Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:19, дипломная работа
В настоящее время за рубежом и в России, получил развитие культурно-познавательный туризм, включающий поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов посещаемой страны. На сегодняшний день растет поток людей посещающих Урал и город Екатеринбург. Все чаще туристам хотелось бы видеть что-то особенное. Поэтому возникает необходимость в создании новых, интересных и необычных экскурсий. Одной из интересных тем может стать обращение к женскому миру и женщинам Екатеринбурга, которые вписали немало важных страниц не только в историю города и региона, но и
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ………………………………….
7
1.1. Основы экскурсионной деятельности…………………...
7
1.2. Технология подготовки новой экскурсии……………….
13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВА -ТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА» ……………………..…...
19
2.1. Анализ экскурсионных услуг, предоставляемых турфирмами Екатеринбурга……………………….…….....
19
2.2. Общая характеристика и контрольный текст культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………………………..…….
23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»…………………………………………………....
56
3.1. Экономическое обоснование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»...….
56
3.2. Возможности рекламы в продвижении культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»…………………………..................................
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….………….
73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта экскурсии
«Знаменитые женщины Екатеринбурга»……..…
79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Портфель экскурсовода …………………..…….
84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема маршрута экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………….....
96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальный текст экскурсии
В 1861 году занятия начались в новом помещении: для женского училища был арендован и приведен в порядок полуразвалившийся дом Расторгуевой (это здание находилось на нынешней ул. Толмачева). Не всем из 43 первых учениц этой школы довелось доучиться в ней до конца: многие «срезались» на весенних экзаменах. В 1862 году только 20 счастливиц перешли в третий класс.
Развитию женского просвещения способствовало, как ни странно, появление в городе мужской гимназии осенью 1861 года. Ее директор А.Д.Крупенин энергично принялся за устройство дел женской школы. По его проекту школа превратилась в шестиклассное училище и была открыта в новом качестве 8 сентября 1862 года. Открытие отличалось особой торжественностью, ибо совпало с празднованием тысячелетия России. Сохранившиеся воспоминания так описывают этот день: «После обедни в Кафедральном соборе 79 воспитанниц, предварительно собранные в Екатерининском соборе, отправились крестным ходом в дом, занимаемый училищем, где архиереем было совершено молебствие перед началом учения».
Бросается в глаза разница в наименованиях первого женского учебного заведения: его именуют то училищем, то школой, то гимназией... Заметим, кстати, сто сами екатеринбуржцы изначально называли этот оплот женского просвещения на Урале – гимназией.
Следующий, 1863 год, был
ознаменован радостным
На этом, к счастью, не обрывается цепочка благородных поступков екатеринбуржцев во славу просвещения. Подаренный гимназии дом оказался тесен, и тогда архитектор К.Г.Турский бесплатно разрабатывает проект нового здания, а позднее и безвозмездно осуществляет техническое руководство строительными работами.
Стараниями попечителей в главном здании возводились мраморные лестницы, устраивалась соединительная галерея между корпусами. Специально из Петербурга были выписаны обои для всех комнат [66].
Строители торопились завершить работы к торжественному выпускному акту и балу в честь первых выпускниц. И вот наступил этот незабываемый день – 1 июля 1866 года. 19 гимназисток, окончивших полный курс, прощались с родной школой. Первой ученицей в первом выпуске была София Винтер. Восьми лучшим воспитанницам вручались награды: три из них получили золотые браслеты, остальным выдали «подарки при похвальных листах».
На выпускном балу вспоминались
прожитые в стенах гимназии годы. Чего
только не было за это время! Участие
в благотворительных и
Обширная подготовка гимназисток включала в себя не только уроки Закона Божьего, русского языка, словесности, арифметики и геометрии. Выпускницы получали также знания по физике, географии, всеобщей истории, естествознанию. Для желающих работали платные классы французского и немецкого языков, рисования, музыки и танцев. Окончившие гимназию девушки становились активными участницами городской жизни, пользовались почетом в обществе, были справедливой гордостью своих родителей и выпустившей их школы.
В ноябре 1871 года при гимназии были открыты педагогические курсы, переименованные позднее в VIII-й, педагогический, класс. Здесь готовили домашних и сельских учительниц по специальным программам, включавшим уроки педагогики, дидактики, гигиены.
Обязательным для учениц педагогического класса считалось знакомство со всеми лучшими учебниками по выбранному ими предмету преподавания, посещение уроков разных преподавателей по избранному предмету, проведение пробных уроков в младших классах. Число учениц гимназии постоянно росло, что заставляло членов Попечительного Совета гимназии подумывать о постройке нового здания. К 1872 году в гимназии училось 320 человек, а рассчитана она была лишь на 150 [66].
В основу проекта нового помещения гимназии был положен эскиз ее начальницы Софьи Августовны Тиме. Летом 1878 года началась расчистка площадки для нового здания, а через пять лет здание было освящено. Еще через три года, в 1886 году, при гимназии открылся пансион, находившийся в одном квартале со зданием гимназии, но выходивший на параллельную улицу (ныне ул. Толмачева). 24 августа 1893 года состоялось освящение домовой Магдалинской церкви при I-й гимназии. Значительную материальную помощь в сооружении гимназической церкви оказал член Попечительного Совета А.Н.Казанцев, возглавлявший его 16 лет. 50-летний юбилей женской гимназии, отмечавшийся 19 декабря 1910 года, стал значительным событием в жизни Екатеринбурга. Накануне, 18 декабря, в гимназическом храме была отслужена заупокойная всенощная в память всех благодетелей гимназии и ее скончавшихся питомиц.
Само торжественное
Выпустившая за годы своего существования более 12 тысяч учениц, гимназия после революции была закрыта. В 1919 году ее помещение было переоборудовано под госпиталь. С 1920 года тут разместился медицинский факультет Уральского госуниверситета, а позднее – два техникума: промышленно-экономический и татаро-башкирский, готовивший педагогические кадры для национальных школ. В 1930 году здание было передано вновь организованному индусриально-педагогическому институту, названному впоследствии педагогическим [66].
Сейчас Уральский государственный педагогический университет располагает целым комплексом современных корпусов, но до сих пор самым изящным из его зданий является этот двухэтажный каменный дом старой екатеринбургской гимназии.
Одним из интересных музеев Литературного квартала является музей «Литературная жизнь Урала XIX века», он был открыт 21 июня 1996 года. По этому адресу находился дом Марии Якимовны Алексеевой – первой жены Д. Н. Мамина-Сибиряка (бывшая Колобовская улица, 41). Мария Якимовна Алексеева, гражданская жена Д.Н. Мамина-Сибиряка с 1878 по 1891 год, была незаурядным человеком. Об этом свидетельствовали многие, знавшие ее. Народник Н. Сергеев из Нижнего Тагила в неопубликованных мемуарах, хранящихся в рукописном отделе ИРЛИ, пишет: «Мария Якимовна Алексеева была одна из образованнейших по тогдашнему времени женщин на Урале». Она играла на рояле, пела, знала иностранные языки, имела крепкую редакторскую руку, обладала тонким литературным вкусом, являлась знатоком уральского быта. Мария Якимовна щедро делилась своими знаниями с начинающим писателем [59].
В письмах к матери Дмитрий Наркисович писал: «Я слишком многим обязан Марии Якимовне во всем, а в моих рассказах добрая половина принадлежит ей». Марии Якимовне, жене, советчику и первому редактору, своему близкому другу, дарил Дмитрий Наркисович свежие типографские оттиски своих произведений, первые экземпляры с автографами («В водовороте страстей», «Золотопромышленники»). Роман «Приваловские миллионы» закончен в доме Алексеевой. На последней странице – автограф писателя: «Кончена эта рукопись в г. Екатеринбурге, в Колобовской ул. в доме Алексеевой в 1883 г. 2 сентября в 1 ч. 35 мин. пополудни». Самые крупные романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца» посвящены Марии Якимовне Алексеевой (урожденной Колногоровой). М.Я. Алексеева оставила интересные воспоминания, в которых рассказала о становлении уральского писателя, о жизни в доме на Колобовской, об окружении Мамина-Сибиряка. Образ М.Я. Алексеевой, этой удивительной женщины, живо встает перед нами со страниц писем Д.Н. Мамина- Сибиряка к родным: «Меня удивляет одно: Мария Якимовна всегда готова отдать последнее, чтобы помочь другому, а в несчастье готова снять собственную кожу, а случилось своя беда, так ни одна душа не откликнулась простым добрым словом. Впрочем, это в порядке вещей...» Дмитрий Наркисович и Мария Якимовна познакомились в 1877 году в Нижней Салде, где служил священником Наркис Матвеевич Мамин – отец писателя. Дмитрий Наркисович приехал в Нижнюю Салду, к отцу, поправить здоровье (болезнь тянулась целый год, и по совету врача был оформлен отпуск). Пять лет в Петербурге не были радостными: не закончены курсы медико-хирургической академии, как студент-юрист он не сдал ни одного экзамена, суматошная репортерская жизнь.… Была надежда, что живительный воздух родины напитает его физически и духовно и он продолжит образование и возобновит свои литературные опыты. Но жизнь распорядилась по-другому [17, с. 26].
Смерть отца тяжелым ударом обрушилась на семью, заботы о которой легли на плечи старшего сына. В продолжение пяти лет по 12 часов в день Мамин давал частные уроки – сначала в Нижней Салде (в семье М.Я. Алексеевой), Тагиле, позднее в Екатеринбурге. Ко времени знакомства с Дмитрием Наркисовичем Мария Якимовна была замужней тридцатилетней женщиной (старше Мамина на 6 лет), имевшей троих детей. В 18 лет Мария Якимовна вышла замуж за Николая Ивановича Алексеева, горного инженера, управителя Верхне-Салдинского завода. Это был талантливый человек в своей профессии, прекрасный специалист. О непростой атмосфере в семье Алексеевых мы можем узнать из письма А.С. Маминой – матери писателя, которая отмечает, что «Мария Якимовна несет терпеливо свой крест жены и матери, а муж приносит ей много горя». Ее отец, Яким Семенович Колногоров, был помощником управителя всеми заводами Тагильского округа по технической части, позднее – управителем Нижне-Салдинского завода. Разрыв с Алексеевым назревал еще до знакомства с Маминым, который горячо полюбил Марию Якимовну. Чувство оказалось взаимным. Мария Якимовна и Дмитрий Наркисович решают уехать в Екатеринбург. Алексеева разрывала связи с близким ей миром, увозила детей с собой, отказывалась от богатства, от общества. Муж не давал развода, пытался вернуть жену домой. Отец не мог простить дочери позорящего его поступка. Анна Семеновна не одобряла гражданского брака сына. Но Мария Якимовна относилась к редкой породе людей, способных первыми заметить и поддержать нарождающийся талант. Она соединила с Дмитрием Наркисовичем свою судьбу, стала его верным другом, помощником в творчестве, опорой в литературных исканиях [17, с. 34].
С марта 1878 до начала 1891 года Мария Якимовна и Дмитрий Наркисович живут в Екатеринбурге. Они много занимаются репетиторством, Мария Якимовна дает уроки музыки. В доме Алексеевой собирается маминский кружок – екатеринбургская интеллигенция. Звучат стихи, музыка, разговоры о литературной и общественной жизни. Дом на Колобовской был наполнен счастьем и любовью. Годы, проведенные в Екатеринбурге, были творчески богаты. Мария Якимовна вместе с Дмитрием Наркисовичем переживает его писательские неудачи, радуется его литературным успехам. Они вместе ездили по Уралу, побывали в Башкирии, совершали поездки в Москву и радовались первой литературной удаче: путевые очерки Мамина приняты к печати! Мария Якимовна поступила на Высшие женские курсы Герье. Они давали право преподавать в гимназии и, если позволяли средства, открыть собственную школу. 21 июля 1889 года в д. Грачева на Береговой улице была открыта Женская ремесленная школа госпожи М.Я. Алексеевой, которая просуществовала до ноября 1891 г. Алексеева изнутри знала жизнь заводской верхушки демидовского горного округа. Эти «горные гнезда» были недоступны для тех, кто к ним не принадлежал, поэтому только с помощью Марии Якимовны Мамину удалось так глубоко изучить эту среду. Кроме того, Мария Якимовна была из семьи старообрядцев и хорошо знала раскольничий быт, который очень интересовал Мамина. Жизненные коллизии, связанные с М.Я. Алексеевой, её черты характера нашли отражение во многих произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка: в очерке «По Зауралью» (1887), «Братья Гордеевы» (1891), «Кара-Ханым» (1896) и др. [52, с. 53].
Любовь к Марии Якимовне, талантливой женщине, обладавшей незаурядной культурой, вдохновила Мамина на роман «Омут». Роман «Омут» – это роман-биография. В нем много фактов, которые имели место в жизни Марии Якимовны. Героиня романа получила хорошее домашнее образование в семье приезжего инженера. Именно такое воспитание получила Мария Якимовна, прожив 5 лет в семье инженера Черноусова, где царили любовь и правда, непримиримость ко всякому злу. Позднее эти знания – чтение, музыка, языки – позволили ей успешно заниматься репетиторством, а уроки музыки в конце жизни были единственным источником существования. Мария Якимовна была серьезно больна. Ее отношения с отцом и мужем воспроизведены в романе [17, с. 115].
Стационарный театр оперы и балета в Екатеринбурге, был основан в 1912 году. Впервые оперная труппа появилась в Екатеринбурге в сезоне 1879-1880 годов: её привез известный русский антрепренёр П.М.Медведев. В дальнейшем оперные антрепризы повторялись не раз, а в 70-х годах XIX века представители местной интеллигенции организовали Екатеринбургский музыкальный кружок. С 1907 года оперные антрепризы в Екатеринбурге стали ежегодными. В 1912 году на Дровяной площади (сейчас Площадь Парижской коммуны) построено специальное театральное здание (зрительный зал на 1200 мест) на месте деревянного здания цирка, существовавшего с 1896 года. Городской театр (во времена СССР – Академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского) построен по проекту пятигорского гражданского архитектора Владимира Николаевича Семёнова по типу известных Венского и Одесского оперных театров. В 1904 году, в возрасте тридцати лет, Семёнов выиграл конкурс на проект Театра оперы и балета в Екатеринбурге, строительство которого завершилось в 1912 году.
Театр открылся оперой Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» (02.09(12.10).1912). Первый главный дирижёр – С. Барбини). Постановкой «Волшебной флейты» Рикардо Дриго (1914) началась летопись балета.
После Октябрьской революции театр открылся в 1919 году. А уже в 1922 создана балетная труппа, первый ее спектакль – «Коппелия» Делиба. С 1924 театр носит название – Государственный оперный театр им. А. В. Луначарского. В 1925-1926 гг. главным режиссёром был известный певец и оперный режиссёр Александр Иванович Улуханов – им поставлены оперы «Сказка о царе Салтане» и «Вертер». С 1931 года у театра новое название – Свердловский театр оперы и балета им. А. В. Луначарского. В 1962 году театр награждён орденом Трудового Красного Знамени, а с 1966 года он уже является академическим. В 1981-1982 гг. проведена существенная реконструкция здания, завершившаяся к 26 декабря 1982 года [61].
С 1983 по 1985 год под руководством архитектора и художника Георгия Шишкина (автор проекта) велись работы по созданию музея театра: интерьера и постоянной экспозиции, включающей в себя оригинальные пространственно-консольные конструкции с экспонатами, две большие настенные росписи и галерею портретов солистов театра, выполненные этим художником.
Информация о работе Разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга