ограниченные возможности поехать за рубеж, в начале 1990-х годов пользовались любым удобным случаем для загранпутешествий, позже стали уже формироваться определенные потоки. Традиционным стал отдых в Средиземноморских странах. Одним из направлений стал "челночный" туризм. Некоторые коррективы внес кризис августа 1998 года, но спрос на турпоездки за рубеж после него стал вновь довольно быстро возрастать. Сейчас выездной потенциал России оценивается в 15 - 17 млн. человек. Правда, на фоне роста внешних туристов, число внутренних не увеличивается, а согласно разработкам ВТО для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция:
1 въездной - 1 выездной - 4 "внутренних", а в России сейчас на 10 выезжающих 1 "внутренний". По каналам туризма из нашей страны вывозится около 20 млрд. долларов, поступления от иностранного туризма около 2 млрд., а от внутреннего в два раза меньше.
Некоторые субъекты РФ, понимая экономическую важность развития туризма, проводят некоторые мероприятия на улучшение туристской инфраструктуры и привлечению туристов, но необходима государственная поддержка, выраженная в создании новой программы развития туризма в России. В Москве проведена определенная работа по возрождению гостинично-туристского комплекса столицы РФ. Этим занималось государственное АО "Москва". В ближайшие годы в Москве предстоит ускорить темпы нового строительства и модернизации старых гостиниц, в том числе малых с учетом требований международных стандартов. Предстоит фактическое возрождение автобусного и легкового автопарка города для обслуживания туристов, укомплектования его комфортабельными автобусами туркласса. На информационно-рекламную деятельность гостинично - туристского комплекса города Москвы было выделено более 2 млрд. ам. долларов. Намечается создание сети малых гостиниц как за счет строительства новых, так и за счет реконструкции и модернизации существующих. Пока гостинично-туристский комплекс дает 9 % всех доходов Москвы.
И все же последние тенденции свидетельствуют о растущем интересе зарубежных фирм к поездкам в Россию, о стремлении зарубежных представителей туристского бизнеса вступить в новую, более активную фазу деловых связей с российскими партнерами.
Глава 3. Концепция развития туризма в Республике Бурятия.
3.1 Комплексный социально - экономический анализ состояния сферы туризма.
Территории туризма и рекреации.
Развитие туристско-
Планирование развития туризма
Развитие туризма приобретает спланированный характер. Основной формой планирования является разработка государственных и муниципальных программ развития, предусматривающих мероприятия, направленных на поддержку развития сферы туризма и курортов в целом, а также финансирование отдельных проектов. Иные виды планирования, такие как разработка планов территорий на основе Генерального плана развития туризма и Генеральной Схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма на территории республики в целом, после 1995 года не применялись, разработка генеральных планов развития отдельных туристских территорий осуществляется в единичных случаях.
Туристская деятельность
Туристская деятельность
коммерческого характера
Доля местного рынка Республики
Бурятия, которым владеют туристские
организации, организующие прием на
ее территории, составляет 14,7% всего
рынка, остальные 85,3 % рынка функционируют
в неорганизованной форме. Из данных
14,7 % организациями Иркутской
Данное соотношение выражает
особенности туристского
Туристская деятельность
некоммерческого характера
Динамика и состав туристского потока
Динамика туристского потока, характеризующаяся резким спадом в с 1987 по 1994 год (400 тысяч туристов и экскурсантов в 1987 году, 20 тысяч туристов в 1994 году), с 1995 году имеет положительную тенденцию, что связано с действием ряда рыночных и организационных факторов. Ежегодное увеличение туристского потока в области внутреннего туризма составило 15 %, въездного туризма - 6 %. В структуре туристского потока внутренний туризм составляет 85 %, въездной туризм 10 %, выездной туризм 5 %. Соотношение видов туризма указывает на преимущественное развитие внутреннего туризма, что является положительным фактором для экономики Республики Бурятия, так как это стимулирует создание и модернизацию материальной базы и инфраструктуры туризма на ее территории, а также развитие производства товаров и услуг в смежных с туризмом областях.
Основную долю потока в 2002 году составили граждане России - 98,2%, из них, жители Бурятии - 60,6%, жители Иркутской области - 25,3%, жители Читинской области - 2,2%, жители других регионов и городов - 11,9%. Граждане зарубежных стран составляют 1,8% потока.
Емкость рынка туризма
По состоянию на 2002 год емкость рынка частично характеризуется объемами обслуживания в следующих показателях: количество обслуженных туристов 180 тыс.чел., объем реализованных услуг на сумму 199 млн. руб. С учетом того, что в летний период загрузка мест размещения составляет 100% , данные показатели характеризуют уровень развития материальной базы и инфраструктуры туризма и достижение определенного предела приема, связанного с их ограниченными возможностями. Реальная и потенциальная емкость рынка туризма республики не определена, так как не произведена инвентаризация мест размещения, не определен полный объем предоставляемых основных и дополнительных услуг, не определены направления и ресурсы развития, за счет которых емкость рынка может быть увеличена.
Доля туризма в экономике Республики Бурятия
Данные государственной статистики отражают часть прямых доходов в сфере туризма, на основании которых доля туризма в структуре ВРП определена в размере 0.07%. По экспертной оценке, произведенной по методике Всемирной Туристской Организации (ВТО), общий объем доходов сферы туризма, включающий доходы организаций туризма, а также косвенные доходы организаций смежных отраслей экономики, полученные от реализации товаров и услуг для туристов и туризма, составляет ориентировочно 600 млн. руб., объемы прямых выплат сферы туризма республики в бюджеты всех уровней составили 30,5 млн.руб., косвенных - 61 млн.руб. В связи с тем, что в республике не проведены маркетинговые исследования, целью которых является изучение движения денежных потоков из сферы туризма в другие отрасли, не представляется возможным расчет мультипликативного эффекта туризма, который может составлять 8-20 кратное обращение поступивших по каналам туризма денежных единиц в смежных и сопряженных с туризмом отраслях экономики.
Сфера туризма, являясь по своей специфике экономическим кластером, группирует вокруг себя определенное количество отраслей экономики, стимулируя их развитие и формируя спрос на товары и услуги для нужд туризма. По состоянию на 2002 год роль туризма как кластера развития экономики Республики Бурятия может быть определена лишь оценочно, так как исследования в данной области не проводились. Отраслевой заказ туризма на товары, которые могут выпускаться местными товаропроизводителями и реализовываться как на рынке Республики Бурятия, так и на других рынках также не определен. Не изучен также вопрос о потенциальной доле, которую могут занимать товаропроизводители республики на этом рынке.
Конъюнктура местного рынка и диверсификация туристского продукта.
Наибольшая активность рынка
внутреннего и въездного
На местном рынке преобладают следующие основные тенденции:
быстрое увеличение спроса на точную и полную туристскую информацию. Потребность туристов в информации крайне мало удовлетворяется за счет источников информации в самой сфере туризма. Более 80% туристов получают информацию от знакомых, друзей и родственников, 20% из средств массовой информации и туристской рекламы;
растущий спрос на комфортабельные объекты размещения туристов. Наибольшим спросом у туристов пользуются благоустроенные туристские базы (базы отдыха) - 26,8%; отдельные коттеджи - 22,6%; малые и средние гостиницы с полным набором услуг - 18,7%. Популярным средством размещения в активном и кемпинговом туризма являются палатки - 18,9%. Несколько меньшим спросом пользуются санатории - 15,7%, еще меньшим - комфортабельные крупные гостиничные комплексы - 12,1%. Спрос на услуги альтернативных объектов размещения сельского туризма составляет 9,9%, что является реакцией рынка на эти предложения, а также следствием недостатка свободных мест летом;
стабильный спрос на зимний отдых. 69,9% туристов относятся положительно к возможности зимнего туризма. Этому способствует увеличение количества отпусков в зимний период. В то же время, рынок межсезонного и зимнего туризма республике не развит, что связано как с недостатком зимних объектов размещения;
достаточно высокий спрос на семейный отдых. 29% туристов предпочитают отдыхать с детьми, 27,1% - с родственниками. Вместе с тем, количество предложений по организации семейного туризма ограничено;
- растущий спрос на
более разнообразные
Процесс диверсификации туристского
продукта в республике идет достаточно
быстрыми темпами в области выездного
туризма. Несколько медленнее процесс
идет в области внутреннего и
въездного туризма, что связано
с недостаточным развитием
Инфраструктура туризма.
Инфраструктура туризма включает в себя совокупность объектов тепло- электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Значительная часть данных инфраструктурных единиц относится к инфраструктуре общего пользования и используется для целей туризма параллельно с использованием в других целях. Вместе с тем сфера туризма создает и свою внутреннюю специальную инфраструктуру, к которой относятся подъездные пути на территориях объектов туризма, а также пешеходные тропы и дорожки, автономные системы канализации и утилизации, отдельные сети и объекты энергетики, телекоммуникации.
инфраструктуре общего пользования в республике относится ряд объектов, обладающих различными характеристиками:
Системы тепло- и электроснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации функционируют в основном в населенных пунктах, прежде всего, в городах. Инфраструктура газоснабжения пока не развита. Вместе с тем в зонах туризма и отдыха данные системы не развиты, либо вообще отсутствуют.
Системы телекоммуникации, в том числе, телевизионное вещание и радиовещание распространяется на большинство районов республики, вместе с тем в зонах туризма и отдыха сигнал часто обладает недостаточной устойчивостью, что делает невозможным использование принимающих устройств. Системы спутниковой связи и радиосвязи также развиты недостаточно.
Дорожная сеть Республики Бурятия имеет мало дорог с твердым покрытием. В основном дороги с твердым покрытием связывают г. Улан-Удэ с районными центрами, а также с гг.Иркутск, Кяхта. Вместе с тем, по отдельным направлениям (Баргузинский, Прибайкальский, Еравнинский, Окинский районы) действуют участки грунтовых дорог, что ухудшает условия движения легкового транспорта и туристских автобусов. Не развита дорожная сеть, либо мало дорог с твердым покрытием в зонах туризма и отдыха (национальный парк «Забайкальский», правобережье р.Селенга у озера Байкал.). Данное обстоятельство, наряду с неразвитостью придорожного сервиса, является серьезным препятствием для развития автомобильного туризма и доставки туристов к местам отдыха. С учетом того, что 53,3 % туристов использует для поездок к местам отдыха личные автомобили, 40,4% туристов использует автобусы, неразвитость дорожной сети и придорожного сервиса является проблемой, требующей быстрого разрешения.