Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:16, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является определение особенности трудоправового статуса иностранных граждан. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи, определившие структуру работы:
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо ре- шить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
2.Определить понятие иностранных граждан и их классификация в РФ.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан…………….7
§ 1. Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации……………………………………………………………………………..7
§ 2. Понятие иностранных граждан и их классификация в Российской Федерации……..….. 18
§ 3. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….…24
Глава 2. Правовой статус иностранных работников…………………………………………....36
§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан в трудовом правоотношении….36
§ 2. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………..…..…44
Глава 3. Актуальные проблемы использования труда иностранных граждан в Российской Федерации и пути их преодоления…………………………………………………………….…56
§ 1. Проблемы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……..…56
§ 2. Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации…………………………….…65
§ 3. Ответственность за правонарушения, связанное с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации………………………72
Заключение…………………………………………………………………………………...……84
Список нормативных актов………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………
Список материалов судебной практики…………………………………………………………..
Все это не способствует эффективному использованию иностранной рабо- чей силы в РФ, росту экономического потенциала за счет такого использования, и, в конечном итоге, не обеспечивает сбалансированного развития указанных отношений в интересах государства и населения.
§ 2. Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации
Нелегальную миграцию можно определить
как нарушение иностранным
После распада СССР и становления РФ как самостоятельного государства нелегальная трудовая миграция стала серьезной проблемой для нашей страны. С начала 90-х годов в РФ въезжало большое количество трудовых мигрантов, большую часть которых составляли и составляют граждане бывших союзных республик.Следует отметить, что в СССР практически отсутствовали специаль- ные требования, регулирующие труд иностранных граждан. Данная ситуация привела к тому, что когда миллионы соотечественников стали иностранными гражданами, в РФ оказалось весьма сложным осуществлять правовое регулиро- вание труда этой категории лиц76.В последние годы происходило активное фор- мирование законодательства в сфере трудовой миграции, однако, правовая сис- тема РФ все еще недостаточно разработана для того, чтобы обеспечить эффек- тивное правовое регулирование этого процесса. Миграция это - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Такое ее определение да- но в Большой Советской Энциклопедии77. Более объемное определение дает Демографический энциклопедический словарь: «Миграция населения – пере- мещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с пере- менной места жительства навсегда или на более или менее длительное время… Статистика ООН признает мигрантами тех лиц, которые проживают на новом месте более 6 месяцев»78.
Под нелегальной миграцией в данной дипломной работе понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. Мигра- ция - неотъемлемая характеристика образа жизни современного общества, орга- ничная часть его экономики. На данный момент во всем мире развитие мигра- ции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной мигра- ции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миграции вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.
К нелегальным мигрантам
Первая группа - лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без доку- ментов, по поддельным, чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям.
Вторая группа - иностранные граждане, обучавшиеся в странах СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или ра- боты не пожелавшие вернуться на родину.
Третья группа - это транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца.
Наконец, к нелегальным мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.
Поток нелегальных мигрантов в РФ начался с момента распада СССР и образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприят- ные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространст- во нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья. Возросла нелегальная мигра- ция и между странами СНГ, в основном на территорию России. Распад СССР является один из основных причин массового потока нелегальных мигрантов на территорию РФ.
В настоящее время
Сегодня в России, согласно данным Федеральной миграционной службы, находится порядка 7 млн. мигрантов. Среди них 1,8-1,9 млн. человек прибыли в Россию с конкретной целью, к примеру, учиться и другими, не связанными с трудовой деятельностью целями, что подтверждено документами. Остальные 5 млн. человек, как рассказал глава ФМС России Константин Ромодановский, приехали «либо работать, либо с частными целями, последних примерно пол- миллиона». «Но только 1 млн. из работающих делают это по разрешительным документам», - отметил он80.
То есть, 4,5 млн. мигрантов приехали легально, но трудовую деятельность осуществляют незаконно. При этом, по оценкам специалистов, на которых сос- лался, глава ФМС России необходимо как минимум 5 млн. трудовых мигрантов из этого следует, что в большинство случаев иностранные граждане осуществ- ляют трудовую деятельность на территории РФ без достаточных к нему осно- ваний. Проблема в том, что работодатели, привлекая к осуществление трудовой деятельности иностранных граждан не оформляют в установленном порядке разрешительные документы для себя и для иностранных граждан. В данной си- туации основным лицом который нарушает закон и совершает правонаруше- ние, является работодатель как следует из следующей практики. В Арбитраж- ный суд Ростовской области обратился предприниматель М. с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФМС России по Ростовской области о привлечении к административной ответственности по части 1 статья 18.15 Кодекса об административных правонарушений РФ за при влечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения на работу. При этом, пояснил, что его вины в совершении указанного правонару- шения нет. Решением арбитражного суда по делу № А53- 11596/2007-С4-49 в удовлетворении требований отказано, суд указал, что привлеченное к админис- тративной ответственности лицо фактически (без заключения трудового дого- вора) допустило без соответствующих полномочий (продажа фруктов) граж- данина Азербайджана, который в свою очередь не отрицает тот факт, что рабо- тает реализатором у предпринимателя. При этом, соответствующий иностран- ный гражданин не имел разрешения миграционной службы на трудовую дея- тельность и предприниматель не имел разрешения на привлечение и исполь- зование иностранных работников81.
Главной проблемой массовой нелегальной трудовой миграции является то обстоятельство, что, занимая на российском рынке труда самые непрестиж- ные рабочие места (в ЖКХ, уличная незаконная торговля в строительстве) мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и низкую зара- ботную плату. Тем самым у работодателей в соответствующих секторах отпа- дает необходимость заботиться о повышении производительности труда, техни- ческом перевооружении рабочих мест (для того, чтобы они отвечали уровню квалификации россиян) и главное - о поддержании социально приемлемого уровня заработной платы.
Формально дело выглядит так, что иностранные граждане занимают рабо- чие места, от которых отказываются россияне. Фактически предприниматели сознательно делают так, чтобы рабочие места на их предприятиях стали непри- емлемыми для россиян, после чего нанимают и в интересах получения допол- нительной прибыли жестоко эксплуатируют, нарушая нормы налогового, миг- рационного и трудового законодательства, низкооплачиваемых нелегальных мигрантов82.
Также негативная роль нелегальной
иммиграции проявляется в том, что
она формирует замкнутые
Основными сферами приложения нелегальных мигрантов как в РФ, так и в Дальневосточном федеральном округе в частности являются строительно-монтажные и ремонтные работы, коммерческая деятельность и услуги. В цен- тральных районах и городах это в основном мелкая торговля, вещевые рынки, ремонт, строительство. В сельских регионах - сезонные сельхоз работы83.
Основными формами нелегальной деятельности являются: работа по найму без оформления разрешений, занятие запрещенными законом (крими-нальными) видами деятельности ( организация проституции, торговля оружием и людьми, распространение наркотиков и т.д.). Если иностранный гражданин трудоустроился в законно установленном порядке на него в соответствии с пун- ктом 55 Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудо- вой деятельности в РФ» от 15.11.2006 N 681 лежит обязанность представить в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу в орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркома- нией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окру- жающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом им- мунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), если разрешение на работу такому иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток84. Из этого следует, чтонелегальные мигранты не проходят соответствующий медицинский обсле- дование и срединелегальных мигрантов выше заболеваемость различными ин- фекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Соответственно у нелегального мигранта никто не проверяетна наличие отсутствии у него забо- леваний, которые могут угрожать жизнью и здоровью окружающих. Указанное является ещё одной из проблемой, над которой надо работать, санитарно-эпидемиологическая проблема, связанная с мигрантами: 15% из них больны ин- фекционными заболеваниями. Наиболее распространены: СПИД, сифилис, леп- ра, туберкулёз и наркомания.Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего, надо отметить, что Рос- сия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, лега- лизации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и вложить свои капиталы в развитие экономики России.
Прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей и работорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность неле гальных мигрантов в развитых странах превышает 10 млн. человек85.
Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди них прежде всего детей и женщин), еще более усиливающие напряженность мигра- ционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с право- вой защитой мигрантов, повышает уровень социального неравенства в трудо- вых отношениях, обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения и др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу числен- ности населения между странами в отдельных регионах. Сфера миграции чутко реагирует на все катаклизмы и кризисы международной и общественной жизни.
Криминальная активность нелегальных мигрантов, по данным статистики и криминологических исследований, чаще всего стимулируется организованным криминальным бизнесом. В связи с этим в криминологических исследованиях последних лет получил распространение термин «криминальная миграция», имеющий общенациональное значение для определения миграций, осуществля- емых с преступными целями86.
Таким образом, борьба с нелегальной миграцией в настоящее время офи- циально признана одним из приоритетов деятельности правоохранительных ор- ганов. Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабо- чей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно направлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголов- ных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабо- чую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики ре-гионов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы.Например, в Канаде применяется балльная система, с помощью которой на основе ряда личностных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация мигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор ста- новится объективным, он не зависит от расовой и этнической принадлежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сде- лать его более качественным, укомплектовать специалистами фундаментальные отрасли экономики.
§ 3. Ответственность за правонарушения, связанное с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации
В соответствии со статьями 33 и 35 ФЗ «О правовом положении иностран- ных граждан в РФ» иностранные граждане, виновные в нарушении законода- тельства РФ, и должностные лица организаций, принимающих в РФ иностран- ных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязаннос- ти, связанные с соблюдением условий пребывания и осуществление ими трудо- вой деятельности, привлекаются к ответственности в соответствии с законода- тельством РФ. Органом, уполномоченным рассматривать дела об большинстве правонарушений в сфере миграции, является Федеральная миграционная служ- ба. Так согласно части 1 статьи 23.67 Кодекса об административных правонару- шениях, она уполномочена рассматривать дела об административных правона- рушениях, предусмотренных статья 18.8 – 18.10, 18.15 – 18.17, 19.15 – 19.18, 19.27 Кодекса87.
Так как одним из целью дипломной работы является рассмотрение ответ- ственности работодателей за незаконное привлечение и использование иност- ранной рабочей силы, необходимо рассмотреть определенные статьи Кодекса об административных правонарушений которые посвящены именно ответс- твенности которые несут работодатели в случае незаконного привлечение и ис- пользование иностранной рабочей силы.
Административно-правовые средства принуждения в сфере обеспечения соблюдения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельнос- ти в РФ представляют собой административно-правовые меры воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения соблюдения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельнос- ти в РФ и использования их труда, в случае нарушения установленных законо- дательством запретов и ограничений в целях предупреждения, пресечения даль- нейшего нарушения норм действующего законодательства РФ в сфере трудо- вой деятельности иностранных граждан в РФ.
Система мер административного принуждения, применяемых за незакон- ное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан состоит из:
1.Административно-правовых мер пресекательного характера (мер адми- нистративного пресечения);
2.Мер административной ответственности (мер административного взыс- кания).
Особенности обозначенных мер административного принуждения пре- допределяются преимущественно их сущностью и целевым назначением.Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведе- ния, устранение противоправной ситуации, на создание условий для возможно- го привлечения виновных лиц к административной ответствен ности.
Информация о работе Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан