Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:19, дипломная работа
В настоящее время за рубежом и в России, получил развитие культурно-познавательный туризм, включающий поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов посещаемой страны. На сегодняшний день растет поток людей посещающих Урал и город Екатеринбург. Все чаще туристам хотелось бы видеть что-то особенное. Поэтому возникает необходимость в создании новых, интересных и необычных экскурсий. Одной из интересных тем может стать обращение к женскому миру и женщинам Екатеринбурга, которые вписали немало важных страниц не только в историю города и региона, но и
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ………………………………….
7
1.1. Основы экскурсионной деятельности…………………...
7
1.2. Технология подготовки новой экскурсии……………….
13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВА -ТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА» ……………………..…...
19
2.1. Анализ экскурсионных услуг, предоставляемых турфирмами Екатеринбурга……………………….…….....
19
2.2. Общая характеристика и контрольный текст культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………………………..…….
23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»…………………………………………………....
56
3.1. Экономическое обоснование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»...….
56
3.2. Возможности рекламы в продвижении культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»…………………………..................................
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….………….
73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта экскурсии
«Знаменитые женщины Екатеринбурга»……..…
79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Портфель экскурсовода …………………..…….
84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема маршрута экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………….....
96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальный текст экскурсии
Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру быстро обрести уверенность и громкое имя. Во времена СССР его называли «лабораторией советской оперы», и нередко в афише появлялся гриф «Право первой постановки принадлежит театру». В советские времена здесь работали выдающиеся мастера. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР: в 1946 году (Сталинская премия) первым из периферийных за постановку оперы «Отелло» и в 1987 году – за сценическое рождение оперы В. Кобекина «Пророк». Гастрольные маршруты труппы – более ста городов СССР, участие во многих театральных фестивалях, в том числе и за рубежом. В Екатеринбурге начинали свой творческий путь впоследствии знаменитые певцы – народные артисты СССР: И. Козловский, С. Лемешев, Б. Штоколов, И. Архипова [12, с. 62].
Ирина Архипова родилась в 1925 году в семье, где музыку любили и знали. Ее мать Евдокия Ефимовна обладала прекрасным голосом и даже была отобрана в хор Большого театра, а отец – Константин Иванович – был большим ценителем музыки и умел играть на нескольких инструментах. Мать часто пела, иногда дуэтом с дочерью, отец же всячески поощрял художественные увлечения Ирины. Воспитанная в обстановке любви к музыке и искусству, Архипова сформировала в себе творческий потенциал, который впоследствии определит для нее выбор профессии.
Профессиональные занятия
После школы Архипова поступила не в Консерваторию, а в Московский архитектурный институт – так решило и время, и родители, и сама Ирина, которую привлекала карьера архитектора. Школу будущая певица оканчивала не в Москве, а в Ташкенте, куда ее семья переехала из-за войны. Так совпало, что в Ташкент переехал и МАРХИ, здание которого располагалось совсем рядом с домом семьи Архиповой. Вернувшись в Москву и защитив диплом (проект памятника погибшим в Великой Отечественной войне), Архипова, во время учебы в МАРХИ не оставлявшая занятия музыкой, все-таки поступила в Консерваторию на вечернее отделение [41, с. 15].
В одном из интервью Архипова так описывала свою тогдашнюю жизнь: «Мой день начинался рано утром: с восьми до половины девятого я брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через Красную площадь в архитектурную мастерскую. После работы снова шла на занятия по сольфеджио или истории музыки. В конце концов, мои преподаватели поставили вопрос ребром: «Строить или петь?» Выбор был сделан, и в 1954 году Ирина Архипова становится солисткой Свердловского театра оперы и балета.
Через год с небольшим певица побеждает на международном конкурсе в Варшаве и привлекает внимание чиновников из Министерства культуры, по указанию которых ее переводят в Большой театр. В главном музыкальном театре страны Архипова сразу же дебютирует в роли Кармен в одноименной опере Бизе. Дебют, состоявшийся 1 апреля 1956 года, оказывается исключительно успешным и становится для певицы началом международной карьеры – для Советского Союза явления весьма непривычного.
В 1960-70-х годах Архипова выступает в лучших оперных театрах мира в Милане, Риме, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Лондоне, а также гастролирует по Японии. Именно ей принадлежит заслуга популяризации русского вокала за рубежом – фактически она стала первой советской певицей, которую Запад не только услышал на пластинке, но и увидел на сцене. Отчасти благодаря ей мир узнал и оценил голоса Галины Вишневской и Елены Образцовой [41, с. 17].
Одним из самых запоминающихся зарубежных выступлений певицы стало исполнение «Трубадура» Верди в Античном театре в Оранже. Запоминающихся не только для публики и критики, но и для самой Архиповой, которая тогда, в 1972 году, впервые вышла на сцену вместе с Монтсеррат Кабалье. «Без всякого преувеличения могу сказать, что свое выступление в «Трубадуре» на сцене древнеримского амфитеатра времен императора Августа я считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе», – писала впоследствии Архипова.
Основу репертуара певицы, в чем было ее главное отличие от западных див, составляли оперы русских композиторов (если не считать Верди). Ее прославили роли Марины Мнишек в «Борисе Годунове», няни в «Евгении Онегине», Элен в «Войне и мире» и, конечно, Марфы в «Хованщине». В меньшей степени Архипова известна исполнением духовной музыки и романсов, которые она считала важной частью своего репертуара и к которым успешно обращалась в поздний период карьеры.
Оставив концертную деятельность в 1990-х, Архипова продолжала поддерживать российскую оперу и академическую музыку вообще. В 1993 году был создан Фонд Ирины Архиповой, который проводит конкурсы и фестивали, устраивает концерты и занимается изданием книг и аудиозаписей, а также поддержкой молодых исполнителей. Сама певица неоднократно входила в жюри различных конкурсов и с 1967 года была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, для становления которого сделала очень много.
Заслуги Ирины Архиповой неоднократно отмечались государственными наградами – она даже внесена в Книгу рекордов России как самая титулованная певица. В советское время Архипова стала трехкратным кавалером ордена Ленина, награждалась орденом Трудового Красного Знамени, была лауреатом Ленинской премии, также ей были присвоены звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда. Российская власть отметила певицу орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, Государственной премией России в области просветительской деятельности, оперной премией «Casta diva» в номинации «За благородное служение опере», а также многими другими наградами.
Пятнадцать лет назад, выпуская свою вторую книгу, Архипова написала: «Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро. Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное – достаточно времени». Таким людям, как Ирина Архипова, времени, кажется, никогда не будет достаточно, но музыка – музыка продолжает звучать [41, с. 23].
Свердловский государственный
академический театр
Театр открылся спектаклем «Роз-Мари» Р. Фримля и Г. Стотгарта 8 июля 1933 года. Коллектив создан на основе гастрольной труппы с Украины (С.А. Дыбчо, М.К. Биндер, П.А. Емельянова, Н. Мягкий и др.) и ленинградских актеров (М.Г. Викс, А. Г. Маренич), а также выпускников Московского хореографического училища. Помимо воплощения классики, театр осваивал и современный репертуар: «Сотый тигр» Б. Александрова (1938), «Табачный капитан» В. Щербачёва (1944), «Бронзовый бюст» (1945) и «Акулина» И. Ковнера (1948), «Марк Береговик» К. Кацман (1955), «Анютины глазки» Ю. Милютина (1964), «Беспечный гражданин» (1987) и «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» (1988) А. Затина [63].
Театр получил репутацию лаборатории советской оперетты. Гастролировал по всей стране и за рубежом, в том числе с большим успехом в Москве (1941, 1953, 1964, 1970, 1977, 1983). Известен также как «Свердловская оперетта».
22 августа 1983 года театр был награжден Орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советского музыкального искусства.
4 декабря 1986 года театру присвоено звание «академический» – Свердловская музкомедия стала первым театром оперетты, получившим это звание. Театр музкомедии размещается в здании, построенном в стиле конструктивизма в 1915 году по проекту архитектора К.Т. Бабыкина. Первоначально строение было предназначено для Коммерческого собрания, в нём имелись игральные залы, бильярдная, столовая, буфет и большой зрительный зал. Уже тогда в здании действовала небольшая оперная труппа.
После революции 1917 года здание отреставрировали, а 7 ноября 1920 года в нём открылся Дом Октябрьской революции – место собраний, лекций и отчетов руководителей города и постановок самодеятельности. Непродолжительное время здание занимали Театр рабочей молодежи (ТРАМ) и клуб строителей. С 1933 года здесь работает Театр музкомедии [23, с. 93].
С 1957 года в этом театре знаменитая артистка – Нина Александровна Энгель-Утина (21 июня 1925, Свердловск – 14 сентября 1992, Екатеринбург) артистка оперетты, народная артистка РСФСР (1973 г.). Родилась в Свердловске. Нина Александровна окончила актерскую мастерскую при Свердловской киностудии (1947) и ГИТИС (1953). Свою сценическую деятельность начала с амплуа субретки в Волгоградском театре музыкальной комедии (1953). С 1957-1992 гг. работала в Свердловском театре музыкальной комедии, где создала яркие образы героинь: Любаша («Севастопольский вальс» К.Листова, 1962), Степанида («Сто чертей и одна девушка» Т.Хренникова, 1964), Мэри Ив («Девушка с голубыми глазами» В.Мурадели, 1966), Клава Калинкина («Требуется героиня» В.Баснера, 1969), Мать («Беспечный гражданин» А.Затина, 1987). Большими творческими достижениями Нины Александровны Энгель-Утиной явились образы Анжелики («Черный дракон» Д.Модуньо, 1965) и Долли Леви («Хелло, Долли!» Дж. Германа, 1974), сделавшие её одной из самых любимых актрис Свердловска. С огромным успехом прошел её юбилейный концерт в театре в 1985 году, запись которого сохранилась на свердловском телевидении, завершающий музыкальный номер «Хелло, Долли!» вызвал овацию в зале. Нина Александровна награждена орденом Трудового Красного Знамени, являлась Лауреатом премии им. А.Г. Маренича (1992). К большому сожалению этой великой артистки уже нет с нами, но ее величие подтвердилось и во время панихиды в театре, кода попрощаться с Ниной Александровной в 1992 году пришло столько поклонников, что пришлось частично перекрывать движение транспорта [30, с. 36].
Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского является одним из старейших каменных зданий города. Древнейшее каменное здание города. Было возведено взамен мазанковского в 1737-1739гг. по проекту «строителя лесов» Иоганна фон Баннера, утвержденному В.Н.Татищевым. Строителями были соликамские каменщики во главе с И. Шопошником. Здание было двухэтажным, с высокой кровлей «на голландский манер» и балконами на столбах-колоннах. В 1833-1835гг. М.П.Малахов надстроил третий этаж и изменил облик здания на классицистический.
С 1934 г. здесь находится Уральская государственная консерватория. Для нее в 1960-е годы возведен обширный трехэтажный пристрой (архитектор В.В.Емельянов) после чего образовался полузамкнутый двор. Северный главный фасад вместе с бывшим Уральским горным училищем в полной мере сохранил значение для проспекта и прилегающей главной площади города.
Историческая часть здания представляет собой прямоугольный объем с двумя выступами на юг. Фасад здания симметричен, расчленен междуэтажными тягами и, кроме верхнего этажа, лопатками. По бокам на аркадах поставлены четырех колонные коринфские портики большого ордера с фронтонами. Портикам приданы чугунные балконы, различающиеся рисунком решетки (пышным во втором этаже и простым, типа «бегущее колесо», в третьем) [23, с. 96].
Одним из знаменитых преподавателей консерватории является Вера Михайловна Баева. Вера Михайловна родилась 29 марта 1936 года в Уфе в многодетной рабочей семье. С детства пела. Однажды ее услышала учительница математики и за руку привела к певице с итальянской школой вокала Доре Ефимовне Лерма. Вера Михайловна уверена: не попади она тогда в руки Доры Ефимовны, ее талант так и не получил бы развития. Бог наградил Баеву светлым лирико-колоратурным сопрано. В консерваторию Вера Михайловна поступила на отделение вокала. Тогда об эстраде и речи не шло, в народе любили классику.
В консерватории Вере Михайловне снова повезло, попала к замечательным педагогам Прасковье Александровне Ноздровской и Борису Ильичу Певзнеру. На вопрос: почему после учебы решила устроиться в филармонию? Вера михайловна отвечает: «Очень нравилась концертная деятельность, гораздо больше оперной. Еще не нравилось, что в театре могли сказать: будешь петь такую-то партию – и пришлось бы петь. А здесь репертуар выбирала сама». С 1959 года Вера Михайловна является солисткой Свердловской государственной филармонии. А уже в 1968 году становится преподавателем, а затем профессором консерватории.
За первые годы гастролей Вера Михайловна исколесила всю Свердловскую область: колхозы, полевые станы [41, с. 36].
Основным в творчестве В. М. Баевой являются ее сольные концерты в сопровождении фортепиано. С 1959 (год окончания консерватории) по 2000 г. В. М. Баева – солистка Свердловской государственной филармонии. В репертуаре певицы около пятисот произведений – романсов, арий из опер, народных песен и др. Вот что писал о певице выдающийся дирижер М. И. Паверман: «...Исключительной красоты голос широкого диапазона, звучный и яркий, легкий и блестящий, и в то же время проникновенный, волнующий душу. И все это помножено на высокую музыкальность...»
Одним из самых значительных достижений певицы стало исполнение концерта Глиэра для голоса с оркестром. Отдельная страница творчества В. М. Баевой – пение с органом. Арии из кантат И. С. Баха, Генделя в ее исполнении стали образцом вокального мастерства.
Свое мастерство Вера Михайловна успешно передает молодым вокалистам – студентам ее класса в Уральской консерватории, где за годы своей работы (1968-1973гг. и с 1982г.) она выпустила более тридцати певцов. Среди них заслуженные артистки России И. Наумова, М. Силина, народная артистка республики Коми Е. Лагода, народная артистка Бурятии, лауреат международных конкурсов С. Крупина, лауреат международных конкурсов Н. Белоусова. В 1996 г. В. М. Баева была утверждена в ученом звании профессора [41, с. 38].
Вера Михайловна – бессменный председатель Свердловского отделения Всероссийского музыкального общества, председатель жюри международного конкурса юных вокалистов, лауреат премии губернатора Свердловской области, почетный гражданин Екатеринбурга. Вера Михайловна носит звание Народной артистки СССР, лауреата Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки. Вера Михайловна является Председателем Музыкального общества Свердловской области при Уральской консерватории. Награждена медалью «За доблестный труд».
Звание почетного гражданина Екатеринбурга присвоено в августе 1993 года. На вопрос, что она сделала для города, Вера Михайловна отвечает: «Я не произвела ничего конкретного – не выстроила красивого дома, не написала умной книги. Но я всегда стараюсь привнести в жизнь красоту, гармонию, подарить людям счастье. И если мне удалось удержать кого-то от душевного срыва или помочь поверить в себя – могу считать свою миссию выполненной». Ни десятилетия работы в филармонии, ни конценртная деятельность, ни гастроли проходящие с переменным успехом, не принесли Вере Михайловне особых богатств. Только любовь поклонников и поклонниц.
Не так давно Вера Михайловна активизировала преподавательскую деятельность в консерватории. Сегодня у нее новый большой класс, все ученики талантливые, голосистые. К ней тянутся дети, а она помогает развиваться их таланту. Теплые отношения связывают певицу с Екатеринбургской епархией: она неоднократно по просьбе духовенства принимала участие в концертах духовной музыки.
Не иссякает поток тех, кто спешит на выступления В.М.Баевой, как бы ни менялись времена и нравы. До сих пор ее ученицы, разъехавшиеся по всему бывшему Союзу и за рубеж, – несколько десятков лауреаток и дипломанток престижных конкурсов – шлют письма, фотографии своих детей и близких. Ими заполнен уже целый фотоальбом [41, с. 40].
Информация о работе Разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга