Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:22, дипломная работа

Краткое описание

Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 85.98 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующим  в настоящее время законодательством (ст. 16 УИК РФ) в уголовно-исполнительную систему входят следующие учреждения и органы:

1) уголовно-исполнительные  инспекции;

2) арестные дома;

3) исправительные учреждения;

4) следственные изоляторы;

5) ведомственные предприятия,  учреждения и организации, специально  созданные для обеспечения деятельности  уголовно-исполнительной системы 

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют свою деятельность в соответствии с УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества Они исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль над условно осужденными и соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 14 лет. К их компетенции отнесено и осуществление контроля за освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания.

В среднем ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций  проходят около 1 млн. осужденных.

Учитывая, что планируется  возложить на уголовно-исполнительные инспекции контроль над исполнением  ограничения свободы, это потребует  увеличения как количества инспекций, так и численности работающих в них сотрудников.

Постепенная смена приоритетов  в оказываемом государством внимании двум основным субъектам уголовно-исполнительной системы, непосредственно исполняющим  наказания, - исправительным учреждениям  и уголовно-исполнительным инспекциям, также скажется на эффективности  работы уголовно-исполнительных инспекций, поскольку стратегическое направление  современной уголовной и уголовно-исполнительной политики - дальнейшее расширение применения наказаний, не связанных с изоляцией  от общества.

Арестные дома предназначены для исполнения наказания в виде ареста. Это разновидность краткосрочного лишения свободы, но в условиях строгой изоляции. Условия содержания в арестных домах аналогичны тем, которые установлены на общем режиме в тюрьмах. По действующему законодательству в них должны содержаться осужденные старше 16 лет, за исключением беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Исправительные  учреждения предназначены для исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни. В известной степени они обособлены и представляют собой подсистему уголовно-исполнительной системы. Это обусловлено главным образом разнообразием видов учреждений, именуемых исправительными, разносторонностью решаемых ими задач, значительным количеством нормативных актов, составляющих многоуровневую нормативно-правовую базу.

Согласно ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются:

- исправительные колонии;

- воспитательные колонии;

- тюрьмы;

- лечебные исправительные  учреждения;

- следственные изоляторы  (выполняют функции исправительных  учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ  по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных  на срок не свыше шести месяцев,  оставленных в следственных изоляторах  с их согласия).

Исправительные  колонии предназначены для содержания совершеннолетних осужденных, лишенных свободы, и подразделяются на учреждения открытого (колонии-поселения), полуоткрытого (исправительные колонии общего и строгого режима) и закрытого (исправительные колонии особого режима) типов. В то же время закон (ч. 2 ст. 74 УИК РФ) допускает содержание в одной исправительной колонии осужденных разных видов режима, но с тем условием, что они будут находиться в изолированных участках. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Колонии-поселения могут быть трех видов:

1) для осужденных за  преступления, совершенные по неосторожности;

2) для лиц, впервые осужденных  за совершение умышленных преступлений  небольшой или средней тяжести;

3) для положительно характеризующихся  осужденных, переведенных из колоний  общего и строгого режима в  порядке, установленном ст. 78 УИК РФ.

Это единственный вид исправительных учреждений, в котором не предусмотрено  раздельное содержание осужденных в  зависимости от пола.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, и осужденные женщины, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при всех видах рецидива.

Для женщин законодатель определяет только два вида исправительных колоний - общего режима и колонии-поселения.

Кроме того, в колонии общего режима, по усмотрению суда, могут быть направлены осужденные за совершение впервые преступлений небольшой  и средней тяжести, если суд посчитал нецелесообразным назначить им отбывание  лишения свободы в колонии-поселении, куда они должны направляться по общему правилу.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, либо осужденные к пожизненному лишению свободы, либо те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

Воспитательные  колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Эти колонии относятся к учреждениям полуоткрытого типа и на виды режима не подразделяются. Осужденные несовершеннолетние женского и мужского пола содержатся в разных воспитательных колониях. С целью предотвращения дальнейшего криминального заражения, которое происходит при переводе достигших 18-летнего возраста осужденных в исправительные колонии общего режима, закон допускает создание в воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима.

Тюрьмы относятся к учреждениям закрытого типа и предназначены для содержания следующих осужденных:

1) лиц мужского пола, достигших  совершеннолетия и осужденных  к лишению свободы на срок  свыше пяти лет за совершение  особо тяжких преступлений;

2) совершивших преступления  при особо опасном рецидиве  преступлений;

3) переведенных из исправительных  колоний общего и строгого  режимов за злостные нарушения  установленного порядка отбывания  наказания.

В тюрьме осужденные могут  содержаться на двух видах режима: общем и строгом.

Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Эти учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных обусловлено медицинскими критериями, различиями в заболеваниях. Поэтому в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных видов, однако правовой статус каждого из них соответствует виду режима, установленному приговором суда. Особенностью деятельности лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений является то, что она регламентируется не только уголовно-исполнительным законодательством, но и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.

Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся  в них осужденных.

Следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Следственный изолятор выступает  как исправительное учреждение в  отношении осужденных к лишению  свободы и оставленных в них  для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении  осужденных на срок не свыше шести  месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия, что установлено  в ч. 1 ст. 74 УИК РФ. Следственные изоляторы относятся к заведениям закрытого типа, однако в отношении упомянутых осужденных выступают учреждениями полуоткрытого типа. Согласно ст. 77 УИК РФ для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе могут быть оставлены с их письменного согласия лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Кроме того, следственный изолятор может выступать как исправительное учреждение и относительно осужденных, привлекаемых для участия в следственных действиях (ч. 4 ст. 77 УИК РФ).

Федеральный орган и территориальные  органы, окружные управления уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство  и управление соответствующими структурными подразделениями уголовно-исполнительной системы, координируют их деятельность.

Федеральный орган  уголовно-исполнительной системы (Федеральная  служба исполнения наказаний) осуществляет свою деятельность под контролем Министерства юстиции РФ. Его основная задача - обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы осуществляет свои функции в соответствии с положением о федеральном органе уголовно-исполнительной системы (Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний").

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы создается федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории каждого субъекта РФ. Он не только руководит подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также спецподразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию, но и может создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими.

Помимо руководства учреждениями, исполняющими наказания и находящимися в пределах субъекта Федерации, территориальный  орган может осуществлять управление учреждениями с особыми условиями  хозяйственной деятельности, созданными без учета административно-территориального деления, но по согласованию с органами государственной власти тех субъектов  РФ, на территории которых эти учреждения расположены.

Окружное управление уголовно-исполнительной системы создается в каждом из семи федеральных округов РФ. В соответствии с Положением об управлении уголовно-исполнительной системы по федеральному округу эти структурные подразделения предназначены для координации деятельности территориальных органов, входящих в федеральный округ, их взаимодействия с управлением по федеральному округу, полномочным представителем Президента РФ, территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, судами и органами государственной власти субъектов РФ.

Предприятия, учреждения и организации, специально созданные  для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. В перечень таких предприятий и организаций входят базы материально-технического и военного снабжения, управления строительства, центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия, межрегиональные ремонтно-восстановительные базы, центры инженерно-технического обеспечения, центральный узел связи, автомобильные и железнодорожные хозяйства, жилищно-коммунальные хозяйства, подразделения технического надзора, лаборатории, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения высшего, среднего, начального профессионального и дополнительного образования (учебные центры), санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей, военно-врачебные комиссии, центры санитарно-эпидемиологического надзора, предприятия торговли, редакции периодических изданий, отделы специального назначения, подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий, военное представительство, следственные изоляторы.

В настоящее время нормативный  акт, составляющий правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы, каким  является Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", уже не может в полной мере соответствовать тем значительным изменениям, которые произошли в государстве после его издания. Серьезных преобразований и в структуре, и в нормативном регулировании деятельности уголовно-исполнительной системы требует также реализация Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Информация о работе Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы