Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
- и выявить особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 11
1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 11
1.2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Краткая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 25
ГЛАВА 2. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ 33
2.1. Понятие, условия и порядок усыновления 33
2.2. Правовые последствия усыновления ребенка 44
2.3. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия 48
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 56
3.1. Опека и попечительство 56
3.2. Приемная семья 63
3.3. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 72
3.4. Детские дома семейного типа. Патронатная семья 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и защиту15. В Декларации прав ребенка установлено: «Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения»16.
В соответствии с нормами международного и российского законодательства ребенок от рождения имеет неотъемлемые права, которые гарантируются ему государством: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (п. 2 ст. 54 СК РФ), на уважение его взглядов и право свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам, право иметь и выражать свое мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, право на защиту от дискриминации, право на образование, на отдых и досуг и другие права.
Конвенция в ст. 3 предусматривает обязанность государства по обеспечению ребенку защиты, необходимой для его благополучия, и принятию для этого соответствующих законодательных и административных мер.17
В Конституции РФ (ст. 2)18 определено: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
Большинство из перечисленных выше прав ребенка не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично и/или через своих представителей.
А.Е. Тарасова справедливо отмечает, что, несмотря на то что «проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах»19. В самом деле, отмечают правоведы, «мы можем наблюдать огромный разрыв между содержанием Конституции РФ, международных актов, к которым Россия присоединилась, и реальными возможностями людей по их реализации… мы можем констатировать, что деятельность работников различных государственных и муниципальных органов и учреждений по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличается формальным подходом к выполнению своих обязанностей, равнодушием и бездействием. Такое положение приводит к многочисленным нарушениям прав и законных интересов таких детей, чья судьба находится именно в руках таких органов и учреждений»20.
В семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержаться в ст. 121 СК. Используемый в ст.121 СК термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В ст. 121 СК дан примерный перечень причин утраты детьми родительского попечения. Отсутствие родителей обязывает государство их заменить с помощью органов опеки и попечительства (п. 2 ст. 121 СК).
СК не содержит исчерпывающего перечня причин социального сиротства. Поэтому он может быть дополнен. Но если один из родителей по каким-либо причинам о своих детях не заботится, и вся тяжесть их содержания, воспитания ложится на другого родителя, такой ребенок не относится к числу лишившихся родительского попечения. Он не сирота.
Чтобы выявить детей, нуждающихся в государственной защите, их следует, прежде всего, обнаружить. Пункт 3 ст. 56 СК обязывает должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Гражданство, место регистрации ребенка значения не имеют. Вся информация о таком ребенке поступает в органы опеки и попечительства, на территории которых обнаружен ребенок, нуждающийся в государственной помощи. Таков один из источников информации о бедственном положении несовершеннолетнего. Она может поступать из школы, жилищных органов, органов социального обеспечения, медицинских учреждений, из суда, от органов МВД России, прокуратуры. По сути дела, о такой обязанности говорится, например, в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции»21, п. 2 ст. 19 Консульского устава Российской Федерации от 05.07.2010 N 154-ФЗ22. Сами органы опеки и попечительства, как правило, выявлением таких детей не занимаются. Они лишь организуют его.
СК обращает внимание на то, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Данному положению СК противоречит ч. 4 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве, где сказано, что полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тем самым не просто нарушается п. 3 ст. 121 СК, а ликвидируется существующая централизованная система защиты прав детей, лишившихся родительского попечения, путем их устройства и создаются условия для взяточничества в столь сложной и ответственной сфере, какой является охрана детства. Чтобы смягчить это противоречие, были введены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 42323.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей24. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до двадцати трех лет. В нем же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. При этом установлено, что органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров (ст. 4 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Вопросы организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, отныне входят в компетенцию субъектов РФ, которым предстоит определить, в чью сферу (органов образования, социального обеспечения или специально созданных при органах исполнительной власти отделов по проблемам семьи) входит непосредственная защита прав детей, оставшихся без семьи, родителей, оказавшихся в опасной ситуации.
По нашему мнению, следует согласиться с В.Н. Сусликовым и Н.Л. Шкилевой25, которые считают, что механизмы защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации подвергаются деградации при устранении Федерации из сферы обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 26
Итак, в ст. 121 СК РФ содержатся общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.
В п. 1 ст. 122 СК воспроизводится текст п. 3 ст. 56 СК, но всеобщая обязанность, о которой идет речь, здесь уточняется. Она относится не ко всем и каждому, а к должностным лицам дошкольных образовательных, воспитательных, медицинских и других организаций, которым чаще всего приходится сталкиваться с детьми, потерявшими семью, родителей. Представляется, что в данном случае делается акцент на детях, которых можно (и нужно) передать на воспитание в другую семью. Само собой разумеется, что в число «информаторов» входят граждане, которым по разным причинам становится известно о детях, оставшихся без попечения родителей.27
О фактах утраты детьми родительского
попечения может стать известно
любому гражданину и не обязательно
в связи с исполнением
Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т.д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.
Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и иных граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, законодательно не подкреплена возможностью применения к ним каких-либо санкций за ее неисполнение.
В течение трех дней (т.е. практически без промедления) после получения такой информации органы опеки и попечительства, их представитель обязаны удостовериться в том, что действительно ребенок попал в беду, находится в опасной для него обстановке. Убедившись в этом, выясняют, имеет ли ребенок близких родственников, готовых временно о нем позаботиться. И в акте обследования, завершающем выяснение всех обстоятельств, делается отметка о том, кто добровольно принимает на себя обязанность позаботиться о ребенке, пока не будет окончательно определена форма его устройства.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ28. В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории. Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству или организации устройства детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ (п. 3 ст. 5 указанного Федерального закона).
За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных организаций, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 4 ст. 122 СК могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом, в частности к административной ответственности.29
Как указывал А.А. Кирилловых, с которым
следует согласиться, в настоящее
время в законодательстве отсутствуют
нормы о юридической
Несмотря на введение административной ответственности за неисполнение соответствующей обязанности, проблемы в этой сфере остаются. И основная из них - отсутствие элементарного человеческого участия и ответственности за судьбу таких детей со стороны общества.
Как отмечала О. Косова, осуществление прокуратурой надзора за соблюдением законодательства о детях, оставшихся без попечения родителей, показывает, что при проведении проверок наиболее часто выявляются определенные виды нарушений требований законодательства. Соответствующие должностные лица учреждений и руководители организаций (образовательных, лечебных, оказывающих социальные услуги и др.), располагающие необходимыми сведениями о таких детях, надлежащим образом не выполняют возложенные на них ст. 122 СК обязанности по информированию органов опеки и попечительства. Сведения из больниц, детских и других учреждений поступают в органы опеки с опозданием, в случае смерти родителей дети передаются непосредственно родственникам, о чем не всегда информируются органы опеки. В связи с этим дети «выпадают» из внимания органов опеки и попечительства. Случается, что документы на детей теряются в результате перемещения их из одних учреждений в другие.
Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей