Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
- и выявить особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 11
1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 11
1.2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Краткая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 25
ГЛАВА 2. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ 33
2.1. Понятие, условия и порядок усыновления 33
2.2. Правовые последствия усыновления ребенка 44
2.3. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия 48
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 56
3.1. Опека и попечительство 56
3.2. Приемная семья 63
3.3. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 72
3.4. Детские дома семейного типа. Патронатная семья 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Поместить ребенка в
организацию для детей-сирот в
целях обеспечения его
В тех регионах РФ, где
отсутствуют образовательные
Опекуны (попечители) не
назначаются детям, находящимся
на полном государственном попечении
в соответствующих
Как опекун (попечитель)
несовершеннолетнего
Организация для детей-сирот при выполнении обязанностей опекуна (попечителя) руководствуется нормами не только СК, ГК и Закона об опеке и попечительстве, но и других федеральных законов. Так, ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда предписывает администрации воспитательного учреждения, в которое помещен несовершеннолетний ребенок, утративший попечение родителей, в течение трех месяцев с предварительного разрешения органа опеки и попечительства и с соблюдением иных положений гражданского законодательства (ст. 26, 28, 37 ГК) оформить договор передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетнему, если в жилом помещении не остались проживать другие члены семьи.
Организации для детей-сирот, в которые дети помещены под надзор, вправе в соответствии с п. 3 ст. 155.2 СК осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др.). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда его физическому и (или) психическому здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам. Следовательно, обстоятельства, касающиеся личности членов семьи, в которую будет временно помещен ребенок, материальные, жилищно-бытовые условия должны быть выяснены заранее органом опеки и попечительства.
Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот, в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством).
Наиболее важным вопросом в обеспечении прав таких детей является вопрос предоставления жилья по окончании пребывания в организации для детей-сирот дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, т.к. законом установлено, что такие дети жильем обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК; абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Следует учитывать, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста двадцати трех лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не является основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.87
Вместе с тем существует явная несогласованность между нормами п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ч. 3 ст. 57 ЖК в части определения органов, ответственных за обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилым помещением по договору социального найма (соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления). На практике это нередко приводит к невыполнению требований федерального законодательства, нарушению жилищных прав детей-сирот и последующим сложностям при определении ответчика по искам о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма, предъявляемых, как правило, органами прокуратуры к органам местного самоуправления. Ответчики, возражая против заявленных требований, обычно ссылаются на то, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъектов РФ или органом местного самоуправления, но за счет средств субъектов РФ. Поэтому у судов возникал вопрос с определением ответчика: им должен быть орган местного самоуправления по месту жительства (нахождения) ребенка, действующий от имени муниципального образования, являющегося собственником муниципального жилищного фонда и правомочного предоставлять жилые помещения согласно ч. 3 ст. 57 ЖК, или соответствующий орган государственной власти субъекта РФ, который обязан обеспечивать жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
В большинстве случаев суды, разрешая указанные дела, не соглашались с доводами ответчика - органа местного самоуправления и удовлетворяли требования прокуроров, возлагая, исходя из ч. 3 ст. 57 ЖК, на орган местного самоуправления обязанность предоставить вне очереди жилье ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Так, Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия по иску прокурора Орджоникидзевского района в интересах несовершеннолетней Ч. возложил на администрацию муниципального образования "Орджоникидзевский район" обязанность по предоставлению Ч. жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, применительно к данному населенному пункту, и отвечающего санитарным и техническим требованиям. Не согласившись с данным решением суда, ответчик его обжаловал. Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения, поскольку сделал вывод о том, что возложение обязанности по предоставлению жилого помещения несовершеннолетней ч. на муниципальное образование не противоречит положениям ЖК и ст. 5, 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам к расходным обязательствам субъекта РФ.88
Напротив, Советским районным судом г. Улан-Удэ Республики Бурятия по делу по заявлению прокурора района в интересах К. к администрации г. Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения сироте К. произведена замена ответчика на Правительство Республики Бурятия - орган исполнительной власти субъекта РФ, которое в соответствии с законодательством организует работу исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и осуществляет контроль за их деятельностью.89
Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости устранить имеющуюся несогласованность между ЖК и Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регулировании отношений по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Также в судебной практике имели место случаи, когда по делам по искам прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к органам исполнительной власти субъектов РФ об обеспечении детей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм ответчики просили суд отказать в удовлетворении заявленных прокурорами требований, поскольку это, по их мнению, могло привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц. Большинство судов, рассматривая такие дела, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК и ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия очередности других лиц, обладающих аналогичным правом.
В практике судов имелись также случаи, когда ответчики (органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ), не признавая иск прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие на их балансе свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем отсутствует возможность предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Полагаем, что правильной являлась позиция тех судов, которые, удовлетворяя исковые заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и вышеприведенные доводы ответчиков признавали несостоятельными.
Судами рассматриваются по заявлениям прокуроров и другие дела о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это дела о восстановлении нарушенного права пользования жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленным за ними на период их пребывания в организациях для детей-сирот. Среди них наиболее типичными являются следующие категории дел: о выселении из занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждан (нанимателя, членов семьи нанимателя), лишенных родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ними проживания детей, в отношении которых они лишены родительских прав, без предоставления другого жилого помещения; признании права пользования жилым помещением за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и вселении их в ранее закрепленное за ними жилое помещение; выселении лиц, вселившихся в жилое помещение с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения; предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, другого жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания и др.90
Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства. Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознакомительных целях, обследовании условий жизни и быта воспитанников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в необходимых случаях актов, направлении запросов о представлении сведений о деятельности учреждения и т.п.
В заключение данного параграфа следует отметить, что устройство детей, оставшихся без родительского попечения, включая детей-сирот, - проблема острейшая, и решать ее надо в рамках общенациональных программ. Необходимо создавать новые и реконструировать действующие организации образовательного, медицинского и социального характера, иные некоммерческие организации, в которых эти дети будут содержаться и воспитываться в достойных условиях.
Некоторые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются подзаконными нормативными актами. Например, основные положения о детском доме семейного типа содержатся в Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 «О детском доме семейного типа»91.
Эта форма воспитания была утверждена 17 августа 1988 года Постановлением Совета Министров СССР N 1022 «О создании детских домов семейного типа». Семейные детские дома должны были обеспечивать благоприятные условия жизни, воспитания и гармоничного развития детей, формирование у них добросовестного отношения к учебе и труду, высоких моральных качеств. В работе детских домов семейного типа предполагалось всемерно использовать демократические начала, развивать их самостоятельность и самоуправление при постоянной заботе трудовых коллективов и общественных организаций (п. 1 Постановления N 1022). Размещать детские дома семейного типа предлагалось в малых и средних городах, сельских населенных пунктах и пригородных зонах крупных городов с экологически благоприятной обстановкой (п. 5 Постановления N 1022).
Основными задачами детского
дома семейного типа являются создание
благоприятных условий для
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста - только с их согласия).
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных), находящихся у супругов, состоящих в браке, не должно превышать 12 человек.
Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
- находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
- имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей