Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (1).doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

- Географическое образование

- Патриотическое образование

- Экологическое образование

- Начальная профессиональная подготовка

- Туристско – краеведческая  работа

Основу программы «Мы друзья природы» составляет туристическая направленность и ее цель: профилактика социальной запущенности детей и подростков через их активное включение в туристско – краеведческую работу.

Задачи:

    • Создание условий для социализации личности;
    • Раскрытие интеллектуальных, физических, творческих способностей детей;
    • Организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних;
    • Формирование разносторонних знании  о природе родного края на практике;
    • Применение активных форм досуга;
    • Пропаганда здорового образа жизни среди школьников;
    • Включение школьников в  туристическую деятельность.

К формам массовой туристической работы в школе относятся: экскурсии, прогулки, спортивные соревнования, олимпиады, походы, слеты, путешествия и т.д.

Стоит отметить, что все выше перечисленные формы организации туристской деятельности относятся к анимационным формам, которые интересны детям и удовлетворяют их потребности в движении, творчестве, общении и так далее.

Тематическое планирование курса программ «Мы друзья природы»

для учащихся школы – интерната 5 – 9 классов.

Тема занятия

Лекция, круглый стол, конференция

Практикум, экскурсия, поход

Количество часов

1

Тамбовская крепость

 

1

1

2

Природные ресурсы родного края

2

2

4

3

Заповедные территории Тамбовской области

 

1

1

4

Экологические проблемы Тамбовской области

1

1

2

5

«Я и родной край»

 

1

1

6

Что такое туризм?

1

 

1

7

Основные элементы топографии

2

 

2

8

Работа с картой

1

 

1

9

Ориентирование

2

3

5

10

Спортивное снаряжение

1

1

2

11

Организация питания в туристическом походе

1

 

1

12

Умение развести костер

1

1

2

13

Первая медицинская помощь

2

 

2

14

Спасательные работы

 

3

3

15

Разработка маршрута

1

1

2

16

Поход выходного дня

 

8

8

17

Военно – патриотическая игра «Зарничка»

 

72

72

18

Туристический слет

 

72

72

19

Конкурс «Мы туристы»

 

1

1


 

Общее количество часов:

183 часа


 

Общее количество часов: 28 теории и практики, 3 туристических похода, 1 итоговый конкурс по туристской деятельности в школе.

Занятие №1

«Тамбовская крепость»

Экскурсия (1 час) «Тамбовская крепость - место основание Тамбова»

Занятие №2

«Природные ресурсы родного края»

Лекция (2 часа) : Состав почв. Земные недры Тамбовской области. Водные ресурсы. Растительный и животный мир.

Экскурсия (2 часа) : «Лесные богатства малой родины» Серповской лесхоз; Государственный Областной краеведческий музей.

Занятие №3

«Заповедные территории Тамбовской области»

Экскурсия (1 час): «Государственный Воронинский заповедник».

Занятие №4

« Экологические проблемы Тамбовской области»

Лекция(1 час): Экология. Состояние атмосферы в области. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение воды. Пути решения экологических проблем.

Круглый стол (1 час)  школьники готовят газеты по    теме «Экологические проблемы Тамбовской области».

Вопросы для обсуждения:

- Какие экологические проблемы  существуют в Тамбовской области,

- Как ребята относятся к этим  проблемам

- Какие существуют пути решения  данной проблемы

- Как ребята предлагают решить  эту проблему

- Чем они могут помочь в  решении экологических проблем  Тамбовской области.

Занятие №5

« Я и родной край».

Практикум (1 час): Сочинение на тему «Я и родной край».

Лучшие работы будут опубликованы в школьной газете, ребята получат подарки.

Занятие № 6

«Что такое туризм»

Лекция(1 час): Туризм. История развития туризма. Формы туристской деятельности. Туристско – краеведческая работа среди школьников.

Занятие № 7

«Основные элементы топографии»

Лекция (2 часа): Топография. Основные элементы топографии. Условные топографические знаки. Изображение рельефа на топографической карте. Знаки  «SOS».

Занятие № 8

«Работа с картой»

Лекция (1 час): карта. Работа с картой. Масштаб на туристической карте. Роль карты в туристическом походе и путешествии.

Занятие № 9

«Ориентирование»

Лекция (2 часа) : Ориентирование. Полюса Земного шара. Работа с компасом. Ориентирование на местности по карте. Топографическая привязка. Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование по местным предметам.

Поход (3 часа): Ориентирование на местности место проведения «Парк дружбы»

Занятие № 10

«Спортивное снаряжение»

Лекция (1 час): Спортивное снаряжение, необходимое в туристическом походе. Правила комплектования спортивного снаряжения.

Практикум (1 час): Бивачные работы. Вязание узлов. Сбор палатки.

Занятие № 11

«Организация питания»

Лекция (1 час): Рюкзак туриста. Питание в туристическом походе. Характеристики продуктов. Как приготовить на костре.

Занятие № 12

«Умение развести костер» 

Лекция (1 час): Виды костров. Как развести костер. Правила разведения костра.

Практикум (1 час): Проходит на открытой местности. Приминение полученных знаний на практике.

Занятие № 13

«Первая медицинская помощь»

Лекция (2 часа): Аптечка. Страховка в походе. Травмы. Предупреждение травматизма.  Желудочно – кишечные заболевания. Кровотечения. Первая медицинская помощь. Правила поведения при несчаст6ном случаи.

Занятие № 14

«Спасательные работы»

Поход (3 часа): место проведения парк «Дружбы».

Применение навыков, приобретенных ранее: первая медицинская помощь, страховка, узлы, SOS и др. на практике.

Занятие № 15

«Разработка маршрута»

Лекция (1 час): Виды и формы туризма. Маршрут путешествия. Его цель. Достопримечательности и достоинства этого маршрута. Подготовительные мероприятия при проведении похода или путешествия.

Круглый стол (1 час): Каждый класс (группа) разрабатывает маршрут своего путешествия и на занятии предлагают его для реализации.

Занятие № 16

Поход Выходного дня

 Поход (8 часов):Однодневный поход. Место проведения парк «Дружбы».

Занятие № 17

Военно – патриотическая игра «Зарничка»

Поход (72 часа):

См. Приложение №1

Занятие № 18

Туристический слет.

 Поход (72 часа): Трехдневный поход. Место проведения «Серповской лесхоз». Включает соревнования:

- ориентирование,

- спасательные работы,

- полоса препятствий,

- техника водного туризма (байдарки)

Возможны следующие формы анимационной деятельности:

- соревнования, вечер бардовской песни, лесной карнавал,  прощальная ночь перед костром, творческие конкурсы, игры.

Занятие № 19

Конкурс «Мы туристы»

Подведение итогов за весь год по туристско – краеведческой работе проводится в форме общешкольного конкурса по наминациям:

- лучший класс в организации туристско – краеведческой работы в школе

- лучшее туристическое путешествие

- лучший фотоснимок ( во время  занятий, похода, экскурсии)

- лучшая самодеятельность

- лучшее оформление бивака

- лучший обед.

Эти критерии могут применяться при оценке каждого мероприятия туристско – краеведческой направленности.

На наш взгляд, данная программа способствует решению актуальных проблем социальной дезадаптированности детей и подростков в реалиях современной жизни, а так же рациональному и полезному проведению их внеурочной деятельности, содействует самореализации учащихся , прививает знания, умения и навыки активной жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выбранная нами тема является  актуальной, так как в последнее время в сфере свободного времени подростков имеются негативные тенденции, зависящие от интересов и приоритетов подрастающего поколения, т. е. массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками, рост преступности в среде несовершеннолетних.

В большей степени это касается учащихся с девиантным поведением, которые дезадаптированы, испытывают глубокие душевные потрясения, проявляют различные формы негативного поведения, что требует конкретных социально – педагогических действий.

Одним из путей решения данной проблемы является туристическая деятельность детей и подростков.

На сегодняшний момент в мире существует огромная сеть туристских и санаторно-курортных организаций. В ходе истории туризма сформировалась широкая классификация видов и форм туризма. В современном мире наблюдаются следующие тенденции:  увеличивается число туристов, утверждаются новые направления в развитии туризма, а так же происходит активация самодеятельного туризма. Одной из форм самодеятельного туризма является туристско – краеведческая работа школьников.

Туристско – краеведческая работа, как одна из форм внеклассной деятельности решает следующие задачи: идейно – нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания; всестороннего изучение родного края, оздоровительные, познавательные задачи; организации  внеклассной работы, способствующей развитию личности ребенка и др.

Туристско – краеведческая работа с детьми и подростками является действенной формой  включения их в систему общественных отношений, что важно для социальной адаптации подростков из школы – интерната.

Но не стоит забывать о психо – физических особенностях подросткового возраста, нужно отметить, что наиболее действенной формой досуга, способствующей активному включению детей в различные виды социально – культурной деятельности является анимационные формы организации досуга детей и подростков.

Именно анимационные формы организации досуга удовлетворяют потребности детей и подростков в общении, развлечении, активном досуге, эмоциональной разрядке, физическом развитии и оздоровлении. Анимационные формы способствуют развитию творческой активности среди школьников, тем самым способствует их социализации, включению школьников в систему общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Абуков А.Х. Туризм на современном этапе: Социальные аспекты развития туризма в СССР. – М.: Профиздат, 1983. – С.296.
  2. Актуальные проблемы социально – культурной деятельности: сборник научных материалов преподавателей и аспирантов кафедры СКД: Вып.2./Е.И.Григорьева, отв.ред. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В.,2007. –  С.504
  3. Анимационный сервис. Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ/ Сост. И.М. Сидорова; РГАТА. – Рыбинск, 2005.
  4. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада/ сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвящение, 1983. – С.192.
  5. Гаранин Н.И. Булыгина И.И. Менеджмент туристской  и гостиничной анимации. – М.: Советский спорт, 2004. – С.127
  6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 1996. – С.250.
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В.Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Посвящение, 1985. – С . 134
  8. Дорожкина О.А. Социализация сирот в «Приюте»/ Тамб.гос.ун – т им. Г.Р.Державина. – Тамбов: изд – во ТГУ, 2000. – С. 94.
  9. Иваненков С.П. Проблемы культуры молодежи// Кредо. – 1998. - №1 (7). – С.20-25
  10. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися , М.: «Педагогика», 1998, С. 100
  11. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. – М.: финансы и статистика, 2003. – С.320.
  12. Краеведение: пособие для учителя/[ А.В. Даринский и др.] : Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвящение, 1987. – С. 156
  13. Курило Л.В. Краеведение и туризм: учебное пособие. – М.: РИБ «Турист», 1999, С.107.
  14. Курилова В.И. Туризм: Учеб пособие для студентов пед. ин – тов по спец. №2114 «Физ. воспитание» и №2115 «Нач. воен. Обучение и физ.воспитание». – М.: Просвящение, 1988. – С.224
  15. Мереакере И.А. Работа с трудными подростками как средство социальной профилактики: ( из опыта Яловенской школы Молдовы). – М., 1991. –С. 71
  16. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд.центр Академия, 2001. –С.158.
  17. Муждународный туризм: / Александрова А.Ю.- М.: Аспект Пресс, 2002. – С.470.
  18. О.С.Газман: Ответственность школы за воспитание детей// Воспитание школьников. – 1995. - №4. – С 3-13.
  19. Основы технологии туристического бизнеса: Учебное пособие. – М.: Изд – во «Ось – 89», 2001. – С.192.
  20. Остапец А.А. Педагогика Туристско – краеведческой работы в школе.-  М, 1985. – С.266.
  21. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для вузов/ А.П.Панфилова; под общ. Ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2006. –С.369
  22. Современные технологии социально – культурной деятельности: учеб.пособ. – Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2002. С.504
  23. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска: учеб пособие. Для студ. Высш. Пед. вузов/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. –С. 254
  24. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для ву4зов/ И.З. Гликман. – М,: ВЛАДОС, 2002. –С.176.
  25. Топонимы Тамбовской области: культурно – социальный аспект/ Авт.- сост. – А.И. Дмитриев, А.С. Щербак. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. С.53
  26. Туризм и спортивное ориентирование. Учеб для ин-тов и тех-мов физ. Культ./ Сост. Ганопольский В.И. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С.240.
  27. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990. с.125.
  28. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Физ-ра и спорт, 1985. – С.143.
  29. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С.368.
  30. Ю.Козлова, В.Ярошенко. В коммунизм через туризм: Шесть причин, чтобы купить ребенку рюкзак. – М.: «Просвещение», 1990. – С.206
  31. Ярошенко Н.Н. Социально – культурная анимация: учеб.пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва, 2004. – С.177.
  32. Htt://revolution:on.ollbest.ru/dl/33/0000864.zip
  33. http: // www. revolutionlib. ru /? Cat = 9 Организационно – технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме
  34. http:// lib. Sportedu. Ru/ press/TPFK/2002 n 11/ p63.htm
  35. http:// www. Mirrabot. Com/ work_29903. html.
  36. http://revolution. Allbest.ru/ sport/00008664_0.html

Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками