Развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - проанализировать состояния ранка туризма и перспективы его развития, используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.
Задачи работы: доказать эффективность туризма для экономического развития стран, доказать необходимость развития въездного туризма, доказать перспективность развития Байкальского региона как туристского центра, используя потенциал Байкальского региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и сущность туризма
1.1 Определения туризма……………………………………………….……....5
1.2 Виды и формы туризма…………………………………………………..…8
1.3 Типы туристов………………………………………………………..……..11
Глава 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства………14
2.2 Тенденции развития туризма в России…………………………………….21
Глава 3. Концепция развития туризма в Республики Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма……………………………………………………………………….….26
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи………………………………37
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма……………….....38
3.4Стратегии развития туризма…………………………………………………40
3.5 Стратегия комплексного развития туризма………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…………………………………………...…54

Вложенные файлы: 1 файл

курсаччччч.docx

— 92.58 Кб (Скачать файл)

Показательными являются изменения в туристских поездках по цели и способу прибытия (виду транспорта). Цели туризма обычно разбивают  на три группы:

1) отдых, рекреация, развлечения;

2) деловая (бизнес);

3) посещение друзей, здоровье, религия, культура и другие.

В последнее время происходит увеличение доли двух последних групп, особенно третьей (где возрастает значение познавательного и экотуризма).

Важной характеристикой  развития туристской индустрии является изменение суммарной вместимости  мировых отелей, т.е. тех мест, где  преимущественно туристы размещаются  и тратят на это определенное количество денег.

На 2003 год в мире насчитывалось  свыше 29 млн. мест в отелях и подобных им учреждениях (мотелей, туристских деревень и т.п.). Хотя достаточно сложно указывать  показатели из-за некоторых неточностей  в определении и довольно посредственного качества статистики. Но все, же будем оперировать известными данными (они приведены в табл.). Между 1980 и 2003 годами вместимость всех размещающих туристов учреждений, выраженная в количестве мест, выросла на 80 %, увеличиваясь в среднем на 3,5 % в год.

Таблица №3

Суммарная вместимость отелей и подобных им учреждений, разделение рынка размещения туристов в 1980-2003 годах

 

 

 

Количество мест (тыс.)

Разделение рынка (%)

 
 

1980

1985

1997

1980

1985

2003

 

Европа

8542

8637

11731

52,5

47,3

40,0

 

Америка

6436

6933

9346

39,5

38,0

31,8

 

АТР

763

1694

6726

4,7

9,3

22,9

 

Африка

269

525

835

1,7

2,9

2,8

 

Ближний Восток

141

254

400

0,9

1,4

1,4

 

Южная Азия

126

198

310

0,8

1,1

1,1

 

Мир

16277

18241

29347

100,0

100,0

100,0

 
               

Наиболее быстрый рост вместимости отелей произошел в  Восточной Азии и Океании, где  за рассматриваемый период количество мест возросло на 5,9 млн. (в среднем  на 13,7 % в год). Самые медленные  темпы увеличения мест отмечаются в  Европе и Америке, но при всем этом в Европе было сосредоточено 40 % , а  в Америке 32 % всех имеющихся в  мире мест. Это при том, что свободных  земель меньше всего именно в этих регионах, поэтому дальнейшие перспективы развития потребуют качественной перестройки всей системы строительства и реконструкции туристской инфраструктуры.

Если попробовать сделать  краткий обзор развития туризма  как отрасли мирового хозяйства  за последние 10 лет, то основные выводы будут следующими:

· Быстрый рост прибытий туристов (даже опережающий рост численности  населения);

· Постоянное увеличение поступлений  от туризма;

· Рост значимости мировой  туристской отрасли в торговле (особенно в торговле услугами);

· Увеличение положительного сальдо торгового и туристского  балансов вследствие роста доходов  от туризма;

· Снижение долей Европы и Америки в основных туристских показателях;

· Дальнейшее развитие туристской инфраструктуры и создание новых  рабочих мест (в том числе строительство  новых и расширение старых отелей).

Прежде всего, туризм отличается от других отраслей - это очень сложный  сектор. Имеется огромное разнообразие туристских программ: от нескольких дней в обычном месте отдыха для  среднего гражданина до роскошного праздника  для состоятельных персон, от простых  экскурсий для путешественника  с низким бюджетом до поездки на арендованной яхте с экипажем для  верхних сегментов рынка.

Надо отметить, что для  обслуживания туристской инфраструктуры требуется обычно большее количество ресурсов, по сравнению с обычными территориями, она дает и большое  количество отходов.

Характерно, что прибыль  от туризма отнюдь не всегда получают те, кто несет издержки. Крупнейшие корпорации вкладывают средства в строительство  новых объектов в развивающихся  странах, пользуясь дешевой рабочей  силой, они получают большие прибыли, а уровень благосостояния местного населения почти не увеличивается. Туристы нередко нарушают спокойное течение жизни людей и их социальный уклад, а местные органы самоуправления вынуждены расходовать больше средств на строительство и эксплуатацию таких сооружений, как водоочистные установки и дороги, необходимые для обслуживания большого числа гостей.

Неудивительно, что при  таких показателях, воздействие  туризма на окружающую среду, которое  прежде недооценивалось, ныне становится объектом все более пристального внимания. Потенциальные векторы  такого воздействия весьма многочисленны  и разнообразны, но в первую очередь  они касаются потребления природных  ресурсов. Отрасль находится в  сложном взаимодействии с окружающей средой. Ни одна отрасль мировой  экономики не зависит в такой  степени от чистоты воды, пляжей, воздуха, и вообще от идеального состояния  природы, как индустрия отдыха.

Таким образом, туризм сможет развиваться лишь при рациональном использовании природных ресурсов. Защита окружающей среды и охрана природы - естественные союзники индустрии  туризма. С этим согласны как ведущие  экологи, так и руководители туристского  бизнеса. Они считают, что туризм будет использовать свой растущий потенциал  в интересах охраны природы и  окружающей среды на мировом уровне. Сегодня задача дальнейшего развития туризма формируется как сведение к минимуму его отрицательного воздействия  на среду вокруг.

А положительная роль туризма  в этой области весьма наглядна. Например, китобои могут организовывать для туристов морские экскурсии  и показывать им китов в непосредственной близости; их заработок при этом будет намного выше, чем если бы они занимались промыслом этих животных. Благодаря развитию туризма за последние 50 лет на порядок увеличилось количество природных заповедных зон: сегодня в мире насчитывается почти 10 тыс. национальных парков и заповедников.

По последним данным ВТО  в международном туризме наблюдается  такие тенденции как: резко возросший  спрос на круизные поездки, увеличивающийся спрос на поездки по программам для пенсионеров, сокращение спроса на "отдых у моря" в пользу туризма по специализированным программам и экологического туризма.

2.2. Тенденции развития  туризма в России

Основными посетителями России являются её ближайшие соседи - страны СНГ, российская статистика не учитывает  их как иностранцев, поэтому возникает  различие с данными ВТО. Так в 2001 году ВТО сообщает, что Россию посетило свыше 15 млн. человек, но из-за пределов СНГ (по данным российской статистики), лишь около 3 млн., поэтому и получается некоторая промежуточная оценка. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в 2003 г. Россию посетило 3,3 млн. иностранных  граждан.

Таблица №4

Въезд иностранных граждан  в РФ

 
 

Число поездок (тыс.)

Доля (%)

 
 

2003г.

1993г.

2003в % к 1993г.

2003г.

1993г.

 

Организованный туризм

914,7

1543,4

59,3

27,6

28,6

 

Деловые (служебные) поездки

1267,1

2203,4

57,5

38,2

41,0

 

Частные поездки

411,6

836,3

49,3

12,4

15,5

 

Транзит

96,5

125,1

77,5

3,0

2,3

 

Обслуживающий персонал

621,6

675,9

92,0

18,7

12,5

 

Всего

3311,7

5384,2

61,5

100

100

 
             

В 2003 г. число поездок иностранных  граждан в нашу страну практически  по всем видам туризма сократилось  на 38,5 % по сравнению с 1993 г. В этом году первое место заняли деловые  визиты, на долю которых пришлось менее 40% от общего числа поездок в Россию.

Въездной поток из-за рубежа по-разному формировался в регионах России. Основными центрами "притяжения" иностранных гостей по прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург. Также выделяются некоторые приграничные районы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Калининградской области.

Въездной поток из различных  регионов мира выглядит следующим образом.

Таблица №5

Въезд иностранных граждан  в РФ из разных регионов мира (по всем видам поездок)

 

Регион

Число поездок (тыс.)

Доля (%)

Изменение к 1993г. (%)

 

Восточная и Центральная  Азия

745,7

22,5

-35,5

 

Восточная Европа

621,1

18,7

+75,1

 

Страны Балтии

615,3

18,5

-63,0

 

Северная Европа

516,3

15,6

-30,6

 

Западная Европа

409,5

12,3

-40,8

 

Юго-Западная Азия

156,5

4,7

+2,2

 

Америка

148,6

4,5

-55,1

 

Южная Европа

46,0

1,4

-71,5

 

Юго-Восточная Азия

17,9

0,5

-45,8

 

Африка 

13,7

0,4

-58,4

 

Австралия и Океания 

10,5

0,3

-17,9

 

Южная Азия

7,0

0,2

-79,1

 

Без гражданства 

3,0

0,09

-70,5

 

Всего

3311,7

100

-38,5

 
         

Наибольшее количество прибытий наблюдалось из Восточной и Центральной  Азии, Восточной Европы и стран  Балтии. Особо выделим тот факт, что на фоне общего сокращения поездок  в нашу страну поток из Восточноевропейского региона, наоборот, увеличился. В частности, в 2 раза возросло количество турпоездок (правда, преимущественно за счет польских туристов).

Отмечен прирост деловых  и частных визитов из Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии.

Из Северной Европы, занимающей четвертое место по числу прибытий иностранных граждан в РФ и  выделявшейся, особенно в прежние  времена, массовыми "наездами" туристов в нашу "северную столицу", число  посещений сократилось почти в 1,5 раза. Например, из Финляндии количество поездок организованных туристов в Россию уменьшилось в два с лишним раза, но по-прежнему популярны поездки с деловыми и частными целями, число которых по сравнению с другими видами поездок возросло на 12% и 42,6% соответственно. На долю таких стран Северной Европы, как Швеция, Норвегия и Дания, хотя и приходится 17,4 % всех посещений России гражданами этого региона, число прибытий по всем видам поездок в 2003 г. сократилось.

В прошлом году количество западноевропейских граждан, посетивших Россию, уменьшилось в 1,7 раза по сравнению  с 1993 г. Поездки с туристскими  частными целями сократились из всех государств региона. Что касается деловых  визитов, то здесь были некоторые  исключения. В частности, британские бизнесмены стали активнее посещать нашу страну, их число по сравнению  с 1993 г. увеличилось на 24%. Деловые  люди из Австрии также повысили свой интерес к России.

Среди государств Юго-Западной Азии выделяется Турция. Именно на нее  приходится более половины всех визитов  из этого региона. На фоне общего небольшого прироста посещений России представителями  Юго-Западной Азии число посещений  из Турции увеличилось в 1,7 раза.

Число визитов граждан  обоих американских континентов  в прошлом году сократилось по всем категориям поездок более чем  в два раза, в частности из США  уменьшилось в два с половиной  раза.

Из Южно-европейского региона (большая часть представителей которого была из Италии) отмечался довольно высокий спад поездок по линии турфирм (в четыре с половиной раза).

Что же касается других регионов мира, то их общая доля во въездном потоке в Российскую Федерацию составила  в 2003 г. всего 1,5% .

 

 

 

Таблица №6

Въезд иностранных граждан  в РФ в 2000 году по странам

 

Страна

Число поездок (тыс.)

Доля (%)

Изменение к 1993 году

 

Польша 

488,3

14,7

+98,3

 

Литва

430,0

12,9

-30,8

 

Финляндия

425,9

12,8

-29,7

 

Монголия 

366,7

11,0

+28,4

 

Китай

328,3

9,9

-56,2

 

Германия 

186,0

5,6

-46,2

 

Латвия 

107,8

3,2

-78,7

 

США

103,7

3,1

-60,5

 

Великобритания 

101,2

3,0

+5,3

 

Турция 

101,1

3,0

+79,4

 

Эстония

77,4

2,3

-85,5

 

Болгария 

60,5

1,8

+123,8

 

Швеция 

49,5

1,5

-27,3

 

Австрия

41,8

1,2

+0,4

 

Франция

34,2

1,0

-68,1

 

1

2

3

4

 

Норвегия 

26,4

0,8

-36,3

 

Япония 

23,1

0,7

-62,4

 

Италия 

20,9

0,63

-78,8

 

Прочие страны

338,1

10,87

   

Всего

3311,7

100,0

-38,5

 
         

Информация о работе Развитие туризма