Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
- и выявить особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 11
1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 11
1.2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Краткая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 25
ГЛАВА 2. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ 33
2.1. Понятие, условия и порядок усыновления 33
2.2. Правовые последствия усыновления ребенка 44
2.3. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия 48
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 56
3.1. Опека и попечительство 56
3.2. Приемная семья 63
3.3. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 72
3.4. Детские дома семейного типа. Патронатная семья 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Пунктом 1 ст. 123 СК РФ к числу форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель отнес их передачу: на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. При этом вряд ли есть необходимость доказывать, что по правилам формальной логики (да и пунктуации) категории, перечисленные через запятую, рассматриваются автором77 как однородные.
Тот же подход сохранен и в ряде иных нормативно-правовых актов. Так, к примеру, уже упоминаемым нами выше Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 были утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.
Законодателем отдельно разработаны Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденные тем же Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423.
За лицами, принимающими ребенка в семью, законодатель сохранил их собственное юридическое наименование, обозначающее их правовой статус, - «приемные родители», что не позволяет называть их опекунами (попечителями).
Одновременно с признанием приемной семьи опекой или попечительством над детьми, законодатель подчеркнул, что рассматривает приемную семью именно как семью, а не просто как одну из форм семейного устройства ребенка.
Подтверждение этому мы видим в том, что если в прежней редакции п. 1 ст. 151 СК РФ приемными родителями могли быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание, то действующая редакция п. 1 ст. 153 СК РФ исключает возможность приема в семью одного и того же ребенка лицами, не состоящими в браке между собой. Тем самым законодатель уравнял в данном отношении приемных родителей и усыновителей, ибо согласно п. 2 ст. 127 СК РФ лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. В то же время у ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть только один опекун и увеличение их числа допускается законодателем лишь в исключительных случаях (п. 6 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве). К тому же максимально допустимое число опекунов законодателем не определено, ибо согласно положениям п. 7 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве «орган опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей».
Если в приемную семью может быть принято до 8 детей (с учетом родных и усыновленных детей приемных родителей), то по смыслу п. 10 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве назначение одного и того же лица опекуном (попечителем) нескольких подопечных возможно лишь в исключительных случаях на основании мотивированного акта органа опеки и попечительства.78
Если согласно п. 3 ст. 124 и п. 5 ст. 145 СК РФ «усыновление братьев и сестер (передача братьев и сестер под опеку или попечительство) разным лицам не допускается, за исключением случаев, когда усыновление (такая передача) отвечает интересам детей, то в соответствии с абз. 4 п. 9 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье «дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе».
Разница между двумя этими подходами вполне очевидна: законодатель требует передавать в одну приемную семью всех детей, являющихся родственниками, вне зависимости от степени родства, тогда как применительно к усыновлению и опеке (попечительству) он ограничивает это свое требование лишь братьями и сестрами. 79
Тем самым, как представляется, законодатель не только ориентирует правоприменителей на создание многодетных приемных семей, но и закладывает основы, обеспечивающие в дальнейшем формирование более тесных социальных связей между родственниками - бывшими приемными детьми.
В свете всего изложенного
выше мы считаем возможным выделить
следующие специфические
Кроме того, от института опеки и попечительства над ребенком приемная семья отличается: особым субъектным составом приемных родителей, прямо указанным в законе (только супруги или отдельное лицо); возможностью приема в семью до 8 детей; исключительно договорным и возмездным характером; наличием особо оговоренных законом Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
От института усыновления приемная семья отличается в первую очередь такими признаками, как: договорный характер, профессиональный характер, срочность, возмездность. Вместе с тем с институтом усыновления приемную семью сближает как особый субъектный состав «родителей», прямо указанный в законе (только супруги или отдельное лицо), так и то, что в обоих случаях законодатель явно стремился к установлению юридической связи, более или менее близкой к той, которая существует между кровными родителями и детьми.
При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК РФ). Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи.
Передача в приемную
семью несовершеннолетнего
На основании перечисленного выше Гармаш А., Косихин Д., Лазарева Н. считают возможным определить приемную семью как в узком, так и в широком смыслах. При этом в узком смысле ее следует рассматривать как институт семейного права и одновременно как форму устройства ребенка на воспитание в семью, осуществляемую по договору о приемной семье. В широком смысле приемная семья представляет собой, на наш взгляд, институт семейного права и одновременно форму устройства ребенка (детей) на воспитание в семью, осуществляемую по возмездному договору о приемной семье, направленному на установление между ребенком (детьми) и приемными родителями (супругами или отдельным лицом, имеющими профессиональную подготовку в сфере работы с детьми) временной юридической связи, подобной той, которая существует между биологическими родителями и детьми. 80
А.Н. Левушкин считает, что уникальность современной правовой модели приемной семьи, впитавшей в себя передовой опыт дореволюционной России в вопросах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется в том, что модернизация данной договорной конструкции оказывает существенное влияние на развитие не только отношений по устройству детей (опека, попечительство, патронат), но и активно применяется в целях эффективной защиты прав и интересов пожилых людей и инвалидов (совершеннолетних и дееспособных), находящихся в трудной жизненной ситуации.81 К сожалению, данные отношения в законодательстве субъектов РФ рассматриваются как форма социального обслуживания82, составляющего предмет права социального обеспечения, что противоречит их цивилистической природе.
Разрозненность и
Например, Положение о приемной семье не закрепляет каких-либо правил контроля за исполнением приемными родителями обязанностей по воспитанию детей, в частности, не определены периодичность проверок и их содержание. Соответствующие нормы, к сожалению, отсутствуют и в общих положениях об опеке и попечительстве, закрепленных в действующем гражданском, а также семейном законодательстве.
В п. 35 Типового положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей84, установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Приемным же родителям даже такого права не дано, хотя часто они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся в заботе приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.
Нельзя не обратить внимание на то, что законодатель ничего не говорит о возможности одностороннего отказа участников договора от его исполнения без указания причин, как это существует в отношении договора об опеке и попечительстве. Таким образом, существует противоречие между общими положениями об опеке и попечительстве и нормами о приемной семье. Очевидно, нормы, касающиеся договора о приемной семье, следует рассматривать как специальные по отношению к общим положениям договора об опеке и попечительстве. В данном случае эти нормы будут иметь преимущество.
Таким образом, приемную семью можно определить как платную (со стороны государства) опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по срочному договору. Основным отличием приемной семьи от "классической" опеки является специфическое основание ее возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке, - приемные родители делают это за плату. Кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей, хотя в соответствии с ГК РФ "обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом". Обязанности органа опеки и попечительства по материальному обеспечению приемной семьи определяются разделом IV Положения о приемной семье.
В правовой литературе вопрос о правовой природе договора о приемной семье является дискуссионным. Мы полагаем, что договор о приемной семье имеет «гибридную» правовую природу, так как данный договор носит смешанный характер, являясь одновременно семейно- и гражданско-правовым договором.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке85.
Согласно п. 1 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к образовательным (воспитательным) учреждениям, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся следующие учреждения: детский дом (для детей раннего (с полутора до трех лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом - школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей.
Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей