Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:22, дипломная работа
Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.
Одним из приоритетных направлений продолжает оставаться совершенствование действующего и разработка нового законодательства. К законопроектам, имеющим большое значение, в том числе для развития и функционирования уголовно-исполнительной системы, следует в первую очередь отнести проект Федерального закона "О правоохранительной службе РФ", направленного на повышение эффективности ее деятельности, усиление гарантий и создание максимально благоприятных условий для работы персонала.
3.2. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.
Участие общественных объединений в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из ст. 30 Конституции РФ. Вовлечение общественных организаций в механизм защиты прав человека является одним из проявлений принципа гуманизма, позволяющих использовать дополнительные средства защиты законных прав и интересов осужденных.
Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, служит средством выявления и устранения причин нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, а поэтому имеет большое социально-правовое значение.
Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение действующих законов.
Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания, системы исполнения наказаний материальные и технические средства.
Таким образом, под контролем за деятельностью по исполнению уголовных наказаний следует понимать систему правомочных действий уполномоченных органов государства и общества по наблюдению и проверке соответствия деятельности персонала системы исполнения уголовных наказаний требованиям уголовно-исполнительного законодательства в целях выявления и устранения имеющихся нарушений и предупреждения их в будущем.
Объектом контроля является система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Предмет контроля - правовое состояние и деятельность объекта контроля, то есть соответствие этой деятельности нормативным требованиям Конституции РФ, предписаниям и рекомендациям международных правовых актов и вопросам неукоснительного соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Законодательному закреплению перечня субъектов контроля за исполнением уголовных наказаний посвящена ст. 24 УИК РФ. В соответствии с законом при исполнении служебных обязанностей они наделяются правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Правом осуществления контроля наделены:
1) Президент РФ, Председатель
Правительства РФ, члены Совета
Федерации и депутаты
2) Генеральный прокурор
РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные
им прокуроры, а также
3) должностные лица вышестоящих органов;
4) судьи судов, осуществляющих
судопроизводство на
5) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий.
Кроме того, согласно ст. 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", правом контроля этих учреждений наделены представители международных организаций, уполномоченные осуществлять контроль соблюдения прав человека.
Контроль за исполнением уголовных наказаний имеет важное социально-правовое значение. Он является необходимым условием обеспечения законности, направлен на защиту субъективных прав и законных интересов осужденных, повышение эффективности деятельности учреждений, исполняющих наказания.
По объему и содержанию
контроля оценивается уровень
Организация и порядок осуществления различных видов государственного контроля, а также его формы определены в ст. 19 - 22 УИК РФ.
Международный контроль за деятельностью учреждений
и органов, исполняющих наказания
Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообщества. Такое положение сложилось в силу того, что в 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).
Кроме того, международный контроль предусмотрен Пактами о правах человека, принятыми в рамках ООН и Совета Европы. В частности: Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) <125> и рядом других важных документов международно-правового характера.
Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются: Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток и другие.
Существуют четыре формы международного контроля:
1) периодическое представление
Российской Федерацией
2) сообщения и заявления
иностранных государств о
3) индивидуальные жалобы
осужденных в международные
4) посещение представителями
международных организаций (
Представители Европейского
комитета имеют право посещать любые
места, где содержатся лица, лишенные
свободы, беседовать с ними наедине,
а также вступать в контакт
с любым лицом, которое может
представить соответствующую
Контроль органов
В соответствии с Конституцией РФ государственную власть и контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ.
Контрольные функции Президента
России вытекают из его правового
положения как главы
На основании ст. 89 Конституции РФ Президент РФ наделен правом помилования. В соответствии с актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания либо его наказание может быть заменено более мягким. Президент РФ также осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ, в том числе и в вопросах исполнения уголовных наказаний.
Парламентский контроль осуществляется Федеральным Собранием РФ. Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации осуществляет контроль за деятельностью государственных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, который выражается в следующих формах:
- подготовка и принятие законов;
- проведение парламентских расследований;
- проверка расходования средств федерального бюджета на содержание ФСИН России и т.д.
Согласно ст. 19 УИК РФ федеральные органы государственной власти осуществляют административный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы, руководители администраций, законодательные собрания, думы, депутаты и т.д.) осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и иных граждан, проверки расходования выделяемых из региональных бюджетов финансовых средств, отчетов руководителей учреждений и органов, исполняющих наказания.
Контроль органов местного самоуправления за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, может проводиться в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Например, согласно ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в числе других к предметам ведения местного самоуправления отнесено обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, обеспечение социальной поддержки и занятости населения.
В этих вопросах органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за деятельностью всех организаций, расположенных на территории муниципального образования.
Контрольные функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу деятельности уголовно-исправительной системы, а именно осужденных, их родственников и персонала учреждений уголовно-исполнительной системы.
Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", УИК РФ и другими нормативными актами уголовно-исполнительного законодательства РФ. В соответствии с указанными нормативными предписаниями Уполномоченный по правам человека (далее - Уполномоченный) принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека лицами, находящимися в местах лишения свободы, цензуре со стороны администрации не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
При проведении проверки по жалобам о нарушениях прав человека в местах отбывания наказания Уполномоченный по правам человека вправе без специального на то разрешения беспрепятственно посещать их, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.
В случае необходимости Уполномоченный
по правам человека получает объяснения
должностных лиц и
Важной формой контроля Уполномоченного по правам человека является посещение им исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере контроля за персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, дополняют уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, которые избираются на основе конституций (уставов) субъектов РФ.
Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Вопросы судебного контроля регулируются ст. 20 УИК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" уточнены полномочия суда при осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с новой редакцией ст. 20 УИК РФ суд контролирует:
1) исполнение наказаний
при решении вопросов об
Информация о работе Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы