Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (1).doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Военно-спортивная игра «Зарница» для школьников, в сегодняшних условиях, достаточно действенный способ привлечения внимания и заинтересованности подростков, а также одна из форм патриотического, краеведческого и туристического воспитания молодёжи. Военно-спортивная игра «Зарница» проходит в масштабе страны (раз в два года проводится всероссийский финал этих игр), и в масштабе отдельных регионов, города, деревни, образовательного учреждения.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении военно-спортивной игры «Зарница» для школьников

 

I. Общие положения

Военно-спортивная игра «Зарница» для школьников проводится образовательным учреждением ТОГОУ «школы – интерната» (Администрация города, района, области, зависит от уровня реализации.) в целях духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи, их физического развития.

Настоящее положение определяет порядок участия в игре и требования к участникам.

Военно-спортивная игра проводится ежегодно.

 

II. Цели и задачи

Целями игры являются:

- патриотическое воспитание молодёжи;

- разностороннее развитие молодых  людей, воспитание гражданственности;

 

Задачами игры являются:

- углубленное изучение молодежью  истории Отечества и родного края

- создание атмосферы товарищеской  взаимопомощи и выручки;

- физическое совершенствование, военно-прикладная  и техническая подготовка подростков,

- психологическая подготовка к  преодолению трудностей, выработка  навыков и способности действовать  в экстремальных ситуациях.

 

III. Участники игры

В Игре принимают участие школьники ТОГОУ 5 – 9 класс.

Команда состоит из 15 участников.

 

IV. Организационный комитет

 

Оргкомитет игры представляет собой коллегиальный орган, призванный осуществлять цели и задачи игры, обеспечивать условия для подготовки и проведения игры.

В состав оргкомитета входят работники школы - интерната, курирующие вопросы военно-патриотического воспитания молодежи, представители заинтересованных организаций и привлеченные специалисты.

 

V. Основные требования к участникам

Члены команд, участвующие в игре должны быть практически здоровы, привиты по возрасту, не иметь медицинских противопоказаний, должны прослушать лекцию по технике безопасности, а также обладать теоретическими знаниями и практическими навыками по ниже следующим соревновательным дисциплинам:

    1. Военно-строевая подготовка.

(Понятие строя, виды строя, строевые  команды, порядок действий по  ним, прохождение в строю с  песней, перестроение на месте  и в движении и т.д.).

    1. Военно-историческая подготовка.

(Знание истории русской армии. Знание истории родного края)

    1. Общефизическая подготовка.

(Бег, подтягивание, метание гранат, и т.д. в объеме требований, предъявляемых  программой по физической подготовке  к учащимся 8-9-х классов)

    1. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации.

(Основные характеристики оружия  массового поражения, действия при их применении, действия в зараженной местности, признаки стихийных бедствий, действия в зонах стихийных бедствий, сигналы помощи, сигналы воздушной тревоги, радиационной, химической и бактериологической опасности).

    1. Медицинская подготовка.

(Оказание первой медицинской  помощи при кровотечениях. Ожогах, обморожениях, переломах, растяжениях, огнестрельных и колюще-режущих  ранах, заражении оружием массового  поражения; оказание помощи при  стихийных бедствиях).

    1. Ориентирование на местности и топография.

(Умение читать карту, определять  ориентиры по местным предметам, расстояние до них, определять  стороны света, азимут. Ориентирование  по местным предметам, по звездам; выживание в условиях дикой  природы (тайга, тундра, пустыня); полезные (съедобные и лекарственные) растения, добыча огня, обеспечение ночлега и т.д.).

    1. Тактическая подготовка.

(Знание основ построение армии  России и иностранных государств, знаки различия и воинские  звания военнослужащих; обязанности  мотострелкового подразделения (отделение, взвод, рота) в обороне и наступлении; маневр, виды маневра; отражение воздушного, наземного нападения; организация полевого лагеря, основы караульной службы).

 

VI. Порядок проведения игры

 

Игра проводится в один этап и продолжается три дня, с 6 – 8 мая. Место проведения ФГУ «Серповской лесхоз» г.Моршанска, в форме военно-полевого лагеря, где участники команд проходят испытания по изученным ими дисциплинам, и затем участвуют в военной игре на местности. Сценарии игры – по отдельному приложению к данному положению.

 

VII. Подведение итогов и награждение победителей

 

Итоги подводит Штаб игры «Зарница»( оргкомитет), с привлечением специалистов из воинских частей, училищ и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Сценарий проведения военно-спортивной игры «Зарница» для разновозрастных детей

 

День первый

8.00 – подъем 

9.00 – завтрак

10.00 – 12.00 – подготовка к параду  открытия 

12.00 – парад открытия 

13.00 – обед 

14.00 – 16.00 – комендантский час (сончас)

16.15 – полдник 

17.00 – маневры 

19.00 – ужин 

20.00 – викторина 

21.00 - 23.00 – подготовка к ночному  бою.

23.00 – 24.00 – ночной бой

00.00 – отбой 

01.00 – боевая тревога 

01.30 – отбой 

День второй

8.30 – подъем 

9.00 – завтрак 

10.00 – 11.00 – подготовка к дневному  бою 

11.00 – 11.40 – первая фаза дневного боя

11.45 – 12.45 – вторая фаза дневного  боя 

13.00 – обед 

14.00 – 16.00 – комендантский час (сончас)

16.15 – полдник 

16.30 – 19.00 – третья фаза дневного  боя 

19.00 – ужин 

21.00 – отбой 

День третий – день Мира

8.30 – подъем 

9.00 – завтрак 

10.00 – 13.00 – подготовка к фестивалю 

13.00 – обед 

14.00 – 16.00 – комендантский час (сончас)

16.15 – полдник 

17.00 – 19.00 – фестиваль солдатской  песни 

19.00 – ужин 

20.00 – 21.30 – подготовка к параду 

21.30 – 22.30 – парад закрытия.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

 

На все время игры из классов (полков) формируются две (или больше ) противоборствующие группировки (дивизии), которые получают условные названия (например: алые – синие, синие – зеленые, северные -  южные и.т.д.). При этом деление на группировки не должно быть произвольным, группировки должны быть примерно равны по силам (это зависит от возраста детей). 

Цель игры для каждого отряда состоит в том, чтобы набрать как можно больше очков в каждом отдельном соревновании игры, которые складываются в общий бал, который в свою очередь и определяет занятое место в «Зарнице». Для того, чтобы оценки были наиболее объективными предлагается следующая система баллов: 

 

ОЦЕНКИ ЗА ИГРУ

 

    1. Из всех мероприятий «Зарницы»  оцениваются только пять:

парад – открытие, маневры, ночной бой, викторина, дневной бой. В каждом их этих мероприятий существуют своя система штрафных и призовых очков, поэтому за каждое из вышеперечисленных мероприятий выставляется не реально набранное количество очков, а соответствующее им место: за наибольшее количество очков – 1 место, за наименьшее – последнее. 

  1. такие мероприятия как фестиваль солдатской песни и ночная военная тревога не оцениваются, а засчитываются. За участие – 1-е, за неявку – последнее.
  2. Дисциплинарные взыскания определяются организаторами на их усмотрение. При проведении этой игры авторы использовали штрафные очки в виде угрозы наказания, на самом деле штрафные очки не играли роли в общем зачете. Однако, если нарушение грубое – драка, брань – реальное наказание необходимо.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ИГРЫ «ЗАРНИЦА»

 

  1. Парад открытия.

Это смотр военно-строевой подготовки отрядов. Фактически это расширенная костюмированная линейка. От отрядов требуется промаршировать по плацу со строевой песней, показать четкость исполнения строевых команд, а так же продемонстрировать боевое название, девиз, знамя полка и по возможности, знаки отличия. Здесь же отряды получают краткий инструктаж по «Зарнице», который желательно театрализовать.

2. Маневры.

Маневры представляют собой большую полосу препятствий по кольцевому маршруту.  Роль препятствий здесь играют небольшие игровые станции. Принцип прохождения маневров схож с биатлоном: отряды стартуют друг за другом и интервалом в 10 минут и проходят этапы на скорость, при этом штрафные очки, заработанные на станциях, превращаются в дополнительные минуты. При подведении итогов по маневрам за наименьшее время присуждается 1-е место, за наибольшее, соответственно, последнее. Чтобы маневры выглядели интереснее, рекомендуется представить его в виде военного сюжета, где отряды – это диверсионные группы, заброшенные в тыл противника. Инструкции отряды получают в виде директивы следующего содержания:

Командиру  N-го полка

подполковнику Иванову И.И.

от штаба дальней дивизии

Директива

Приказываю высадиться в тылу врага, пройти по указанному маршруту и точке № ___ разложить сигнальный крест для бомбардировщиков до № часов № минут. Начало операции № часов.

Командующий 12 дивизии АДД

генерал – майор Ф.Штопор

К директиве прикладывается карта с маршрутом операции.

Станции рассчитаны на сквозное прохождение всем отрядом.

1) Станция «минное поле» 

Задача пройти вдоль минного поля  - площадки 5 метров на 10 метров, на которой разложены мины (бруски, блюдца или просто камни). Отряд проходит тройками в виде паровозика. У проходящих завязаны глаза. Путь им указывают стоящий на другом конце поля диспетчер, роль которого играет ребенок из отряда. Проводящий станцию вожатый следит за продвижением троек м в том случае, если кто – нибудь из тройки задел мину, вся тройка выводится из игры. Каждая взорвавшаяся тройка добавляет отряду штрафную минуту.

2.) Станция «мышеловка»

Здесь понадобится сложный реквизит: два ряда вкопанных в землю палочек по 10-15 шт. в ряду, на каждую пару вкопанных палочек сверху кладется (но не закрепляется) третья поперечная, она должна находиться на высоте 40 -45 см. образованный таким образом коридор и есть мышеловка. Задача отряда проползти по коридору как можно быстрее, сбить при этом как можно меньше поперечных палочек. За каждую сбитую – 1 штрафная минута.

3.)«Маскировка» 

Для этой станции необходима небольшая рощица (в крайнем случае – поросшая кустарником поляна), по которой и проходит отряд. Вожатый, стоящий неподалеку от места прохождения отряда, поворачивается к проходящим то спиной, то лицом, о чем оповещает свистком. Задача отрядов пройти незамеченными. Каждый замеченный вожатым ребенок – штрафная минута.

4.) «Шифровальная» 

Шифровальная станция – это конкурс анаграмм. Задача отрядов – из двух предложенных им слов составить пароль – слово военной тематики. При этом обязательно использовать все буквы (пример – РИНГ + ЗОНА + ГАРНИЗОН). По истечение 10 минут отряд не подобравший пароль получает 10 минут штрафа и идет дальше. Чем младше отряд по возрасту, тем легче задание.

Примеры анаграмм:

КУШ + ПА = ПУШКА, АС + ОМЛЕТ = САМОЛЕТ, ПИЛОТ + СЕТ = ПИСТОЛЕТ, САД+ЛОТ =СОЛДАТ, ПАН +РОТ = ПАТРОН, ВАТА +ТОМ = АВТОМАТ.

5.) «Болото» 

Эта станция очень проста. Здесь понадобится несколько квадратных дощечек.  Если их разложить по дороге на расстоянии вытянутой руки друг от друга, получаются «болотные кочки», по которым нужно пройти до конца «трясины». Каждый оступившийся – штрафная минута.

6.) «Мини – викторина»

Здесь задача отряда – быстро ответить на вопросы по истории и географии «страны предполагаемого противника». Ни разу при этом «не проколовшись». Каждый прокол – штрафная минута.

Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками