Туризм как объект государственно-правового воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:28, реферат

Краткое описание

Сущность любого явления отражается в его понятии. Туризм как сложное явление характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Данное положение не может не вызывать известных сложностей в изучении туризма, в особенности правовой наукой.
Следует заметить, что термин "туризм" не имеет корней и истоков в русском языке, он вошел в нашу речь из французской языковой системы - tourisme, от tour (прогулка, поездка) - путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время, один из видов активного отдыха <4>.
В международных актах и в законодательстве Российской Федерации мы находим различные определения понятий "туризм" и "турист", которые являются базовыми категориями для данной сферы человеческих отношений. Выделим лишь некоторые из них.

Вложенные файлы: 1 файл

туризм и гостиничный бизнес.docx

— 200.54 Кб (Скачать файл)

9) идет процесс дерегулирования, устранения избыточных административных барьеров для осуществления туристской деятельности, оптимизации контрольно-надзорных функций (отмена лицензирования турагентской деятельности, введение единого федерального реестра туроператоров, финансового обеспечения ответственности туроператоров);

10) реализуются отдельные  меры, направленные на поддержку  социального туризма с участием  пожилых людей, молодежи и инвалидов (оптимизация механизмов государственной  социальной помощи, субсидирование  деятельности перевозчиков и  организаций санаторно-курортного  комплекса, оказывающих услуги социальным  туристам);

11) увеличиваются бюджетные  ассигнования на социальную рекламу, направленную на продвижение  внутреннего и въездного туризма, формирование образа России как  страны, благоприятной для туризма.

Завершая анализ туризма как комплексного (межотраслевого) объекта государственно-правового воздействия, можно констатировать, что в Российской Федерации сфера туризма представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая обладает функциональной целостностью, оригинальной внутренней структурой и устойчивыми социально-экономическими, организационно-техническими, культурно-экологическими, международными и иными связями.

 

 

На развитие туризма и путешествий значительное влияние оказывают различного рода таможенные, пограничные, валютные, медицинские, визовые и другие административные правила и процедуры (далее - формальности в сфере туризма, туристские формальности). Они устанавливаются государством для обеспечения публичных интересов в сфере туризма, в том числе в целях ее защиты от угроз безопасности.

Упрощение туристских формальностей с одновременным повышением эффективности мер обеспечения безопасности стало объектом целого ряда международных двусторонних и многосторонних договоров, в том числе с участием Российской Федерации. К ним, в частности, относятся Чикагская конвенция Международной организации гражданской авиации (ИКАО) 1944 г., Международные медицинские правила Всемирной организации здравоохранения 1951 г., Конвенция о таможенных льготах для туристов 1954 г., Рекомендации Римской конференции ООН по туризму и международным путешествиям 1963 г., Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL) 1965 г., Международная конвенция по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур 1973 г. (Конвенция Киото), Инициатива "Группы восьми" по безопасному и упрощенному порядку международных поездок" (SAFTI) (Си-Айленд 2004 г.) и др.

Одним из первых международных документов в области упрощения формальностей в сфере туризма была Конвенция о таможенных льготах для туристов (1954 г.). Ст. 2 Конвенции устанавливала, что каждое договаривающееся государство разрешает временный ввоз, не облагая ввозными пошлинами и налогами, предметов личного пользования, ввозимых туристом, при условии, что они предназначаются для личного пользования самого туриста, что нет оснований опасаться злоупотреблений и что эти предметы личного пользования будут вывезены данным туристом обратно при оставлении им страны. В ст. ст. 3 и 4 определялись предметы личного пользования, в частности дорожные сувениры и др. предметы, не предназначенные для торговых целей <125>.

--------------------------------

 

В Рекомендациях Римской конференции ООН по туризму и международным путешествиям 1963 г. нашли свое отражение новые положения, касающиеся упрощения формальностей в сфере туризма, применительно к следующим их видам:

а) паспорта;

б) визы;

в) другие формальности и контроль;

г) таможня;

д) процедуры ввоза, вывоза и обмена валюты;

е) налоги, взносы, сборы и связанные с ними процедуры;

ж) формальности, касающиеся автотуризма;

з) медицинские формальности;

и) формальности, касающиеся туристов, путешествующих в образовательных, научных и культурных целях.

В Международной конвенции по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров. К Конвенции приобщены 30 согласованных Приложений, касающихся стандартов и рекомендуемой практики таможенных формальностей в международных связях. Приложение F.3 касается таможенных формальностей по отношению к путешественникам (туристам). Для путешественников принята унифицированная форма таможенной декларации на багаж.

 

4.4. Туристские  услуги

 

Туризмом признаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

В соответствии с действующим законодательством туризм может быть внутренним и международным. При внутреннем туризме лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, путешествуют в пределах территории Российской Федерации. В свою очередь, международный туризм имеет две разновидности: выездной, при котором постоянно проживающие в Российской Федерации лица выезжают в другую страну, и въездной, при котором лица, не проживающие постоянно в Российской Федерации, путешествуют в пределах территории Российской Федерации.

 

Основными участниками отношений в сфере туристской деятельности являются:

- турист, т.е. потребитель  туристской услуги;

- заказчик туристского  продукта (туристских услуг), который  может быть одновременно и  потребителем туристской услуги  либо действовать в интересах  туриста (как представитель по  доверенности, законный представитель) или заключать договор в его  пользу (ст. 430 ГК РФ);

- туроператор, осуществляющий  деятельность по формированию, продвижению  и реализации туристского продукта;

- турагент, осуществляющий деятельность по продвижению и реализации туристского продукта;

- перевозчик;

- владелец средства размещения (гостиницы, отеля, курортной недвижимости  и т.п.);

- гид-экскурсовод.

При этом собственно туристские услуги оказываются в рамках договора, заключенного между заказчиком туристского продукта и туроператором (турагентом). Другие субъекты (перевозчик, владелец средства размещения, гид-экскурсовод) привлекаются туроператором при формировании тура в качестве третьих лиц, на которых возложено исполнение части обязательств по договору с заказчиком туристского продукта (ст. 313 ГК РФ).

К деятельности по оказанию туристских услуг применяются положения гл. 39 ГК РФ, а также нормы Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> (далее - Закон об основах туристской деятельности).

 

В феврале 2007 г. в данный Закон были внесены значительные изменения <1>, а в июле того же года Правительством РФ были утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 833.

<2> Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3942.

 

После внесения указанных изменений осуществление деятельности по оказанию туристских услуг уже не требует наличия лицензии <1>. В качестве туроператоров могут действовать юридические лица, имеющие предусмотренное Законом финансовое обеспечение своей ответственности перед потребителями: банковскую гарантию или договор страхования риска гражданской ответственности на сумму не менее 10 млн. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, 500000 руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма. Срок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее одного года. Финансовое обеспечение на новый срок должно быть получено туроператором не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения. Аналогичные требования предъявляются к юридическим лицам, реализующим на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности" утратило силу 10 июня 2008 г.

 

Сведения о туроператоре, имеющем необходимое по закону финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма (Ростуризмом) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение о ведении Единого федерального реестра туроператоров, утвержденное Приказом Ростуризма от 10 мая 2007 г. N 28 // РГ. 2007. N 135.

 

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, ему может быть выдано соответствующее свидетельство. Указанное свидетельство, а также данные реестра, размещенные на официальном сайте Ростуризма <1>, подтверждают финансовую состоятельность туроператора и могут учитываться потребителем при заключении договора об оказании туристских услуг. Сведения о туроператоре исключаются из реестра в случае реорганизации или ликвидации туроператора, а также в случае непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения.

--------------------------------

<1> Электронный ресурс: http://www.russiatourism.ru.

 

В качестве турагентов могут выступать любые юридические лица (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели.

Законодатель уточнил понятие туристского продукта - это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания или других услуг). Это понятие соответствует определению туристских услуг в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Стригунова Д.П. Соотношение понятий "услуга" и "обслуживание" в сфере туризма // Современное право. 2005. N 4.

 

Другой положительный момент заключается в том, что законодатель привел в соответствие с нормами ГК РФ те положения Закона, которые определяют правовую природу и содержание договора между заказчиком туруслуги и туроператором (турагентом). По смыслу ранее действовавшей редакции Закона этот договор считался розничной куплей-продажей (§ 2 гл. 30 ГК РФ), что в корне не соответствовало реальному характеру отношений. В настоящее время договор о реализации туристского продукта является разновидностью договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

До заключения договора туроператор (турагент) обязан предоставить заказчику (туристу) всю необходимую информацию о потребительских свойствах турпродукта, включая условия пользования соответствующими услугами. Если вследствие неполноты или недостоверности полученной информации заказчик заключил договор о приобретении турпродукта, не обладающего нужными ему свойствами, заказчик вправе потребовать расторжения указанного договора и возмещения причиненных убытков (п. 2 ст. 732 ГК РФ). На практике большое количество злоупотреблений было связано с реализацией российскими турагентами так называемых прав на клубный отдых.

Речь идет о предоставлении заказчику права пользования тем или иным средством размещения (номером в конкретном отеле или в сети отелей, домиком на берегу моря и пр.) в течение определенного периода времени ежегодно - от нескольких дней до нескольких месяцев. Не случайно договоры о реализации подобных туристских продуктов получили название таймшеров (от англ. time - время и share - доля), т.е. приобретение права пользования частью (долей) курортной недвижимости в течение определенного времени. Как правило, при заключении таймшерного договора заказчик оплачивает лишь услуги по размещению, стоимость перевозки и других сопутствующих услуг в цену таймшера не входит.

Между тем в ходе презентаций и рекламных кампаний представители турфирмы убеждают заказчика в том, что основная ценность подобного турпродукта заключается в праве пользования курортной недвижимостью. Заказчик подписывает договор, после чего приходит к выводу, что вряд ли сможет воспользоваться услугой по размещению с учетом необходимости внесения дополнительной платы за услуги по перевозке и пр.

Б. обратилась в суд с иском к ООО "Яр-Тур" о расторжении договора от 4 ноября 2001 г. о реализации прав на отдых в гостиничных клубах Испании, возврате уплаченной цены, взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истица указала, что подписала указанный договор под давлением рекламного прессинга в принадлежащем ответчику помещении. При заключении договора ответчик не предоставил ей полную информацию об условиях пользования туристским продуктом, в частности о стоимости проезда, страховки, визы и пр., что и является основным мотивом для расторжения договора. Требование Б. о расторжении договора и возврате уплаченной суммы ответчик проигнорировал, деньги вернуть отказывается.

В судебном процессе ответчик против иска возражал, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу и ссылаясь на имеющееся у него агентское соглашение с зарубежной компанией "Фабус Лимитед" (туроператором). Изучив доводы сторон, суд удовлетворил исковые требования по следующим основаниям. Иностранная компания "Фабус Лимитед" не имеет лицензии на осуществление туроператорской деятельности на территории России. Следовательно, ООО "Яр-Тур" самостоятельно отвечает перед туристом за предоставление ненадлежащей информации о туристской услуге (решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 16 января 2004 г.).

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

- наименование, место нахождения  и реестровый номер туроператора;

Информация о работе Туризм как объект государственно-правового воздействия