Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа
Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………
Но наряду с этим, по форме и содержанию туристская деятельность очень разнообразна.23 К нм относятся: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, лагеря, слеты и многое другое. Так, например, прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года прогулки могут быть: пешие, лыжные, лодочные, велосипедные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.
Экскурсия – это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью.
Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.
Самой доступной и массовой формой туризма
являются походы.
Туристский поход это путешествие с активным
способом передвижения в отдаленных
от места жительства районах,
осуществляемое с образовательной,
оздоровительной, спортивной, исследовательской
целью.
По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные, походы выходного дня, без ночевки, с ночевкой) и многодневные. По масштабу района различают местные и дальние путешествия
Познавательные походы направлены на изучение своего края (района области, республики): рельефа, климата флоры и фауны, хозяйства Познавательные походы предусматривают ознакомление с. передовыми предприятиями, встречи с передовиками производства, с героями и ветеранами Великой Отечественной войны и труда, с делегатами съездов, посещение музеев и памятных мест. Такие походы способствуют расширению кругозора воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за пего, чувство советского патриотизма.
Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха, знамение которого огромно.
Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, закаляют волю, способствуют физическому совершенствованию.
Агитационно-массовые походы проводятся в честь крупных общественно-политических событий с целью пропаганды туризма, привлечения широких масс к туризму и обмена опытом туристской работы.
На сегодняшний момент есть много определений туризма, но самое полное дает В.А. Квартальнов, по его мнению, туризм – это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах свей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально – деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.24
Таким образом, можно отметить, что в процессе исторического развития туристического бизнеса в настоящее время наблюдается:
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в систему общественных отношений
В начале XXI века российское
общество испытывает серьезные
трудности в связи с
Болезненное утверждение
рыночных отношений вызвало рост социально
незащищенных граждан, в составе этих
групп населения значительное место занимают
несовершеннолетние, оставшиеся без родительского
попечения, а также проживающие в неблагополучных
семьях, которым необходима общественно-государственная
защита. Именно эти дети оказались в экономическом,
педагогическом и воспитательном вакууме,
что требует принятия конкретных мер социально-педагогической
поддержки, в первую очередь, оказание
помощи в личностном становлении на основе
жизненного самоопределения.25
В большой степени
это касается учащихся с девиантным поведением,
которые дезадаптированы, испытывают
глубокие душевные потрясения, проявляют
различные формы негативного поведения,
что требует разработки конкретных социально-педагогических
программ: образовательных, реабилитационных,
воспитательных, досуговых, которые направлены
на решение актуальных проблем социально
дезадаптированных детей в реалиях современной
жизни.
Поэтому одной из важных задач является создание различных типов общеобразовательных заведений, в которых должны активно решаться вопросы социализации: с одной стороны, организация учебно-воспитательного процесса, содействующего адаптации личности к общественным условиям, усвоение социального опыта, с другой – создать интегрирующую систему обучения, воспитания и развития, которая будет содействовать самореализации учащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей, привитию знаний, умений и навыков активной жизни и деятельности.
В работе с учащимися с девиантным поведением особое значение приобретают вопросы моделирования содержания педагогического процесса как единой системы учебной и внеурочной деятельности, оказывающей комплексное воспитательное влияние на личность.
В решении этих задач важнейшее место занимает туристско- краеведческая деятельность, которая содействует становлению ребенка как субъекта собственной жизни на основе инициирования творческой активности, самостоятельности, самодеятельности, приводя его к жизненному самоопределению, под которым, в самом широком смысле, понимается определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Иначе говоря, в процессе социализации.
Школа сегодня в детском самодеятельном туризме выступает, как эффективное средство воспитания подрастающего поколения, включающего идейно - нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Научные исследования ряда авторов показали, что туристско – краеведческая работа способствует включению школьников в трудовые и другие общественно значимые дела старших поколение преемственности а передаче социального опыта от поколения к поколению, воспитанию их социальной активности, воплощающейся в успешном овладении знаниями законов общественного развития, в активном участии в совершенствовании общественных отношений, осознании общественного смысла -труду и взгляда на него как на жизненную потребность.26
Туристско-краеведческая работа учит школьников любить свою Родину.
Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
Под школьным туризмом и краеведением понимают туристско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.27
Но до сиз пор нет четкого определения что такое туристско – краеведческая деятельность – форма или метод? Более полным представляется определение А.А.Остапца, который видит в детско-юношеском туризме «средство гармонического развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдых и общественно полезной деятельности».28
Туристско – краеведческое движение школьников – это массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами.
Роль школьного туризма как
эффективного средства
Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.
Популярность детского самодеятельного
туризма растет с каждым годом. Являясь
составной частью системы физического
воспитания, туризм успешно решает воспитательные,
оздоровительные и познавательные задачи.
Систему обязательных взаимосвязанных форм организации
туристской, краеведческой и экскурсионной
работы с учащимися составляют уроки с
использованием учебного и краеведческого
материала по предметам; факультативные
занятия и предметные кружки, походы; многодневные
путешествия, экспедиции; туристско-краеведческие
кружки, секции, клубы, общества и др.; туристско-краеведческие
вечера, викторины, конкурсы, соревнования,
слеты, конференции; выставки и школьные
музеи.
Очень важна точка зрения Истомина П.И. о том, что правомерно введение в педагогику термина «туристская деятельность школьников» как одного из интегральных понятий, обозначающего социальную деятельность учащейся молодежи. Синоним понятия «туристская деятельность школьников» является понятие «школьный туризм».30
Содержание туристской деятельности учащихся заключается в формировании общественной направленности личности школьников, ее социальной активности, следствием которой является осознанное отношение учащихся к учебе, труду, общественной работе.31
В педагогической работе сложилась определенная система развития форм массовой туристско - краеведческой работы в школе, которая на практике реализуется по следующим направлениям: в первую очередь надо создать туристский актив, ученический и учительский. Такой актив можно создать путем организации походов и практических занятий с туроргами классов и туристских прогулок учителей. Можно оговорить его и через туристские кружки и секции по программам.
Важнейшее средство активизации туристско - краеведчекой и всей общественной жизни школы – школьный самодеятельный лагерь. При умелом педагогическом руководстве он должен подготовить актив, способный решать важнейшие дела ученического коллектива. Школой организуются туристские, спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха. В зависимости от назначения они выдвигают на первый план туризм, спорт или общественно полезный труд, но задачи их одни и те же: укрепление здоровья учащихся, их физическое развитие, воспитание трудовых навыков и нравственных качеств.
Проблема жизненного
Научно-методические принципы туристско-краеведческой деятельности определяют необходимость использования системного подхода к построению организационно-педагогической модели туристско-краеведческой деятельности учащихся с девиантным поведением (планирование, организация, руководство и контроль). Педагогический компонент этой модели должен давать четкое представление о цели, принципах, содержании, функциях, результатах жизненного самоопределения учащихся с девиантным поведением в процессе туристско-краеведческой деятельности.32
Таким образом, можно отметить, что занимаюсь туризмом ученик (ребенок) может приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это владение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представление о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы.33
Во-вторых, в туристской деятельности можно сформировать у школьников и качества субъекта общения. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого - качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представление о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникационные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
В-третьих, туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе единомышленников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля реализации принятых решений. В старших классах выполнение обязанностей помощников классных руководителей в проведении туристских прогулок и походов формирует навыки руководства группами учащихся. А участие в самоуправлении туристской группы - постоянную необходимость проявления ответственности.
Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками