Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа
Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………
На современном этапе истории туризм имеет широкую базу для своего успешного существования. Создано много туристических фирм, санаториев, баз отдыха, развиты гостиничный и курортный комплексы.
Таким образом, мы видим, что в ходе истории сформировалась широкая классификация форм и видов туризма, а так же учреждений для их реализации. Они различаются самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации и пр. Главным является деление туризма на международный и внутренний. Так, например, Александрова А.Ю.18 раскрывая классификацию видов туризма, отмечает, что международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного местожительства. Пересечение государственной границы для них связано с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной единицы из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны—поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.
Но это не распространяется на внутренний туризм.
В международном туризме выделяют две его формы — въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение.
В тоже время, автор отмечает, что внутренний туризм представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями. По некоторым оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80-90% всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5— 10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.19
Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства. Внутренний, въездной и выездной туризм могут по-разному сочетаться, образуя, кроме международного, национальный туризм и туризм в пределах страны.
Рассматривая национальный туризм, А.Ю. Александрова пишет, что внутренний и выездной туризм соотносятся с категорией национального производства (валового национального продукта).
Однако другая классификация туризма основывается на целях путешествия. Поэтому многие исследователи расходятся во мнении об отраслевой структуре туризма. Так, большинство авторов единодушны в главном и различают путешествия с целью развлечении и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм — с другой, Которым соответствуют разные модели поведения посетителей.
Следует отметить, что путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристского обмена. На их долю прихоти си около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки и т.д. По-прежнему повышенным спросом у населения пользуются поездки к солнцу и морю. Купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом снятия нервного и физического утомления, регенерации сил и энергии.
В проанализированных нами источниках, мы изучили деловой туризм, который охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. В отличие от поездок на отдых решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования принимают, как правило, не сами туристы, а другие лица (начальник по службе, руководитель фирмы). К деловому туризму относит поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации дипломатического или иного характера, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и международных салонах и другие служебные поездки.
В специальной литературе деловой туризм часто подразделяется на собственно бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ. incentive — побудительный, поощряющий). Последний представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. Конечно, стимулировать производительный труд можно и с помощью денежной премии. Но, как показывает практика, туристсическая поездка несет в себе гораздо более сильный побудительный мотив к лучшей работе.
Деловой туризм — перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%.20
В литературе существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путешествию и позволяют описать его, исходя из организации, комплекса предлагаемых услуг, продолжительности и дальности поездки. Другие характеризуют туриста с демографической и социально экономической точек зрения.
Наряду с деловым туризмом можно отметить организованный и неорганизованный туризм. Туристы удовлетворяют свои потребности по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фирмы пли без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности. Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. В отличии от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристическими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Такой вид отдыха получил широкое распространение.
В зависимости от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путешествие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более). Групповые путешествия, как правило, организуются на основе общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т.д.
Особое место в исследованиях многих теоретиков и практиков, занимает коммерческий туризм. Первоначально вся туристская деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью извлечения прибыли. В сфере туризма прибыль является главным источником средств для развития и расширения производства. Стремясь максимизировать свой доход, туристские компании ищут оптимальное соотношение между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка.
В противовес коммерческому туризму возник социальный туризм. С законодательным закреплением права на оплачиваемый отпуск в 30-е годы казалось, что проблема отдыха трудящихся решена окончательно. Но в действительности туристские услуги оставались недоступными для большей части населения. Круг потребителей особенно сужался в периоды экономических спадов, сопровождавшихся ростом числа безработных и падением реальных доходов. Возникла острая необходимость в социальном туризме как гарантированном минимуме в сфере отдыха. Он получил поддержку на национальном и международном уровнях.
Концепция социального туризма покоится на следующих основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии.
Мы считаем, что необходимо отметить массовый и элитарный туризм. Особенность современного этапа развития туризма раскрывается через понятие «массовый туризм». Оно отражает процесс демократизации и расширения туристского движения. В странах Запада более половины населения является потребителями туристских товаров и услуг.
В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг.
В нашем исследовании был проанализирован устойчивый и экологический туризм. Понятие «устойчивый туризм» возникло сравнительно недавно в связи с глобальной интенцией устойчивого развития человечества. Под этим понимается развитие общества на базе неистощительного, экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни людей в цепи поколений (здоровье человека, высокую продолжительность деятельной жизни, благоприятную среду обитания, экологическую безопасность и т.п.).
Устойчивость в туризме означает неистощительное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к развитию туризма; переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии, сокращение производственных отходов; вовлечение местного населения в процесс принятия решений касательно развития туризма посредством консультаций; партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов; содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.
Всемирный совет по путешествиям и туризму составил развернутую программу действий «Зеленая планета» для своих членов — около 500 гостиничных цепей, турагентств, авиакомпаний и других предприятий индустрии туризма. В рамках программы осуществляется обмен опытом в решении конкретных экологических проблем. Наиболее активные ее участники, внесшие вклад в защиту окружающей среды, поощряются.
Многие туристские компании разрабатывают собственные планы перехода на принципы устойчивого развития. На них внедряются системы экологического менеджмента, применяются экологичные технологии, проводятся экоревизии.
Экологический туризм охватывает чрезвычайно разнообразные потоки посетителей. В последнее время туристы и волонтеры, стран Центральной Америки и на Юге Африки, часто привлекаются к полевым работам, не требующим высокой квалификации. Они охотно проводят отпуск за такими экзотическими занятиями, как учет численности птиц и млекопитающих в удаленных уголках планеты. Часть экотуристов привлекают уникальные растительные сообщества и биоценозы (тропические леса, цветущая тундра летом, пустыня весной), объекты неживой
природы (каньоны, пещеры и т.д.).21
Границы экологического туризма становятся все более размытыми, а его масштабы и социально – экономическое значение с трудом поддается описанию.
Зорин И.В., В.А.Квартальнов дают следующую классификацию туризма:22
Основные классификации |
КАТЕГОРИИ ТУРИЗМА | ||||||||||||||
1 |
Субъект деятельности |
Индивидуальный |
Групповой |
Семейный | |||||||||||
II |
Регион отдыха |
Национальный |
Международный | ||||||||||||
III |
Рынок |
Внутренний |
Иностранный | ||||||||||||
IV |
Способ организации |
Самодеятельный |
Организованный | ||||||||||||
V |
Цель |
Релаксационный (отдых) |
Реабилитационный (санаторный) |
Рекреационный | |||||||||||
VI |
Возраст |
Детский |
Молодежный |
Средний |
Третий | ||||||||||
VII |
Транспорт |
Авто-мо- биль-ный |
Автобусный |
Водный |
Пешеходный |
Желез-нодо- рож- ный |
Верховой | ||||||||
VIII |
Основная деятельность |
Кон- гресс- ный |
Деловой |
Познавательный |
Спортивный |
Экологический | |||||||||
IX |
Основные ресурсы |
Горный |
Морской |
Лесной |
Речной |
Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками