Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа
Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………
- Географическое образование
- Патриотическое образование
- Экологическое образование
- Начальная профессиональная
- Туристско – краеведческая работа
Основу программы «Мы друзья природы» составляет туристическая направленность и ее цель: профилактика социальной запущенности детей и подростков через их активное включение в туристско – краеведческую работу.
Задачи:
К формам массовой туристической работы в школе относятся: экскурсии, прогулки, спортивные соревнования, олимпиады, походы, слеты, путешествия и т.д.
Стоит отметить, что все выше перечисленные формы организации туристской деятельности относятся к анимационным формам, которые интересны детям и удовлетворяют их потребности в движении, творчестве, общении и так далее.
Тематическое планирование курса программ «Мы друзья природы»
для учащихся школы – интерната 5 – 9 классов.
№ |
Тема занятия |
Лекция, круглый стол, конференция |
Практикум, экскурсия, поход |
Количество часов |
1 |
Тамбовская крепость |
1 |
1 | |
2 |
Природные ресурсы родного края |
2 |
2 |
4 |
3 |
Заповедные территории Тамбовской области |
1 |
1 | |
4 |
Экологические проблемы Тамбовской области |
1 |
1 |
2 |
5 |
«Я и родной край» |
1 |
1 | |
6 |
Что такое туризм? |
1 |
1 | |
7 |
Основные элементы топографии |
2 |
2 | |
8 |
Работа с картой |
1 |
1 | |
9 |
Ориентирование |
2 |
3 |
5 |
10 |
Спортивное снаряжение |
1 |
1 |
2 |
11 |
Организация питания в туристическом походе |
1 |
1 | |
12 |
Умение развести костер |
1 |
1 |
2 |
13 |
Первая медицинская помощь |
2 |
2 | |
14 |
Спасательные работы |
3 |
3 | |
15 |
Разработка маршрута |
1 |
1 |
2 |
16 |
Поход выходного дня |
8 |
8 | |
17 |
Военно – патриотическая игра «Зарничка» |
72 |
72 | |
18 |
Туристический слет |
72 |
72 | |
19 |
Конкурс «Мы туристы» |
1 |
1 |
Общее количество часов: |
183 часа |
Общее количество часов: 28 теории и практики, 3 туристических похода, 1 итоговый конкурс по туристской деятельности в школе.
Занятие №1
«Тамбовская крепость»
Экскурсия (1 час) «Тамбовская крепость - место основание Тамбова»
Занятие №2
«Природные ресурсы родного края»
Лекция (2 часа) : Состав почв. Земные недры Тамбовской области. Водные ресурсы. Растительный и животный мир.
Экскурсия (2 часа) : «Лесные богатства малой родины» Серповской лесхоз; Государственный Областной краеведческий музей.
Занятие №3
«Заповедные территории Тамбовской области»
Экскурсия (1 час): «Государственный Воронинский заповедник».
Занятие №4
« Экологические проблемы Тамбовской области»
Лекция(1 час): Экология. Состояние атмосферы в области. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение воды. Пути решения экологических проблем.
Круглый стол (1 час) школьники готовят газеты по теме «Экологические проблемы Тамбовской области».
Вопросы для обсуждения:
- Какие экологические проблемы существуют в Тамбовской области,
- Как ребята относятся к этим проблемам
- Какие существуют пути решения данной проблемы
- Как ребята предлагают решить эту проблему
- Чем они могут помочь в решении экологических проблем Тамбовской области.
Занятие №5
« Я и родной край».
Практикум (1 час): Сочинение на тему «Я и родной край».
Лучшие работы будут опубликованы в школьной газете, ребята получат подарки.
Занятие № 6
«Что такое туризм»
Лекция(1 час): Туризм. История развития туризма. Формы туристской деятельности. Туристско – краеведческая работа среди школьников.
Занятие № 7
«Основные элементы топографии»
Лекция (2 часа): Топография. Основные элементы топографии. Условные топографические знаки. Изображение рельефа на топографической карте. Знаки «SOS».
Занятие № 8
«Работа с картой»
Лекция (1 час): карта. Работа с картой. Масштаб на туристической карте. Роль карты в туристическом походе и путешествии.
Занятие № 9
«Ориентирование»
Лекция (2 часа) : Ориентирование. Полюса Земного шара. Работа с компасом. Ориентирование на местности по карте. Топографическая привязка. Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование по местным предметам.
Поход (3 часа): Ориентирование на местности место проведения «Парк дружбы»
Занятие № 10
«Спортивное снаряжение»
Лекция (1 час): Спортивное снаряжение, необходимое в туристическом походе. Правила комплектования спортивного снаряжения.
Практикум (1 час): Бивачные работы. Вязание узлов. Сбор палатки.
Занятие № 11
«Организация питания»
Лекция (1 час): Рюкзак туриста. Питание в туристическом походе. Характеристики продуктов. Как приготовить на костре.
Занятие № 12
«Умение развести костер»
Лекция (1 час): Виды костров. Как развести костер. Правила разведения костра.
Практикум (1 час): Проходит на открытой местности. Приминение полученных знаний на практике.
Занятие № 13
«Первая медицинская помощь»
Лекция (2 часа): Аптечка. Страховка в походе. Травмы. Предупреждение травматизма. Желудочно – кишечные заболевания. Кровотечения. Первая медицинская помощь. Правила поведения при несчаст6ном случаи.
Занятие № 14
«Спасательные работы»
Поход (3 часа): место проведения парк «Дружбы».
Применение навыков, приобретенных ранее: первая медицинская помощь, страховка, узлы, SOS и др. на практике.
Занятие № 15
«Разработка маршрута»
Лекция (1 час): Виды и формы туризма. Маршрут путешествия. Его цель. Достопримечательности и достоинства этого маршрута. Подготовительные мероприятия при проведении похода или путешествия.
Круглый стол (1 час): Каждый класс (группа) разрабатывает маршрут своего путешествия и на занятии предлагают его для реализации.
Занятие № 16
Поход Выходного дня
Поход (8 часов):Однодневный поход. Место проведения парк «Дружбы».
Занятие № 17
Военно – патриотическая игра «Зарничка»
Поход (72 часа):
См. Приложение №1
Занятие № 18
Туристический слет.
Поход (72 часа): Трехдневный поход. Место проведения «Серповской лесхоз». Включает соревнования:
- ориентирование,
- спасательные работы,
- полоса препятствий,
- техника водного туризма (байдарки)
Возможны следующие формы анимационной деятельности:
- соревнования, вечер бардовской песни, лесной карнавал, прощальная ночь перед костром, творческие конкурсы, игры.
Занятие № 19
Конкурс «Мы туристы»
Подведение итогов за весь год по туристско – краеведческой работе проводится в форме общешкольного конкурса по наминациям:
- лучший класс в организации туристско – краеведческой работы в школе
- лучшее туристическое
- лучший фотоснимок ( во время занятий, похода, экскурсии)
- лучшая самодеятельность
- лучшее оформление бивака
- лучший обед.
Эти критерии могут применяться при оценке каждого мероприятия туристско – краеведческой направленности.
На наш взгляд, данная программа способствует решению актуальных проблем социальной дезадаптированности детей и подростков в реалиях современной жизни, а так же рациональному и полезному проведению их внеурочной деятельности, содействует самореализации учащихся , прививает знания, умения и навыки активной жизнедеятельности.
Заключение
Выбранная нами тема является актуальной, так как в последнее время в сфере свободного времени подростков имеются негативные тенденции, зависящие от интересов и приоритетов подрастающего поколения, т. е. массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками, рост преступности в среде несовершеннолетних.
В большей степени это касается учащихся с девиантным поведением, которые дезадаптированы, испытывают глубокие душевные потрясения, проявляют различные формы негативного поведения, что требует конкретных социально – педагогических действий.
Одним из путей решения данной проблемы является туристическая деятельность детей и подростков.
На сегодняшний момент в мире существует огромная сеть туристских и санаторно-курортных организаций. В ходе истории туризма сформировалась широкая классификация видов и форм туризма. В современном мире наблюдаются следующие тенденции: увеличивается число туристов, утверждаются новые направления в развитии туризма, а так же происходит активация самодеятельного туризма. Одной из форм самодеятельного туризма является туристско – краеведческая работа школьников.
Туристско – краеведческая работа, как одна из форм внеклассной деятельности решает следующие задачи: идейно – нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания; всестороннего изучение родного края, оздоровительные, познавательные задачи; организации внеклассной работы, способствующей развитию личности ребенка и др.
Туристско – краеведческая работа с детьми и подростками является действенной формой включения их в систему общественных отношений, что важно для социальной адаптации подростков из школы – интерната.
Но не стоит забывать о психо – физических особенностях подросткового возраста, нужно отметить, что наиболее действенной формой досуга, способствующей активному включению детей в различные виды социально – культурной деятельности является анимационные формы организации досуга детей и подростков.
Именно анимационные формы организации досуга удовлетворяют потребности детей и подростков в общении, развлечении, активном досуге, эмоциональной разрядке, физическом развитии и оздоровлении. Анимационные формы способствуют развитию творческой активности среди школьников, тем самым способствует их социализации, включению школьников в систему общественных отношений.
Список используемой литературы
Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками