Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:16, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является определение особенности трудоправового статуса иностранных граждан. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи, определившие структуру работы:
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо ре- шить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
2.Определить понятие иностранных граждан и их классификация в РФ.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан…………….7
§ 1. Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации……………………………………………………………………………..7
§ 2. Понятие иностранных граждан и их классификация в Российской Федерации……..….. 18
§ 3. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….…24
Глава 2. Правовой статус иностранных работников…………………………………………....36
§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан в трудовом правоотношении….36
§ 2. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………..…..…44
Глава 3. Актуальные проблемы использования труда иностранных граждан в Российской Федерации и пути их преодоления…………………………………………………………….…56
§ 1. Проблемы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……..…56
§ 2. Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации…………………………….…65
§ 3. Ответственность за правонарушения, связанное с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации………………………72
Заключение…………………………………………………………………………………...……84
Список нормативных актов………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………
Список материалов судебной практики…………………………………………………………..
1.иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;
2.иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетами и привилегиями;
3.иностранные граждане, получившие убежище (беженцы).
К первой группе относятся постоянно проживающие и временно пребы- вающие в РФ иностранцы, которые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами.Данная группа иностранцев яв- ляется в РФ преобладающей, и с ней чаще всего сталкиваются в ходе своей про- фессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то пере- числять всех вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в РФ для работы на различных совместных предприяти- ях, иностранные студенты, журналисты, спортсмены и др.
К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммуните- тами и привилегиями, относятся сотрудники дипломатических и консульских представительств, члены правительственных и парламентских делегаций, ра- ботники межправительственных организаций и некоторые другие лица.
Согласно ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» можно выделить такие виды (группы) иностранных лиц, как: законно нахо- дящийся в РФ иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребы- вание (проживание) в РФ; временно пребывающий в РФ иностранный граж- данин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требую- щем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жи- тельство; иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивиду- ального предпринимателя,–иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица; иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, при- бывший в РФв порядке, не требующем получения визы (за исключением инос- транного гражданина, прибывшего в РФ без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров кру- изных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транс- портных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию РФ, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибы- вшего в РФ без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, ту- ризм, строительство).
Классификацию лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности на территории РФ можно представить следующим образом:
1.По правовому статусу:
2.По временному принципу: Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, то есть имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жи- тельство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами. Временно пре- бывающие в РФ иностранные граждане – могут заниматься трудовой деятель- ностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране. Действующее законодательство России различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граждан. Иностранные граждане, нахо- дящиеся на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и вые- хать из страны по истечении определенного срока пребывания. Принад- лежность к той или иной категории имеет важное практическое значение, пос- кольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит о того, к ка- кой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих иностранных граждан шире, чем иностранных граждан, лишь временно находя- щихся на территории РФ. Это касается, например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование медицинской помощью, предоставление социального обеспечения. Действующее законодательство проводит такое раз- деление, руководствуясь не критерием длительности пребывания, а правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи его с государством22.
3.Иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями: Данная группа иностранцев является в РФ преобладающей, и с ней чаще всего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в РФ для работы на различ- ных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналисты, спортсме- ны, бизнесмены, артисты и многие другие.
4.Иностранные граждане, наделенные
определенными иммунитетом и
привилегиями. К данной группе
иностранных граждан,
6.В зависимости от характера
и объема предоставляемых
5.Иностранные граждане, получившие убежище23.
К иностранным гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикции РФ, относятся главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала представителей (советники, торговые предста- вители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипломатических представительств и члены семей дипломатического персона- ла представительств, если они проживают вместе с указаны лицами и не являю- тся российскими гражданами. Кроме того, к ним относятся еще и представите- ли иностранных государств члены пар и правительственных делегаций, приез- жающие для уча в межгосударственных переговорах и конференциях или с дру- гими официальными поручениями, а также представители иностранных госу- дарств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей стра- ны, и члены семей указанных лиц, сопровождающие их к этой группе примыка- ют сотрудники некоторых меж организаций (ООН, СБСЕ и т.п.)24.
§ 3.Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации
Согласно пункту 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В свою очередь, инос- транный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако прежде чем получить указанные разрешения, работодатель и заказчик работ (услуг) должны получить заключе- ние о привлечении и об использовании иностранных работников25.
Работодатель и заказчик работ (услуг), получивший разрешение на прив- лечение и использование иностранной рабочей силы, может привлекать инос- транных работников только на той территории, той численности и профес- сионального состава, страны происхождения или обычного проживания, и на тот срок, которые указаны в разрешении. Для получения заключения о целесо- образности привлечения и использования иностранных работников работода- тель подает заявление о выдаче заключения на привлечение и использование иностранных работников в Центр занятости по месту предполагаемого привле- чения и использования иностранных работников. Одновременно с заявлением в Центр занятости подаются следующие документы:
1. Копии свидетельства о регистрации — для юридического лица.
2. Копии свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и до- кумент, удостоверяющий его личность, — для физического лица.
В соответствии с пунктами 3 - 4 статьи 18 ФЗ «О правовом положении иностранных в РФ»:
1.Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта РФ;
2.Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается федеральным органом исполнительнойвласти в сфере миграции при наличии заключения федераль- ного органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта26.
Наличие потребности в привлечении иностранцев на работу в России ре- гулируется посредством ежегодного формирования и утверждения квот на вы- дачу приглашений на въезд в РФ и разрешений на работу.
Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специаль- ности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Важно отметить, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке госу- дарственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норма- тивному правовому регулированию в сфере социально-экономического разви- тия и торговли вправе утвердить перечень профессий (специальностей, долж- ностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоус- траивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которые квоты не будут распространяться.
Механизм распределение квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу разработан в ненадлежащем образе, без учета реальных потребностей субъектов РФ. В 2007 году в Москве работало 35% всех неле- гальных мигрантов РФ или 73% иностранных граждан, трудоустроившихся в Центральном федеральном округе27.
Предложения органов государственной власти субъектов РФ в отноше- нии величины потребности в привлекаемых иностранных работниках формиру- ются с учетом соблюдения принципа приоритетного использования националь- ных трудовых ресурсов, а также текущей и прогнозируемой ситуации на наци- ональном рынке труда.
Порядок определения исполнительными органами государственной влас- ти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников и фор- мирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой дея- тельности в РФ, утвержден постановлением Правительства РФ «О порядке оп- ределения исполнительными органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ» от 22.12.2006 г. №78328.
Согласно пункту 12 указанного Порядка территориальные органы обяза- ны рассматривать заявки работодателей, с учетом имеющейся в этих органах следующей информации:
1.Использование в предыдущем и текущем годах установленных квот и соблюдение допустимой доли иностранных работников, используемых в раз- личных отраслях экономики хозяйствующими субъектами;
2.Допущенные работодателями нарушения порядка привлечения инос- транных работников и их устранение;
3.Страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.
Необходимо также добавить в этот список оценочный параметр, которым является уровень нелегальной миграции, так как суммарное количество легаль- ных и нелегальных иностранных работников дает возможность определить ре- альную величину потребности в иностранных работниках в субъекте РФ. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осу- ществления трудовой деятельности, утверждаемая Правительством РФ на каж-дый год в целом по стране, затем распределяется по субъектам РФ на основа- нии предложений органов государственной власти субъектов РФ.Общие подхо- ды к привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы:
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении инос- транных граждан в РФ», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разре- шения на привлечение и использование последних.
В свою очередь, иностранный работник имеет право осуществлять трудо- вую деятельность только при наличии разрешения на работу см: ( приложение № 2). При этом согласно пункту 9 статьи 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности инос- транных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъ- екте РФ. Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены прика- зом ФМС России «О формах и порядке уведомления ФМС об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» от 28.06.2010 г. № 14729.
Срок подачи такого уведомления в территориальный орган ФМС России и службы занятости населения субъекта РФ по месту нахождения организации не должен превышать 3-х рабочих дней с даты заключения трудового или граж- данско-правового договора. Разрешительный порядок в сфере трудоустройства не касается иностранцев, на законном основании постоянно проживающих на территории РФ. То есть указанные лица могут работать в РФ без получения каких-либо дополнительных разрешений, заключая различные виды договоров о труде. Конечно, должны учитываться особенности их правового статуса при осуществлении отдельных видов трудовой деятельности30.
Информация о работе Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан