Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:28, реферат
Сущность любого явления отражается в его понятии. Туризм как сложное явление характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Данное положение не может не вызывать известных сложностей в изучении туризма, в особенности правовой наукой.
Следует заметить, что термин "туризм" не имеет корней и истоков в русском языке, он вошел в нашу речь из французской языковой системы - tourisme, от tour (прогулка, поездка) - путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время, один из видов активного отдыха <4>.
В международных актах и в законодательстве Российской Федерации мы находим различные определения понятий "туризм" и "турист", которые являются базовыми категориями для данной сферы человеческих отношений. Выделим лишь некоторые из них.
5) распорядительство.
Функция предполагает оперативное регулирование управленческих отношений в сфере туризма, разработку и принятие административных актов органов государственного и муниципального управления в сфере туризма, направленных на эффективное исполнение должностных обязанностей государственными и муниципальными служащими, устранение административного усмотрения, ликвидацию дублирования административных функций;
6) руководство.
Данная функция включает в себя разработку правил и процедур действий должностных лиц органов исполнительной власти в сфере туризма в установленной сфере деятельности, например при формировании и ведении единого федерального реестра туроператоров; информировании об угрозе безопасности туризма в стране (месте) временного пребывания;
7) координация.
Функция координации направлена на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти в сфере туризма и иных государственных и муниципальных органов, а также объединений граждан и юридических лиц для достижения общих целей и задач государственного управления (административные договоры, рабочие и экспертные группы, общественные советы, координационные совещания и другие формы взаимодействия);
8) контроль и надзор.
Функция по контролю и надзору в сфере туризма есть установление соответствия или несоответствия фактического состояния сферы туризма, системы государственного управления туризмом требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования сферы туризма, установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления с точки зрения целесообразности и законности;
9) регулирование в сфере туризма.
Данная функция включает в себя установление субъектами государственного управления в сфере туризма общеобязательных требований и процедур для объектов государственного управления в целях надежного существования и устойчивого развития сферы туризма (например, правила обеспечения безопасности туризма, порядок расторжения договора о реализации туристского продукта при наличии угрозы безопасности туристов, нормирование в сфере охраны окружающей среды, требования обязательной классификации объектов туристской индустрии и т.д.);
10) учет в сфере туризма.
Функция учета - это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию, функционирование и развитие государственного управления в данной сфере (учет туроператоров в рамках единого федерального реестра туроператоров, официальный статистический учет в сфере туризма, налоговый учет гостиниц и иных средств размещения туристов, применяющих налог на вмененный доход, государственная регистрация прав на объекты туристской индустрии, относящиеся к недвижимому имуществу, государственная регистрация резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон и др.).
Воздействие административного права на сферу туризма распространяется на:
1) административно-правовую
деятельность, которая включает
в себя административную
2) деятельность по обеспечению
безопасности туризма, укрепление
законности и общественного
3) защиту прав и свобод
граждан и юридических лиц
в сфере туризма от незаконных
действий (бездействия) и решений
органов исполнительной (исполнительно-
Основным субъектом административно-правового воздействия (далее - субъекты публичной власти) является государство в лице его органов, для которых характерно наличие целей, задач, компетенций - предметов ведения и властных полномочий, а также организационной структуры <40>.
В сфере туризма к субъектам, осуществляющим публично-властное воздействие на общественные отношения, можно отнести Президента Российской Федерации и образуемые им органы, Правительство Российской Федерации, а также федеральные и региональные органы исполнительной власти, входящие в единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
Единая система исполнительной власти Российской Федерации представлена органами исполнительной власти в сфере туризма специальной компетенции, а также органами исполнительной власти общей компетенции и их должностными лицами. К органам специальной компетенции относятся Минспорттуризм России, Ростуризм (далее - национальная туристская администрация) и органы исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации (далее - региональные туристские администрации).
В состав органов исполнительной власти общей компетенции, по мнению автора, входят МИД России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзор, ФСБ России, МЧС России, СВР России и другие органы исполнительной власти (в том числе образуемые субъектами Российской Федерации), реализующие отдельные функции и полномочия в сфере туризма.
Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований согласно ст. 132 Конституции самостоятельно управляют муниципальной собственностью, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, например по созданию благоприятных условий для развития туризма на соответствующей территории. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Некоторые элементы публично-властных функций в сфере туризма в случаях, установленных федеральными законами, могут быть закреплены за объединениями граждан и негосударственных организаций (далее также - саморегулируемые организации в сфере туризма).
Международные межправительственные организации, их должностные лица, а также международные негосударственные организации принимают активное участие в глобальных управленческих процессах и оказывают существенное воздействие на развитие не только международного туризма, но и функционирование сферы туризма отдельных государств и регионов мира.
В качестве "инструментов" административно-правового и управленческого воздействия субъектов публичной власти на сферу туризма используются методы экономического (косвенного), организационно-властного (административного, прямого), а также информационного воздействия (идеологический метод).
Метод экономического (косвенного) воздействия включает в себя следующие составляющие:
1) установление общих
правил и принципов
2) программно-установочные методы (стратегии, целевые программы, концепции, доктрины);
3) продвижение внутреннего
и въездного туризма и
4) организация и предоставление
публичных услуг в сфере
5) создание благоприятных
условий для развития
Метод организационно-властного (административного, прямого) воздействия предполагает:
1) обеспечение личной
безопасности туристов, защиту их
прав и законных интересов (финансовое
обеспечение ответственности
2) административно-правовую
(публичную) организацию туристской
деятельности (Единый федеральный
реестр туроператоров, стандартизация
и классификация объектов
3) учетные и контрольно-
4) охрану природных комплексов,
объектов культурного наследия,
культурных ценностей, иных туристских
ресурсов, сохранение животного
мира, а также природных ландшафтов
мест временного пребывания
5) обеспечение общественной
и государственной
Метод информационного воздействия связан с необходимостью формирования в общественном сознании "культуры туризма (отдыха)", модели поведения, предусматривающей рациональное использование свободного времени в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых целях, развитие "идеологии гостеприимства" по отношению к путешественникам, а также повышение уровня культуры безопасности туризма.
В настоящее время на осуществление управленческого и правового воздействия в сфере туризма оказывают влияние следующие тенденции:
1) туристский рынок Российской
Федерации, являясь частью мировой
системы туризма, во многом находится
под влиянием глобальных
2) российские граждане,
совершающие путешествия, становятся
все более просвещенными, платежеспособными,
организационно и юридически
независимыми от российских
3) в современной российской
туристской индустрии
4) активно идет процесс
формирования правовой основы
системы публичного управления
туризмом на федеральном, региональном
и местном уровнях, вместе с
тем пока еще не всегда
5) усиливается роль программно-
6) повышается результативность,
качество и доступность
7) органами публичной
власти Российской Федерацией
внедряются международные
8) развиваются положительно
зарекомендовавшие себя за
Информация о работе Туризм как объект государственно-правового воздействия