Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (1).doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 

Но наряду с этим, по форме и содержанию туристская деятельность очень разнообразна.23 К нм относятся: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, лагеря, слеты и многое другое. Так, например, прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года прогулки могут быть: пешие, лыжные, лодочные, велосипедные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия – это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью.

Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной и массовой формой туризма являются походы. 
Туристский поход это   путешествие  с   активным   способом   передвижения в отдаленных   от   места  жительства  районах,   осуществляемое   с   образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

По   продолжительности  различают   походы  однодневные,  двухдневные,   походы выходного дня, без ночевки, с ночевкой) и многодневные. По масштабу района различают местные и дальние путешествия

Познавательные походы направлены на изучение своего края (района области, республики): рельефа, климата флоры и фауны, хозяйства Познавательные походы предусматривают ознакомление с. передовыми предприятиями, встречи с передовиками производства, с героями и ветеранами Великой Отечественной войны и труда, с делегатами съездов, посещение музеев и памятных мест. Такие походы способствуют расширению кругозора воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за пего, чувство советского патриотизма.

Оздоровительные    походы   способствуют    закаливанию    организма,   развитию   и совершенствованию   двигательных   качеств,   повышают   работоспособность,    служат прекрасной формой активного отдыха, знамение которого огромно.

Спортивные  походы  улучшают   физическую   подготовленность,   закаляют  волю, способствуют физическому совершенствованию.

Агитационно-массовые походы проводятся в честь крупных общественно-политических событий с целью пропаганды туризма, привлечения широких масс к туризму и обмена опытом туристской работы.

На сегодняшний момент  есть много определений туризма, но самое полное дает В.А. Квартальнов, по его мнению, туризм – это временное  перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах свей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально – деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.24

Таким образом, можно отметить, что в процессе исторического развития туристического бизнеса в настоящее время наблюдается:

  • Динамичное увеличение числа туристов;
  • Утверждение новых направлений в развитии туризма;
  • Активизация самодеятельного туризма;
  • Формирование классификаций форм и видов туризма.

1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в систему общественных отношений

 

 В начале XXI века российское  общество испытывает серьезные  трудности в связи с проявлением  различных кризисных ситуаций в социальной жизни. В связи с экономическим спадом в современной России проявились серьезные изменения в сфере духовности: ориентация на западные прагматические образы жизни, переоценка ценностей, рост преступности среди населения, что отразилось на нравственном здоровье нации. 
      Болезненное утверждение рыночных отношений вызвало рост социально незащищенных граждан, в составе этих групп населения значительное место занимают несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения, а также проживающие в неблагополучных семьях, которым необходима общественно-государственная защита. Именно эти дети оказались в экономическом, педагогическом и воспитательном вакууме, что требует принятия конкретных мер социально-педагогической поддержки, в первую очередь, оказание помощи в личностном становлении на основе жизненного самоопределения.25 
        В большой степени это касается учащихся с девиантным поведением, которые дезадаптированы, испытывают глубокие душевные потрясения, проявляют различные формы негативного поведения, что требует разработки конкретных социально-педагогических программ: образовательных, реабилитационных, воспитательных, досуговых, которые направлены на решение актуальных проблем социально дезадаптированных детей в реалиях современной жизни.

Поэтому одной из важных задач является создание различных типов общеобразовательных заведений, в которых должны активно решаться вопросы социализации: с одной стороны, организация учебно-воспитательного процесса, содействующего адаптации личности к общественным условиям, усвоение социального опыта, с другой – создать интегрирующую систему обучения, воспитания и развития, которая будет содействовать самореализации учащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей, привитию знаний, умений и навыков активной жизни и деятельности.

В работе с учащимися с девиантным поведением особое значение приобретают вопросы моделирования содержания педагогического процесса как единой системы учебной и внеурочной деятельности, оказывающей комплексное воспитательное влияние на личность.

В решении этих задач важнейшее место занимает туристско- краеведческая деятельность, которая содействует становлению ребенка как субъекта собственной жизни на основе инициирования творческой активности, самостоятельности, самодеятельности, приводя его к жизненному самоопределению, под которым, в самом широком смысле, понимается определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Иначе говоря, в процессе социализации.

Школа сегодня в детском самодеятельном туризме выступает, как эффективное средство воспитания подрастающего поколения, включающего идейно - нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Научные исследования ряда авторов показали, что туристско – краеведческая работа способствует включению школьников в трудовые и другие общественно значимые дела старших поколение преемственности а передаче социального опыта от поколения к поколению, воспитанию их социальной активности, воплощающейся в успешном овладении знаниями законов общественного развития, в  активном участии в совершенствовании общественных отношений, осознании общественного смысла -труду и взгляда на него как на жизненную потребность.26

Туристско-краеведческая работа учит школьников любить свою Родину.

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.

Под школьным туризмом и краеведением понимают туристско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.27

Но до сиз пор нет четкого определения что такое туристско – краеведческая деятельность – форма или метод? Более полным представляется определение А.А.Остапца, который видит в детско-юношеском туризме «средство гармонического развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдых  и общественно полезной деятельности».28

Туристско – краеведческое движение школьников – это массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами.

 Роль школьного туризма как  эффективного средства морального  и физического воспитания юношества  особо отмечается в постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» и «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране», к постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма, совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в 1986-1990 годах и на период до 2000 года», в ряде приказов Министерства просвещения СССР последних лет («О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентов педагогических институтов» и др.), в положении «Об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе».29

Туризм является наиболее   комплексным   видом   воспитания   здорового   и   закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.

Популярность детского самодеятельного туризма растет с каждым годом. Являясь составной частью системы физического воспитания, туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи. 
Систему обязательных взаимосвязанных форм организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися составляют уроки с использованием учебного и краеведческого материала по предметам; факультативные занятия и предметные кружки, походы; многодневные путешествия, экспедиции; туристско-краеведческие кружки, секции, клубы, общества и др.; туристско-краеведческие вечера, викторины, конкурсы, соревнования, слеты, конференции; выставки и школьные музеи.

Очень важна точка зрения Истомина П.И. о том, что правомерно введение в педагогику термина «туристская деятельность школьников» как одного из интегральных понятий, обозначающего социальную деятельность учащейся молодежи. Синоним понятия «туристская деятельность школьников» является понятие «школьный туризм».30

Содержание туристской деятельности учащихся заключается в формировании общественной направленности личности школьников, ее социальной активности, следствием которой является осознанное отношение учащихся к учебе, труду, общественной работе.31

В педагогической работе сложилась определенная система развития форм массовой туристско - краеведческой работы в школе, которая на практике реализуется по следующим направлениям: в первую очередь надо создать туристский актив, ученический и учительский. Такой актив можно создать путем организации походов и практических занятий с туроргами классов и туристских прогулок учителей. Можно оговорить его и через туристские кружки и секции по программам.

Важнейшее средство активизации туристско - краеведчекой и всей общественной жизни школы – школьный самодеятельный лагерь. При умелом педагогическом руководстве он должен подготовить актив, способный решать важнейшие дела ученического коллектива. Школой организуются туристские, спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха. В зависимости от назначения они выдвигают на первый план туризм, спорт или общественно полезный труд, но задачи их одни и те же: укрепление здоровья учащихся, их физическое развитие, воспитание трудовых навыков и нравственных качеств.

 Проблема жизненного самоопределения учащихся с девиантным поведением является проблемой личностного развития, поскольку связана с выработкой ценностной позиции ребенка к жизни в целом, миру, себе и другим людям. Особое значение в жизненном самоопределении отводится профессиональному самоопределению, связанному с осознанием ребенком себя как субъекта собственной деятельности.

Научно-методические принципы туристско-краеведческой деятельности определяют необходимость использования системного подхода к построению организационно-педагогической модели туристско-краеведческой деятельности учащихся с девиантным поведением (планирование, организация, руководство и контроль). Педагогический компонент этой модели должен давать четкое представление о цели, принципах, содержании, функциях, результатах жизненного самоопределения учащихся с девиантным поведением в процессе туристско-краеведческой деятельности.32

Таким образом, можно отметить, что занимаюсь туризмом ученик (ребенок)  может приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это владение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представление о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы.33

Во-вторых, в туристской деятельности можно сформировать у школьников и качества субъекта общения. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого - качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представление о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникационные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.

В-третьих, туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе единомышленников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля реализации принятых решений. В старших классах выполнение обязанностей помощников классных руководителей в проведении туристских прогулок и походов формирует навыки руководства группами учащихся. А участие в самоуправлении туристской группы - постоянную необходимость проявления ответственности.

Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками