Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа
Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………
Как уже отмечалось ранее, подростковый возраст имеет свои особенности, таким образом можно выделить следующие виды анимации, которые способствуют удовлетворению специфических потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном времяпрепровождении, развлечении:
Это надо обязательно учесть при создании анимационной программы. Тогда она будет интересна и актуальна для подрастающего поколения.
Важное место в анимационной программе занимает игра. А как известно из педагогики игра является средством развития людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познаватель6ной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.43
Главное назначение игры – развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстанавливает силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны.
К основным функциям игры относится:
В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления.
Игра занимает важнейшее место в жизни детей и подростков. В практике внеклассной работы используют игры ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, интеллектуальные игры, познавательные, шуточные, музыкальные, спортивные, сюжетные, и массовые.45
Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях организации анимационной деятельности. Игра может быть использована для того, чтобы научить школьников:
Существует много различных функций игры. Все они тесно взаимосвязаны и их объединяют главные цели - развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке.
В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. Разработано и придумано множество различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, научные, экспериментальные, психологические, педагогические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди детей с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на подростков, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к алкоголю и т.д.
Доктор философских наук, профессор И.М. Сидорова дает следующую классификацию анимационных, занятий, которые могут быть применены в образовательных учреждениях:
Тип анимационных программ |
Форма анимационной деятельности |
Спортивно – оздоровительная |
Спортивные соревнования, эстафета, спартакиада |
Туристско-оздоровительная |
Поход, слет, туристские соревнования |
Познавательно – экскурсионная |
Экскурсия, лекция, беседа, диспут, |
Обучающая |
Краеведческие чтения, викторина |
Любительская |
Литературно – художественная гостиная, состязания знатоков и пр. |
Зрелищно – развлекательная |
Праздник, конкурс, фестиваль, карнавал, тематические дни, ярмарка, дискотека и другие. |
Комплексная |
Комбинированная экскурсия, праздник – путешествие, поход выходного дня и так далее. |
Типология анимационных занятий.46
Таким образом, можно сделать вывод, что:
2.2 Программа «Мы друзья природы»
Под школьным туризмом понимают туристско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.
Туристско – краеведческое движение школьников – это массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами.
Роль школьного туризма, как эффективного средства морального и физического воспитания юношества особо отмечается в постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» и «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране», к постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма, совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в 1986-1990 годах и на период до 2000 года», в ряде приказов Министерства просвещения СССР последних лет «О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентов педагогических институтов» и др., в положении «Об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе».47
Популярность туризма в школе, определяет воспитательные, краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников.
Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.
В большой степени это касается учащихся с девиантным поведением, которые дезадаптированы, испытывают глубокие душевные потрясения, проявляют различные формы негативного поведения, что требует разработки конкретных социально-педагогических программ: образовательных, реабилитационных, воспитательных, досуговых, которые направлены на решение актуальных проблем социально дезадаптированных детей в реалиях современной жизни.
Поэтому одной из важных задач является создание различных общеобразовательных прграмм, в которых должны активно решаться вопросы социализации: с одной стороны, организация учебно-воспитательного процесса, содействующего адаптации личности к общественным условиям, усвоение социального опыта, с другой – создать интегрирующую систему обучения, воспитания и развития, которая будет содействовать самореализации учащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей, привитию знаний, умений и навыков активной жизни и деятельности.
В работе с учащимися с девиантным поведением особое значение приобретают вопросы моделирования содержания педагогического процесса как единой системы учебной и внеурочной деятельности, оказывающей комплексное воспитательное влияние на личность.
Решением этих задач может являться туристско- краеведческая деятельность, которая содействует становлению ребенка как субъекта собственной жизни на основе инициирования творческой активности, самостоятельности, самодеятельности, приводя его к жизненному самоопределению, под которым, в самом широком смысле, понимается определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Иначе говоря, в процессе социализации.
Альтернативой организации туристско – краеведческой деятельности может быть активизация школьников, участвующих в программе «Мы друзья природы».
Программа предусматривает создание на базе школы – интерната детской добровольной организации эколого-краеведческой направленности, которая в свою очередь оказывала помощь учреждениям лесного хозяйства и природоохранным организациям в изучении, охране, восстановлении экосистем, повысила социокультурную активность школьников и даст им начальную профориентацию - «Школьное лесничество».
Задачами школьного лесничества может являться:
- экологическое образование
- организация совместной исследо
- профессиональная ориентация
школьников в области
Содержание работы «Школьного лесничества»:
Школьное лесничество и экологическое объединение организуется на базе ФГУ "Серповской лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Тамбовской области при школе интернат № 1 г.Тамбова. Школьное лесничество и экологическое объединение осуществляет свою деятельность на территории лесохозяйственного (природного) предприятия (учреждения). Школьное лесничество и экологическое объединение действует в соответствии с учебно – производственным планом. Содержание деятельности школьного лесничества и экологического объединения определяется задачами дополнительного образования школьников.
По заданию лесохозяйственных, научных и природоохранных организаций члены школьного лесничества могут привлекаться к выполнению следующих мероприятий:
- посадка и посев леса, уход
за лесными культурами и
- закладка питомников, дендрологических участков, уход за ними,
- выращивание посадочного материала,
-проведение природоохранных акций,
-мероприятия по профилактике лесных пожаров, выявление и тушение
очагов возгорания,
-охрана полезных насекомых,
-охрана и привлечение птиц, изготовление и развешивание гнездовий и
кормушек,
-сбор лесосеменного сырья,
-участие в выявлении, паспортизации и охране памятников природы,
-учеты численности редких животных и растений,
-экологический мониторинг
-участие в разработке и апробации инновационных методов лесовосстановления,
-создание экологических троп, проведение экскурсий, лекций и семинаров по природоохранной тематике,
-выполнение работ на
-участие в организации и
- сотрудничество со средствами массовой информации, подготовка и публикация материалов природоохранного, исследовательского и краеведческого содержания,
- участие в конференциях, смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках, викторинах и т.д.
-участие в туристической и краеведческой деятельности.
Можно сделать вывод, что основными направлениями школьного лесничества является:
Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками