Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель настоящей работы - проанализировать состояния ранка туризма и перспективы его развития, используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.
Задачи работы: доказать эффективность туризма для экономического развития стран, доказать необходимость развития въездного туризма, доказать перспективность развития Байкальского региона как туристского центра, используя потенциал Байкальского региона.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и сущность туризма
1.1 Определения туризма……………………………………………….……....5
1.2 Виды и формы туризма…………………………………………………..…8
1.3 Типы туристов………………………………………………………..……..11
Глава 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства………14
2.2 Тенденции развития туризма в России…………………………………….21
Глава 3. Концепция развития туризма в Республики Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма……………………………………………………………………….….26
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи………………………………37
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма……………….....38
3.4Стратегии развития туризма…………………………………………………40
3.5 Стратегия комплексного развития туризма………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…………………………………………...…54
В Республике Бурятия функционирует
1 аэропорт федерального значения, но его
реконструкция не произведена, нет
оборудованного контрольно-пропускного
пункта, что препятствует организации
международных туристских авиаперевозок.
Остановлена деятельность большинства
районных аэропортов. Недостаточно комфортабельных
самолетов, приспособленных для
организации воздушных
В Республике Бурятия функционирует
несколько железнодорожных
В настоящее время нет
Неблагополучная ситуация складывается в области автотранспортного обеспечения сферы туризма, прежде всего в части перевозок внутри республики. Парк автобусов небольшой, часть из них не имеет специального оборудования. Уровень комфорта транспортных средств достаточно низкий.
Информационная инфраструктура туризма находится на начальном этапе своего формирования. Сайт туризма находится в стадии разработки, до 2003 года средства на его создание и поддержку в достаточном объеме не выделялись. Создано 7 информационных и визитных центров туризма, в том числе центр Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту в г.Улан-Удэ, 3 центра в Тункинском районе, центры в с.с. Усть-Баргузин, Кабанск, Нижнеангарск. Планируется создание центров в с.Турка, Иволгинск. Уровень бюджетной поддержки деятельности центров пока является недостаточным.
Развитие инфраструктуры общего пользования
в Республике Бурятия осуществляется
в соответствие с отраслевыми
федеральными и республиканскими программами,
причем потребности сферы туризма
в них учитываются
Инвестиции в сфере туризма.
Инвестиционное обеспечение
На рынке туризма начиная с 1997 года активизировалась инвестиционная деятельность различных организаций в сфере туризма. Причиной этого стало увеличение объемов реализации услуг и доходности сферы туризма, что в целом повысило инвестиционную привлекательность рынка. Следствием этого стала разработка и реализация нескольких крупных и средних инвестиционных проектов, находящихся в настоящий период на различных стадиях выполнения.
Таблица 3.2
Структура инвестиций в сфере туризма.
Объем инвестиций в развитие предприятия, (тыс. руб.) 2001г.%
Всего 10844.1 100
Собственные средства предприятия 7144.8 65.89
Привлеченные средства партнеров 3529.3 32.55
Кредиты 170.0 1.56
По состоянию на 2002 год в различной
стадии подготовки находится более
30 проектов строительства и модернизации
объектов туризма. Анализ состава организаций-инвесторов
показывает, что 50% проектов инициировано
и выполняется организациями
туристского профиля, 50% - организациями
нетуристского профиля. Одним из
главных факторов, сдерживающих инвестиционную
активность местных субъектов туристской
деятельности, является отсутствие в
Республике Бурятия внутренних источников
недорогих инвестиционных ресурсов,
позволяющих хозяйствующим
Развитие межотраслевого сотрудничества
Развитие межотраслевого сотрудничества
организаций туризма и
Анализ спроса на товары в сфере туризма показывает, что наибольшим спросом у туристов пользуются сувениры - 25,7 %, рыбопродукты - 24,3 %, украшения из золота, серебра - 10,9 %. Определенным спросом пользуются художественные изделия - 9,9 %; изделия из дерева, кости, посуда - 9,8 %; мясопродукты - 9,8 %; наборы камней - 9,6 %; изделия из меха - 9,2 %; одежда с символикой Байкала, Бурятии - 7,9 %; вино - водочные изделия - 7,8 %; религиозные атрибуты - 7,1 %; изделия из кожи - 6,7 %; кондитерские изделия - 6,7 %; национальная одежда - 5,5 %.
При этом удовлетворенность спроса по данным группам товаров составляет: по вино - водочным изделиям - 100 %; по мясопродуктам - 93,9 %; по кондитерским изделиям - 83,6 %; по рыбопродуктам - 76,1 %; по сувенирам - 55,6 %; по наборам камней - 54,2 %; по религиозным атрибутам - 45,1 %; по украшениям из золота, серебра - 35,8 %; по изделиям из кожи - 31,3 %; по изделиям из меха - 27,2 %; по изделиям из дерева, кости, посуде - 26,5 %; по национальной одежде - 23,6 %; по одежде с символикой Байкала, Бурятии - 21,5 %; по художественным изделиям - 17,2 %.
В предложениях на рынке туризма
мало товаров местного производства,
которые традиционно
Развитие кадровой базы.
Система подготовки кадров для сферы туризма в республике развивается с 1995 года. Участие в формировании кадровой базы туризма принимают высшие и средние специальные учебные заведения, а также общественные организации, осуществляющие курсовое обучение. По данным Комитета государственной статистики Республики Бурятия за 2002 год численность работников, работающих в сфере туризма, составила 2492 чел.
Ежегодно высшее и среднее специальное образование в области туризма и гостиничного бизнеса получают около 60 человек, около 40 человек проходят курсовую подготовку. В результате этого происходят качественные изменения кадровой базы, а также ротация работников, не имеющих специального туристского образования, на дипломированных специалистов. Более 20% работников туризма и гостиничного бизнеса имеют специальное образование.
Вместе с тем, развитие кадровой
базы сопряжено с рядом проблем.
В Республике Бурятия пока нет
достаточного количества квалифицированных
преподавателей туристских дисциплин.
Программы обучения мало адаптированы
к местным условиям. Обучение в
сфере туристского и
Развитие научных исследований в сфере туризма
Научные исследования в сфере туризма
в Республике Бурятия не имеют
общего плана, бюджетные расходы
на их проведение недостаточны. В результате
сложившего положения не выполнен научный
прогноз развития туристской отрасли,
не изучены многие вопросы современного
состояния туристско-
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи.
Главным приоритетом развития туризма
в Республике Бурятия является развитие
внутреннего и въездного
Цели и задачи развития туристско-рекреационного комплекса на период до 2010 г. определены на основании анализа существующих проблем и сформулированы с учетом достигнутого уровня развития туризма, а также наличия реальных ресурсов развития.
Основной целью концепции
Развитие кадровой базы, туристского образования и отраслевой науки.
Создание современных условий для маркетинга, продвижения туристского продукта Республики Бурятия на рынках.
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма.
Экономический потенциал развития туризма определен с учетом нескольких факторов и условий, в которых происходит развитие.
1. Основные факторы и их оценки.
Конъюнктура рынка: растущий спрос
на природные, экологически безопасные
виды туризма, наличие в Республике
Бурятия условий для
2. Условия развития туризма и их оценки.
Наличие туристских ресурсов: Республика Бурятия обладает высоким потенциалом ресурсов, 45,6% территории относится к ареалам максимального и высокого потенциала ресурсов туризма. Данное условие является определяющим положительным условием развития. Экологические ограничения: действующее законодательство и административная практика в настоящее время создают относительно мягкий режим для предпринимательства, в то же время они недостаточно эффективны для предотвращения экологической деградации территории. Ужесточение режима природопользования связывается с введением в действие новых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы природопользования на Байкальской природной территории. С учетом того, что данные условия изменяются, их оценка возможна по завершении процесса.
3. Состояние экономики и
Рост показателей
4. Развитость материальной базы и инфраструктуры туризма.
Материальная база достаточно крупная, но в целом морально и физически устаревшая, не соответствующая требованиям рынка. Условие, отрицательно влияющее на увеличение объемов обслуживания, экономические результаты, имидж Республики Бурятия как региона туризма.
5. Демографический потенциал.
В Республике Бурятия достаточное количество незанятого населения, молодежи, за счет которых формируется кадровая база туризма. Условие положительное.
6. Образовательный потенциал.
Наличие учебных заведений, готовящих
специалистов для туризма и высокий
образовательный уровень
7. Научно-технический потенциал.
Определяется как высокий, но научные учреждения мало привлекаются для проведения исследований в сфере туризма.
8. Рыночный потенциал.
Быстрое формирование и активность местного рынка, увеличение его привлекательности для туристов из других регионов России делает это условие положительным.
9. Рекреационная емкость
Потенциальная рекреационная ёмкость
территории республики ранее была оценена
в 2,5 миллиона человеко-дней в год. Общая
рекреационная ёмкость
Экономический потенциал развития
сферы оценен как потенциальный
суммарный доход в сфере
Экономический потенциал развития
туризма ограничивается рамками
допустимых масштабов туристского
освоения территории республики, что
требует комплексной оценки способности
природного и экономического комплексов
республики, а также социума без
ущерба воспринять развитие туризма, определения
оптимальных предельных показателей
развития. Республика Бурятия входит
в состав Байкальской природной
территории, являющейся модельной территорией,
на которой отрабатывается механизм
развития индустрии туризма в
зоне повышенного экологического риска
и соответствующих