Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является определение особенности трудоправового статуса иностранных граждан. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи, определившие структуру работы:
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо ре- шить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
2.Определить понятие иностранных граждан и их классификация в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан…………….7
§ 1. Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации……………………………………………………………………………..7
§ 2. Понятие иностранных граждан и их классификация в Российской Федерации……..….. 18
§ 3. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….…24
Глава 2. Правовой статус иностранных работников…………………………………………....36
§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан в трудовом правоотношении….36
§ 2. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………..…..…44
Глава 3. Актуальные проблемы использования труда иностранных граждан в Российской Федерации и пути их преодоления…………………………………………………………….…56
§ 1. Проблемы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……..…56
§ 2. Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации…………………………….…65
§ 3. Ответственность за правонарушения, связанное с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации………………………72
Заключение…………………………………………………………………………………...……84
Список нормативных актов………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………
Список материалов судебной практики…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

anis_diplom.docx

— 155.10 Кб (Скачать файл)

4. За правонарушение, объективную сторону которых образуют действия (бездействие) юридических лиц, должностных лиц и физических лиц, нару- шающие положения федеральных законов, запрещающих иностранным граж- данам заниматься отдельными видами деятельности или ограничивающих их трудовые права в этих сферах: для граждан - в размере от двух тысяч до четы- рех тысяч рублей; для должностных лиц - в размере от сорока пяти тысяч до пя- тидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Практическим примером тут служить, когда иностранных гражданин  осу- ществлял трудовую деятельность, где пребывания указанных граждан запре- щено законом 29.12.2010 года в 09 часов 00 минут по адресу: Московская об- ласть, Одинцовский район, п. Часцы, территория ФГУП «ЧЗЖБИ при Спец- строе России», которое является объектом Вооруженных сил РФ, инспектором отделения № 1 отдела противодействия незаконной миграции №2 Управлением ФМС России по Московской области Курочкиным А.В. выявлено, что ООО «Нимизида» на территории ФГУП «ЧЗЖБИ при Спецстрое России», в период с 06.12.2010 года по настоящее время, являясь работодателем, допустило к работе в качестве подсобного рабочего гражданина Узбекистана Юлчиева И. Ю., не соблюдая в отношении иностранного гражданина предусмотренного в постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов и орга- низаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» от 11.10.2002г.№755Объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

В результате рассмотрения данного  дела в суде была установлена вина ООО «Нимизида» что, подтверждается исследованными в судебном заседании  доказательствами: рапортом, протоколом об административном правонару- шении, объяснением Кузмина Д.А., протоколом об административном правона- рушении по части 2 статье 18.17 Кодекса об административных правонаруше- ний в отношении Юлчиева И.Ю., его объяснением, копией договора №01\12У от 01.12.2010г. которым не доверять у суда оснований не имеется, т.к. они явля- ются допустимыми доказательствами.Действия юридического лица ООО «Ни- мизида» суд квалифицировала как несоблюдение работодателем работ, уста- новленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности по час- ти 1 статье 18.17 Кодекса об административных правонарушений. Постанов- лением суда ООО «Нимизида» признана виновным в совершении администра- тивного правонарушения, предусмотренного частью 1 статье 18.17 Кодекса об административных правонарушений и подвергнута административному наказа- нию в виде административного приостановления деятельности на срок 10 су- ток, в течение которых запретить ООО «Нимизида» производственную деятель- ность по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Часцы, терри- тория ФГУП «ЧЗЖБИ при Спецстрое России»96.

Практически всегда работодатели привлекаются к ответственности путем наложения  штрафа. Но, поскольку административная ответственность за неза- конное привлечение к трудовой деятельности наступает в отношении каждого иностранного гражданина, при большом количестве таких работников сумма штрафов может быть очень велика и исчисляться миллионами. Тогда, даже ес- ли факт нарушения доказан, имеет смысл в соответствии с пунктом 16 поста- новлении Пленума Высшего Арбитражного РФ «О некоторых вопросах, связан- ных с введением в действие Кодекса об административных правонарушениях» от 27.01.2003 № 2обратиться в суд, который при наличии оснований вправе принять решение об изменении решения административного органа97. Суд в соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10 будет исхо- дить из того, что оспариваемое решение не может быть признано законным, ес- ли при назначении наказания не были учтены характер совершенного лицом ад- министративного правонарушения, личность виновного, его имущественное и финансовое положение98.

Меры административного  принуждения, применяемые органами государ- ственной власти к лицам, незаконно привлекающим иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ и использующих их труд, являются одним из мето- дов борьбы государства с нелегальной трудовой миграцией. Эффективность действия норм административной ответственности в названной сфере напря- мую зависит от эффективности механизма привлечения виновных лиц к ответс- твенности. В силу этого возникает потребность изучения, систематизации пра- вовых норм и практики их применения в сфере трудовой миграции иностран- ных граждан, а также создания теоретической научной базы для дальнейшего совершенствования административной ответственности в данной области.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После становления РФ как самостоятельного государства в нашу страну въезжало большое количество трудовых мигрантов  преимущественно из стран СНГ. Однако, в РФ практически отсутствовала  нормативно-правовая база, регу- лирующая данный процесс. В последние годы происходило активное формиро- вание законодательства в сфере трудовой миграции, однако, правовая система РФ все еще недостаточно разработана для того, чтобы обеспечить надлежащее правовое регулирование труда иностранных граждан.

Кроме того, в науке трудового  права России отсутствует какой-либо ком- плексный теоретический подход к определению особенностей трудоправового статуса иностранного гражданина.

В российском законодательстве до сих  пор не закреплено определение понятия  «трудящийся-мигрант», однако, во всех международных договорах ис- пользуется именно этот термин. В связи с этим очевидна необходимость выра- ботки определения данного понятия.

В работе сформулировано следующее  определение: трудящийся- мигрант - гражданин  иностранного государства или лицо без гражданства, постоянно проживающее  на территории иностранного государства, мигрирующее в РФ с целью осуществления трудовой деятельности и имеющее, в случае необходи- мости, доказательство наличия договоренности об осуществлении трудовой деятельности на территории РФ (трудовой или гражданско-правовой договор), а также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), мигрировавший в РФ, временно или постоянно проживающий в РФ и осуществляющий трудовую деятельность на законном основании99.

Данное определение возможно включить в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», также его возможно использовать при заключе- нии РФ международных договоров, касающихся трудовой миграции, поскольку оно согласуется с законодательством РФ и позволит унифицировать подход к определению понятия «трудящегося-мигранта» в рамках СНГ и ЕврАзЭС.

Россия до сих пор не были ратифицированы основополагающие междуна- родные договоры в сфере трудовой миграции и защиты прав трудящихся-миг- рантов. Анализ содержания этих договоров позволяет сделать вывод, что рати- фикация Россией Конвенций МОТ №97 и №143 желательна и даже необходима в ближайшем будущем, поскольку это позволит в более полной мере защитить права иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в РФ. Однако, ратификация Конвенции ООН «О защите прав всех трудящихся-миг- рантов и членов их семей» не своевременна для РФ, поскольку некоторые нор- мы Конвенции содержат существенные расхождения с подходами к регулиро- ванию труда иностранных граждан в российском праве (например, даже неза- конным мигрантам предоставляется право вступать в профсоюзы).

Для правильного понимания особенностей трудоправового статуса инос- транного гражданина необходимо выявить характерные особенности его трудо- вой правосубъектности, как основополагающие элементы его трудоправового статуса.

Под трудовой правосубъектностью понимается совокупность прав и обя- занностей, а также меру ответственности, которую имеет и может реализовы- вать субъект трудовых правоотношений в соответствии с законодательством, при том условии, что субъект достиг определенного законом возраста и по сос- тоянию здоровья способен к осуществлению трудовой деятельности.

Изучение нормативно-правовых актов  и позиций ученых, касающихся вопросов трудовой правосубъектности, позволило  сделать вывод о том, что иностранные  граждане обладают специальной трудовой правосубъектностью. При этом специальная  трудовая правосубъектность иностранных  граждан скла- дывается из дополнительных обязанностей, требований и ограничений, возлага- емых и предъявляемых государством. Такие обязанности, требования и ограни- чения применяются к иностранным гражданам по следующим критериям: виды трудовой деятельности, которыми иностранные граждане могут заниматься на территории РФ и должности, которые они могут замещать; территории, на ко- торых они могут осуществлять трудовую деятельность; возраст иностранных граждан; состояние здоровья.

Поскольку трудоправовой статус иностранных  граждан имеет ряд проана- лизированных выше особенностей, некоторые особенности имеет и осуществ- ление ими трудовой деятельности.

На основании исследования порядка  трудоустройства иностранных граж- дан в РФ также было установлено, что в настоящее время в РФ отсутствует пра- вовой механизм, позволяющий работодателям - физическим лицам, не являю- щимся индивидуальными предпринимателями, использовать труд иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы. Представ- ляется, что работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могли бы использовать труд указанной категории лиц при обязательном соблюдении требований законодательства, распространяющихся на иные категории работодателей.

Еще, одной серьезной проблемой  при регулировании трудоустройства  иностранных граждан в РФ остается отсутствие правового механизма, обес- печивающего надлежащую защиту от проникновения в РФ иностранных граж- дан, являющихся носителями инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В целях противодействия сложившейся  ситуации необходимо дополнить Постановление  Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных доку- ментов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ» требованием о том, что в течение 1 месяца со дня въезда иностранного гражданина в РФ в визовом порядке в целях осуществления тру- довой деятельности, он обязан пройти медицинское обследование в государ- ственном учреждении здравоохранения РФ для подтверждения отсутствия у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Трудовой кодекс РФ устанавливает  особенности правового регулирова- ния труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, сов- местителей, государственных служащих и др.).

         Из анализа Трудового кодекса следует, что в нем не содержится специаль- ных положений регулирующих особенности правового регулирования труда иностранных работников. Ряд авторов считают, что это является пробелом в трудовом законодательстве. Моя позиция заключается в том, что для более пра- вильного регулирования труда иностранных работников законодателю следует включать в трудовой кодекс соответствующую главу, которая должна быть пос- вящена особенностью правового регулирования труда иностранных работни ков.

   Немало важной проблемой является нелегальная трудовая миграция. Нелегальную миграцию можно определить как нарушение иностранным граж- данином или лицом, без гражданства законодательно установленных правил въезда, пребывания, выезда из страны и транзитного проезда через территорию иностранного государства.

После распада СССР и становления  РФ как самостоятельного государства нелегальная трудовая миграция стала серьезной проблемой для нашей страны. Под нелегальной миграцией в данной дипломной работе понимается въезд гра- ждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства.

В настоящее время неконтролируемая нелегальная трудовая миграция яв- ляется одним из наиболее серьезных вызовов для российского сообщества. В.В. Путин в своем вступительном слове на заседании Совета безопасности РФ по миграционной политике, прошедшем в Кремле 17 марта 2005 г., выделил проб- лему миграции как одну из наиболее актуальных для России.

Главной проблемой массовой нелегальной  трудовой миграции является то обстоятельство, что, занимая на российском рынке  труда самые непрестиж- ные рабочие места (в ЖКХ, уличная незаконная торговля, на транспорте, в строительстве) мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату.Тем самым у работодателей всоответствую- щих секторах отпадает необходимость заботиться о повышении производитель- ности труда, техническом перевооружении рабочих мест (для того, чтобы они отвечали уровню квалификации россиян) и главное - о поддержании социально приемлемого уровня заработной платы.

Основными формами нелегальной  деятельности являются: работа по найму  без оформления разрешений, занятие  запрещенными законом (крими- нальными) видами деятельности ( организация проституции, торговля оружием и людьми, распространение наркотиков и т.д.).

Таким образом, борьба с нелегальной  миграцией в настоящее время  офи- циально признана одним из приоритетов деятельности правоохранительных ор- ганов. Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабо- чей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно направлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголов- ных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабо- чую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики ре- гионов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, в Кана- де применяется балльная система, с помощью которой на основе ряда личнос- тных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принад- лежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фунда- ментальные отрасли экономики.

Информация о работе Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан