Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:22, дипломная работа

Краткое описание

Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 85.98 Кб (Скачать файл)

Вступление приговора  суда и изменяющих его постановлений  или определений вышестоящих  судебных инстанций в законную силу определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет порядок вступления определения или постановления суда в законную силу и обращения его к производству. Так, определение или постановление суда первой или апелляционной инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в кассационном порядке либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции.

Определение или постановление  суда, не подлежащее обжалованию в  кассационном порядке, вступает в законную силу и обращается к исполнению немедленно.

Определение или постановление  суда о прекращении уголовного дела, принятое в ходе судебного производства по уголовному делу, подлежит немедленному исполнению в той его части, которая  касается освобождения обвиняемого  или подсудимого из-под стражи.

Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть пересмотрено лишь в  порядке, установленном УПК.

Приговор суда, его постановление  или определение являются обязательными  для исполнения всеми органами государственной  власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами, другими физическими и  юридическими лицами и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Уголовно-процессуальное законодательство определяет и порядок обращения  к исполнению приговора, определения, постановления суда. Обращение к  исполнению приговора, определения, постановления  суда возлагается на суд, рассматривавший  уголовное дело в первой инстанции. Копия обвинительного приговора  направляется судьей или председателем  суда в то учреждение или в тот  орган, на которые возложено исполнение наказания.

Суд апелляционной инстанции  обязан сообщить в учреждение или  орган, на которые возложено исполнение наказания, о решении, принятом им в  отношении лица, содержащегося под  стражей. В случае изменения приговора  суда первой или апелляционной инстанции при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке к копии приговора прилагается также копия определения суда кассационной инстанции.

Существенным моментом исполнения приговора суда является положение УПК, касающееся вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, к которым относятся следующие:

1) о возмещении вреда  реабилитированному, восстановлении  его трудовых, пенсионных, жилищных  и иных прав;

2) о замене наказания  в случае злостного уклонения  от отбывания:

- штрафа - другими видами  наказания в пределах санкции  статьи особенной части в соответствии  со ст. 46 УК РФ;

- обязательных работ - ограничением свободы или арестом  или лишением свободы в соответствии  со ст. 49 УК РФ;

- исправительных работ  - ограничением свободы, арестом  или лишением свободы в соответствии  со ст. 50 УК РФ;

- ограничения свободы  - лишением свободы в соответствии  со ст. 53 УК РФ;

3) об изменении вида  исправительного учреждения, назначенного  по приговору суда осужденному к лишению свободы;

4) об условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания,  а также об отмене условно-досрочного  освобождения;

5) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

6) об освобождении от  наказания в связи с болезнью  осужденного;

7) об отмене условного  осуждения или продлении испытательного  срока;

8) об отмене или о  дополнении возложенных на осужденных  обязанностей;

9) об освобождении от  отбывания наказания в связи  с истечением срока давности  обвинительного приговора;

10) о зачете времени  содержания под стражей, а также  времени пребывания в лечебном  учреждении;

11) о продлении, изменении  или прекращении принудительных  мер медицинского характера;

12) об освобождении от  наказания или смягчении наказания  вследствие издания уголовного  закона, имеющего обратную силу;

13) о снижении размера  удержания из заработной платы  осужденного к исправительным  работам;

14) о разъяснении сомнений  и неясностей, возникающих при  исполнении приговора;

15) об освобождении от  наказания несовершеннолетних с  применением принудительных мер  воспитательного воздействия;

16) об отмене отсрочки  отбывания наказания беременным  женщинам и женщинам, имеющим  малолетних детей;

17) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы.

Особенностью указанных  правовых положений является то, что  суд не только определяет вид и  размер наказания изначально, при  рассмотрении уголовного дела по существу, но и участвует в процессе исполнения уже определенного им наказания  в случаях, перечисленных выше. Указанная  процессуальная деятельность находит  свое закрепление в определениях и постановлениях суда по конкретному  вопросу, возникающему в процессе исполнения наказания.

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная  часть которого представляет собой  назначенное осужденному наказание, обязателен для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами.

После обращения приговора к исполнению уполномоченные на то органы государства, администрация предприятий, организаций и учреждений обязаны его реализовать в пределах назначенного судом наказания.

В свою очередь, учреждение или  орган, на которые возложена обязанность  исполнения наказания, должны извещать суд, постановивший приговор, о месте  отбывания наказания осужденным.

Вышестоящие судебные инстанции  могут изменить приговор суда первой инстанции весьма существенно: поменять не только размер, но и вид наказания. Поэтому в ряде случаев основанием отбывания конкретного наказания  выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения  свободы, а определение или постановление  вышестоящей судебной инстанции  о применении к виновному иного, более мягкого наказания.

Кроме суда в решении вопросов, касающихся исполнения наказания, могут  принимать участие и другие субъекты уголовно-исполнительных отношений. Так, в соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ может издавать акты о помиловании конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания, а Государственная Дума - акты амнистии, распространяющие свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ст. 85 УК РФ).

Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено  от дальнейшего отбытия наказания  либо назначенное ему наказание  может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С  лица, отбывшего наказание, актом  помилования может быть снята  судимость.

Институт помилования, являясь  в известной мере исключением  из процессуального правила обязательности вступившего в законную силу приговора суда, имеет не только уголовно-правовой, но и конституционный характер. В соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции РФ Президент РФ наделяется правом помилования. Ходатайство о помиловании направляется администрацией в комиссию по вопросам помилования субъекта Федерации через орган юстиции этого субъекта. Комиссия по вопросам помилования составляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Указанное заключение рассматривает губернатор и вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта амнистии. Окончательное решение принимается Президентом РФ.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании определен Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".

Помилование и амнистия не являются реабилитацией, применяемой  в отношении лица, незаконно и  необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и состоящей в  восстановлении его прав и свобод и возмещении причиненного ему вреда.

В ст. 84 УК РФ закреплено, что амнистия объявляется Государственной Думой в отношении не определенного индивидуально круга лиц. Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость. Решение об объявлении амнистии принимается не в форме закона, а в форме постановления Государственной Думы, а предписания указанного постановления структурно не включаются в систему УК. Поэтому вопреки позиции, некогда сформулированной Верховным Судом СССР (Постановление от 20 декабря 1929 г.), акт об амнистии не является уголовным законом и обратной силы действия не имеет.

Действие акта амнистии связывается  с различными обстоятельствами. Чаще всего это данные, характеризующие  лицо, совершившее преступление, которые  в рамках уголовного закона не имеют  значения для квалификации, но учитываются  при назначении наказания и освобождения от него. Так, в силу Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 г. "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" подлежали освобождению от наказания независимо от назначенного срока, с учетом предусмотренных исключений, осужденные, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества. Сюда относились и лица, проходившие службу в составе действующей армии; награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, и некоторые другие категории лиц.

Амнистия может быть основанием освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания.

Указанные выше основания  могут выступать в качестве таковых  и в отношении иных мер уголовно-правового  характера.

 

Глава 2. Цели, задачи органов и учреждений, исполняющих наказания и уголовно-исполнительная система России, ее правовое положение и основные функции

 

2.1. Цели и задачи  органов и учреждений, исполняющих  наказании

 

При всем разнообразии учреждений и органов, исполняющих наказания, и процессов, в них происходящих, возможно определить их общие задачи. Из них можно вычленить цели и  задачи, присущие только уголовно-исполнительной системе в общем и исправительным учреждениям в частности, исходя из законодательства, регулирующего процесс, основания, порядок и условия исполнения наказаний, в том числе и в виде лишения свободы.

Статья 43 УК РФ устанавливает, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

В процессе исполнения конкретных уголовных наказаний данные цели в определенной степени корректируются, что закреплено в ст. 1 УИК РФ, где речь идет об исправлении осужденных и предупреждении совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Важнейшая цель уголовно-исполнительных органов - исправление осужденных. Исправление осужденных - генеральная линия деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания; она проходит красной строкой через все уголовно-исполнительное законодательство. Эта линия определена также требованиями международных стандартов по обращению с осужденными и ее осуществление является главной задачей органов и учреждений, исполняющих наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 УИК РФ "исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения".

Степень исправления осужденного  может быть различной, но из закона сейчас исключены такие понятия, как "встал на путь исправления", "твердо встал на путь исправления", "доказал свое исправление".

Например, применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79), замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80) Уголовный кодекс РФ связывает с убежденностью судьи в целесообразности таких решений, принимаемых с учетом личности и поведения осужденного. В ст. 78 УИК РФ изменение вида исправительного учреждения связывается с положительной характеристикой осужденного. Следовательно, речь идет об оценочных понятиях.

В УИК РФ имеются различные  термины, устанавливающие степень  исправления. Так, в ст. 116 УИК РФ приводится определение и раскрывается содержание понятия злостного нарушения режима.

Цель предупреждения преступлений (ст. 1 УИК РФ) достигается работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания наказания. Эта цель считается достигнутой в том случае, когда осужденный лишен возможности совершить новое преступление. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные категории - друг от друга, организуется охрана и надзор за поведением осужденных, изменяется их правовой статус, например вводится цензура корреспонденции, досмотры и обыски и т.д.

Информация о работе Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы