Разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:19, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время за рубежом и в России, получил развитие культурно-познавательный туризм, включающий поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов посещаемой страны. На сегодняшний день растет поток людей посещающих Урал и город Екатеринбург. Все чаще туристам хотелось бы видеть что-то особенное. Поэтому возникает необходимость в создании новых, интересных и необычных экскурсий. Одной из интересных тем может стать обращение к женскому миру и женщинам Екатеринбурга, которые вписали немало важных страниц не только в историю города и региона, но и

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ………………………………….

7

1.1. Основы экскурсионной деятельности…………………...
7

1.2. Технология подготовки новой экскурсии……………….
13

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВА -ТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА» ……………………..…...


19

2.1. Анализ экскурсионных услуг, предоставляемых турфирмами Екатеринбурга……………………….…….....

19

2.2. Общая характеристика и контрольный текст культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………………………..…….


23

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»…………………………………………………....


56

3.1. Экономическое обоснование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»...….

56

3.2. Возможности рекламы в продвижении культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»…………………………..................................


62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
70

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….………….
73

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта экскурсии
«Знаменитые женщины Екатеринбурга»……..…

79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Портфель экскурсовода …………………..…….
84

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема маршрута экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………….....

96

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальный текст экскурсии

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 6.66 Мб (Скачать файл)

Помимо общих признаков  у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий – это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных – демонстрация действующих объектов (механизмов, станков).

Такие авторы как Б.В. Емельянов, Н.А. Седова, Н.М. Хуусконен выделяют следующие функции экскурсии как: информационно-познавательня, воспитательная и развлекательно-досуговая фннкции. 

Всякая экскурсия в  соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях и т.п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое [26, с. 36].

Также во время проведения экскурсии экскурсовод не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и воспитывает, помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача  создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что  понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно  интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое. Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи [48, с 26].

Во время проведения экскурсии, экскурсовод не должен забывать о том,  что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия-это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим  объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь ввиду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов [55, с. 24].

Все эти функции являются базовыми. Но в тоже время такие авторы как А.С. Скобельцина и А.П. Шарухин выделяют еще несколько функций.

Эстетическая функция  проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т.д.

Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу.  Коммуникативная функция экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность [49, с. 37].

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции. На основе анализа трудов А.С. Скобельциной, А.П. Шарухина, Б.В. Емельянова, Н.А. Седовой, Н.М. Хуусконен в данном параграфе была выявлена сущьность экскурсии, общие и специфические признаки, фунукции экскурсии: информационно-познавательная, воспитательная, развлекательно-досуговая, эстетическая и коммуникативная функции. В работе мы будем опираться на следующее определение экскурсии: Экскурсия (от лат. Excursio – прогулка, поездка) – услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

 

 

 
    1. Технология подготовки новой экскурсии

 

Задачами индустрии  туризма являются повышение культурного  уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного  влияния на систему ценностей, знаний. Ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурно-познавательный туризм. Основным его элементом является экскурсия.

Н. М. Хуусконен под определением экскурсии понимает – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также профессионально подготовленный рассказ экскурсовода о событиях, связанных с ними [55, с. 11].

Согласно ГОСТ Р 50690-2000, экскурсионная услуга – туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов (экскурсантов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий [5, с. 3]. Н. А. Седова рассматривает подготовку новой экскурсии, которая проходит три основных ступени: предварительная, непосредственная разработка, заключительная.

– предварительная работа –  подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

– непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

– заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема  всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение [48, с. 35].

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

– организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

– информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5 – 7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цель экскурсии. Вторая  –  информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть [25, с. 42].

Впервые понятие  «этапы подготовки экскурсии» было введено  в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:

1. Определение цели  и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы  и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с    экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных  объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста  экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов  проведения экскурсии.

11. Определение техники ведения  экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуальных  текстов.

14. Прием (сдача) экскурсии.

15. Утверждение  экскурсии.

Каждая экскурсия  должна иметь целевую установку. Цель экскурсии  –это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Koнечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Для достижения цели необходимо решить ряд конкретных задач [49, с. 32].

Б. В. Емельянов  рассматривает вопрос выбора темы, который зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала по подготовке текста [26, с. 122].

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

– памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;

– здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

– природные объекты;

– экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

– памятники археологии;

– памятники искусства.

Маршрут экскурсии  представляет собой наиболее удобный  путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

При организации  объезда или обхода маршрута Б.В. Емельянов ставит следующие задачи: ознакомиться с трассой движения группы по маршруту; уточнить места  расположения объектов и места предполагаемых остановок; освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; провести хронометраж времени; проверить целесообразность использования намеченных приемов показа; в целях безопасности экскурсантов выявить потенциально опасные места на маршруте и принять соответствующие меры предосторожности [25, с. 129].

Контрольный текст является тщательно подобранным  и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Задачи «портфеля экскурсовода» состоят в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе, дать зрительное представление об объекте.

В свое работе Б.В. Емельянов под методической разработкой (технологической картой) понимает – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой  рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность  и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст [26, с. 135].

Изучив ГОСТы и работы Б. В. Емельянова, Н. А. Седовой, Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанюк мы  познакомились с основными теоретическими понятиями экскурсионного дела, с методикой и этапами подготовки новой экскурсии. Под экскурсией мы будем понимать услугу по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки. Основными этапами подготовки новой экскурсии является определение целей и задач, выбор темы, составление маршрута экскурсии, объезд и обход экскурсионных объектов, составление контрольного и индивидуального текстов, определение техники ведения экскурсии и др.  На основе данного алгоритма можно разработать любую экскурсию.

Информация о работе Разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга