Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:22, дипломная работа

Краткое описание

Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 85.98 Кб (Скачать файл)

Наряду с этими ограничениями  правового статуса осужденных органы и учреждения, исполняющие наказания, организуют и проводят целый комплекс оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступных проявлений среди осужденных.

Также специально-предупредительные  меры строго дифференцируются в зависимости  от поведения осужденного. Например, за осужденными - злостными нарушителями режима в местах лишения свободы  устанавливается более строгий  надзор, особенно если они переведены на строгие условия содержания или отбывают дисциплинарное наказание в виде водворения в штрафной (дисциплинарный) изолятор, карцер, помещение камерного типа или в единые помещения камерного типа.

Вторым направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной адаптации и реабилитации, контроля и надзора, направленных на недопущение совершения этими лицами новых преступлений.

Общепредупредительные цели решаются органами и учреждениями, исполняющими наказания, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, склонных к совершению преступлений. Но здесь так называемый механизм выявления и определения степени эффективности общепредупредительной работы в отношении иных граждан практически не существует, и научные рекомендации в этом отношении пока несовершенны. В нынешних, новых условиях жизни общества данный механизм требует иной методологии и деятельности правоохранительных органов.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство, определяя задачи исполнения уголовных наказаний, возлагает  их реализацию на органы и учреждения, исполняющие наказания.

 

2.2. Уголовно-исполнительная  система России, ее правовое положение  и основные функции

Впервые термин "уголовно-исполнительная система" был введен в законодательный  оборот Законом РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы4", где применялся для обозначения единой системы (выстроенной совокупности) учреждений и органов, исполняющих наказания только в виде лишения свободы. К таким учреждения и органам относились: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы и следственные изоляторы.

УИК РФ в ч. 14 ст. 16 расширил данный перечень, включив в него также уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома.

Первым шагом к установлению единой государственной тюремной системы  управления в России было создание в 1802 г. Министерства внутренних дел  России, в котором вопросами исполнения наказаний ведало ведомство полиции. Только в 1879 г. в составе МВД России появилось Главное тюремное управление (ГТУ), которое в 1895 г. было передано в ведение Министерства юстиции  и просуществовало в его составе  до 1922 г.

С установления советской  власти этот орган управления местами  заключения неоднократно преобразовывался: сначала в тюремное управление; позднее (1918 г.) в тюремную коллегию при Наркомате  юстиции.

По Постановлению ВЦИК и СНК от 31 декабря 1930 г. "О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомата  внутренних дел РСФСР и Наркоматов внутренних дел автономных республик" на Наркомат юстиции РСФСР возлагалось  общее руководство исправительно-трудовой политикой и законодательством, организация и руководство местами  лишения свободы. Для этого в  его составе вновь было образовано Главное управление исправительно-трудовых учреждений.

В 1934 г. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение  НКВД СССР. В марте 1953 г. места заключения (кроме политических) вновь передаются Министерству юстиции, но спустя год  их опять возвращают в состав Министерства внутренних дел.

Более поздний этап реформирования уголовно-исполнительной системы связывается  с принятием 8 октября 1997 г. Указа Президента РФ, согласно которому уголовно-исполнительная система снова передается в ведение Министерства юстиции РФ.

В настоящее время территориальные  органы уголовно-исполнительной системы  создаются федеральным органом  уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. К ним  относятся главные управления либо управления исполнения наказаний (ГУИН, УИН), создаваемые в структуре  органов юстиции краев, областей и республик в составе Российской Федерации и находятся в централизованном управлении центрального органа управления уголовно-исполнительной системы - Федеральной  службы исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиции РФ.

Положения о федеральном  органе уголовно-исполнительной системы (ФСИН), его структура и предельная численность утверждаются Президентом  РФ.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, деятельность которого направлена на осуществление следующих основных функций:

1) правоприменительная;

2) по контролю и надзору  в сфере исполнения уголовных  наказаний в отношении осужденных;

3) по содержанию лиц,  подозреваемых либо обвиняемых  в совершении преступлений, и  подсудимых, находящихся под стражей,  их охране и конвоированию;

4) по контролю над поведением  условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена  отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России возглавляет  директор, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  Президентом РФ по представлению  Председателя Правительства РФ. Назначение на должности высшего начальствующего  состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных  должностей осуществляется Президентом РФ по представлению Министра юстиции РФ, если иное не установлено федеральным законом.

Структура Федеральной службы исполнения наказаний включает в  себя:

1) аппарат директора;

2) управление безопасности;

3) управление социальной, психологической и воспитательной  работы с осужденными;

4) управление конвоирования  и спецперевозок;

5) управление следственных  изоляторов центрального подчинения;

6) управление исполнения  наказаний, не связанных с лишением  свободы;

7) управление социальной  адаптации осужденных;

8) бюро исполнения приговоров  и специального учета и др.

Следует отметить, что в  соответствии со ст. 5 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут включаться предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В настоящее время медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

Производственный потенциал  УИС составляют 262 федеральных государственных  унитарных предприятия, 495 центров  трудовой адаптации осужденных, 35 лечебно-производственных и 32 учебно-производственных мастерских.

При исправительных и воспитательных колониях функционируют 309 вечерних общеобразовательных  школ и 482 учебно-консультационных пункта, 334 профессионально-технических училища.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также  предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в  федеральном бюджете.

В целях дальнейшего совершенствования  системы исполнения уголовных наказаний  на основе рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Президентом РФ принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы. Сегодня действует Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. N 540. Главной целью Программы является приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством РФ для перехода к международным стандартам. Основными задачами Программы являются:

1) реконструкция и строительство  следственных изоляторов с условиями  содержания подследственных в  соответствии с законодательством  РФ;

2) реконструкция и строительство  исправительных учреждений с  условиями содержания осужденных  в соответствии с законодательством  РФ;

3) строительство 26-ти следственных  изоляторов с условиями содержания  подследственных в соответствии  с международными стандартами  и ряд других.

 

 

Глава 3. Органы и  учреждения, исполняющие наказания  и контроль за их деятельностью.

 

3.1. Понятие органов  и учреждений, исполняющих наказания  и их виды.

Исполнение назначенных  судом уголовных наказаний и  реализация государственного принуждения  в отношении осужденных требуют  постоянного контроля со стороны  государства в лице его органов  и учреждений, исполняющих наказания. Поэтому исполнение уголовных наказаний  является прерогативой государства, для  осуществления которой созданы  государственные органы и учреждения, объединенные в стройную систему  управления ими со стороны центральных  и территориальных органов.

Для исполнения наказания  созданы специальные органы и  учреждения.

Наказание в виде штрафа исполняется приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется:

а) уголовно-исполнительной инспекцией;

б) исправительным центром;

в) дисциплинарной воинской частью;

г) исправительными учреждениями.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организаций, учреждений, в которых работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать решение на занятие соответствующей деятельностью.

Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, вынесшим приговор. А требования приговора суда исполняются соответствующими должностными лицами или органом, который присвоил звание, классный чин или наградил государственной наградой.

Наказания в отношении  военнослужащих исполняются:

а) содержание в дисциплинарной воинской части - в соответствующей  воинской части;

б) арест - на гауптвахте;

в) ограничение по военной  службе - командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные  служащие.

Условно осужденные военнослужащие находятся под контролем командования воинской части.

Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Кроме перечисленных видов  наказаний исправительные учреждения, арестные дома и исправительные центры осуществляют применение к осужденным принудительных и обязательных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 97 УК РФ и ст. 18 УИК РФ. Речь идет об осужденных, больных алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес решение о принудительном лечении. Такое решение обязана исполнять администрация указанных выше учреждений во время отбывания осужденными наказания.

Обязательное медицинское  лечение применяется также по решению суда в отношении осужденных, больных токсикоманией, ВИЧ-инфицированных, осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших  полного курса лечения от венерического  заболевания.

Таким образом, в рамках уголовно-исполнительной системы объединены учреждения и  органы, исполняющие все виды уголовных  наказаний. Исключение, ввиду специфики  субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, составляют наказания, исполняемые в отношении осужденных военнослужащих.

Информация о работе Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы