Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:16, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является определение особенности трудоправового статуса иностранных граждан. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи, определившие структуру работы:
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо ре- шить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
2.Определить понятие иностранных граждан и их классификация в РФ.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан…………….7
§ 1. Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации……………………………………………………………………………..7
§ 2. Понятие иностранных граждан и их классификация в Российской Федерации……..….. 18
§ 3. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….…24
Глава 2. Правовой статус иностранных работников…………………………………………....36
§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан в трудовом правоотношении….36
§ 2. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………..…..…44
Глава 3. Актуальные проблемы использования труда иностранных граждан в Российской Федерации и пути их преодоления…………………………………………………………….…56
§ 1. Проблемы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……..…56
§ 2. Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации…………………………….…65
§ 3. Ответственность за правонарушения, связанное с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации………………………72
Заключение…………………………………………………………………………………...……84
Список нормативных актов………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………
Список материалов судебной практики…………………………………………………………..
Основываясь на изложенном, можно сделать вывод о том, что иностран- ные граждане обладают специальной трудовой правосубъектностью.
Безусловно, реализация трудовой правосубъектности иностранных граж- дан в РФуже исследовались в диссертационных работах А. С. Коротаева, Ю. В. Жильцовой, М. А. Андриановой, Б. А. Асрияна и др., но в данных работах в большей или меньшей степени исследовались лишь права, обязанности и огра- ничения, связанные с осуществлением трудовой деятельности иностранных гр- аждан на территории РФ.
Однако, необходимо рассмотреть совокупность прав, обязанностей и ог- раничений, применимых к иностранным гражданам, именно как совокупность особенностей содержания специальной трудовой правосубъектности иностран- ных граждан.
Необходимо отметить, что правосубъектность иностранных граждан дос- таточно подробно исследована в монографии Ю.В. Репниковой и В. Н. Цируль- никова «Осуществление правоспособности иностранными гражданами»58.
Авторы обоснованно приходят к выводу о том, что одним из основопола- гающих признаков физического лица, определяющих его юридическую сущ- ность, является наличие правового статуса гражданина или не гражданина, а также дают характеристику право- и дееспособности.
Однако, к сожалению, авторы высказывают несколько позиций, которые представляются не вполне приемлемыми.
Так, авторы утверждают, что дееспособность «важна исключительно для гражданских правоотношений, которые возникают по воле ее обладателя». Кро- ме того, анализируя статью 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граж- дан в РФ», «Основы правового положения иностранных граждан в РФ», в кото- рых говорится о пользовании иностранными гражданами правоспособностью, авторы, опираясь на статью 1196 Гражданского кодекса РФ «Право, подлежа- щее применению при определении гражданской правоспособности физического лица»59, считают целесообразным назвать статью 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «Определение гражданской правоспособности физического лица».
Данное предложение является юридически некорректным. Важно подчер- кнуть, что дееспособность иностранного гражданина важна не только для граж- данских правоотношений, но и для трудовых. Более того, рассмотрение основ правового положения иностранных граждан только с точки зрения их граж- данской право - дееспособности умаляет категорию трудовой правосубъ- ектности иностранного гражданина и делает невозможным разрешение вопро- сов трудовой деятельности иностранных граждан в РФ, поскольку предмет, ме- тод и принципы трудового права и гражданского права, как самостоятельных отраслей, существенно отличаются друг от друга, и, следовательно, общая пра- восубъектность не может быть сведена только к отраслевой гражданской право- субъектности.
Рассмотрение данного вопроса является чрезвычайно важным, поскольку надлежащее правовое регулирование трудовой деятельности иностранных граж дан в РФ не может быть осуществлено без правильного и четкого понимания особенностей их трудовой правосубъектности, в связи с чем, необходимо под- черкнуть самостоятельность трудовой правосубъектности иностранного граж- данина от его правосубъектности в сфере гражданского права.
Кроме того, необходимо охарактеризовать содержание трудовой право- субъектности иностранных граждан.
Особенности специальной трудовой правосубъектности иностранного граж- данина будут рассматриваться исходя из видов трудовой деятельности, которы- ми иностранному гражданину разрешено заниматься на территории РФ, отдель- ных территорий, для въезда на которые иностранному гражданину требуется специальное разрешение, а также специальных требований к возрасту и состоя- нию здоровья иностранного гражданина.
По общему правилу иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эконо- мической деятельности пункт 1 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иност- ранных граждан в РФ».
Вместе с тем Конвенция МОТ №143 «О злоупотреблениях в области миг- рации и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и об- ращения» предусматривает, что каждый член МОТ, ратифицировавший данную Конвенцию, может ограничивать доступ трудящихся-мигрантов к опреде- ленным видам работ или функций, когда это необходимо в интересах государ- ства.
Действующее российское законодательство также устанавливает ограни- чения на осуществление иностранными гражданами определенных видов тру- довой деятельности.
Так, в соответствии со ст. 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин не имеет права находиться на муници- пальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также лета- тельного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть ко- мандиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением бе- зопасности РФ; замещать иные должности и заниматься иной деятельностью, допуск к которой иностранных граждан ограничен федеральным законом.
К числу иных законов относится, например, Закон РФ «О частной детек- тивной и охранной деятельности в РФ»60в соответствии со ст. 4 которого част- ным детективом может быть только гражданин РФ. Статьи 1 и 3 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»61устанавливают запрет приема иностранных граж- дан на службу в таможенные органы РФ. Ст. 3 ФЗ «О государственной граж- данской службе РФ»62 предусматривает, что замещать должности государст- венной гражданской службы РФ могут только граждане РФ.
Существует также ряд иных федеральных законов, ограничивающих при- менение труда иностранных граждан в определенных профессиях и на отдель- ных должностях.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ установлен Перечень объ- ектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу63. К таким организациям и объектам относятся объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразде- ления, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, состав- ляющих государственную тайну, органов государственной власти и организа- ций;организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опас- ные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, произ- водство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного ору- жия, радиационно опасных материалов и изделий.
В отношении территорий, на которых иностранному гражданину разреше- но заниматься трудовой деятельностью, статья 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает следующий порядок.
Так, иностранному гражданину, временно пребывающему или временно проживающему в РФ разрешено осуществлять трудовую деятельность в преде- лах субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ был утвержден перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным граж- данам требуется специальное разрешение64.
Согласно статье 63 РФ по общему правилу допускается заключение тру- дового договора с работниками, достигшими возраста 16 лет. В случае получе- ния основного общего образования, продолжения обучения по иной, нежели очная форма, или же оставления общеобразовательного учреждения по какому-либо иному законному основанию, трудовой договор может заключаться с ли- цом, достигшим 15 лет. А с согласия одного из родителей и органа опеки и по- печительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения.
Однако, в отношении иностранных
граждан предусмотрено
Что касается требований к возрасту иностранного гражданина, то по это- му вопросу статаья 11 Трудового кодекса РФ устанавливает правило, согласно которому на иностранных граждан распространяются общие правила, предус- мотренные нормами трудового права, если иное не предусмотрено междуна- родным договором РФ66.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1.Постоянно проживающих в РФ;
2.Являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживаю- щих за рубежом и членов их семей, переселяющихся совместно с ними;
3.Являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работ- никами консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками ука- занных лиц;
4.Являющихся работниками иностранных юридических лиц (произво- дителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и га- рантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
5.Являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;
6.Обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессиональ- ного образования и выполняющих работы в течение каникул;
7.Обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессиональ- ного образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8.Приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Указанным категориям иностранных граждан не требуется получения раз- решения на работу.
Помимо этого, международными договорами РФ могут устанавливаться дополнительные требования к возрасту иностранных граждан.
Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики «О временной трудовой деятельности граждан РФ в Китайской Народной Республике и граждан Китай- ской Народной Республики в РФ» работники должны быть не моложе 18 лет.
В соглашении между РФ и Республикой Таджикистан также указывается, что работники должны быть не моложе 18 лет (статья 10). В соответствии со ст. 5 соглашения между РФ и Социалистической Республикой Вьетнам на работу в РФ могут приниматься граждане Вьетнама, достигшие 18 лет и не старше 40 (специалисты - 50) лет. В соответствии с Соглашением между РФ и Словацкой Республикой трудовую деятельность могут осуществлять работники от 18 до 40 лет.
К состоянию здоровья иностранных граждан, желающих осуществлять в РФ трудовую деятельность, также предъявляются дополнительные требования.
Так, в соответствии с пунктом 8 ст. 13.1 Федерального закона «О право- вом положении иностранных граждан в РФ» и в соответствии с пунктом 55 Постановления Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных доку- ментов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ» иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, должен представить документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также, сертификат об отсутст- вии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в течение 30 дней с момента получения разрешения на работу.
В соответствии с пунктом 35 данного Постановления, если иностранный работник прибыл в порядке, требующем получения визы, то его работодатель при получении разрешения на работу для этого работника обязан представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний представляющих опас- ность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции).
На основании изучения нормативно-правовых актов и позиций ученых, касающихся особенностей трудовой правосубъектности иностранных граждан, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, следует отметить, что иностранные граждане обладают спе- циальной трудовой правосубъектностью, как категория лиц, на которую го- сударством возложены дополнительные обязанности, на которую накладыва- ются определенные ограничения, и к которой предъявляются дополнительные требования.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что трудовая правосубъектность должна быть отграничена от гражданской правосубъектности, поскольку являе- тся самостоятельным видом юридической правосубъектности.
Информация о работе Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан