Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:22, дипломная работа

Краткое описание

Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 85.98 Кб (Скачать файл)

Одним из приоритетных направлений  продолжает оставаться совершенствование  действующего и разработка нового законодательства. К законопроектам, имеющим большое  значение, в том числе для развития и функционирования уголовно-исполнительной системы, следует в первую очередь  отнести проект Федерального закона "О правоохранительной службе РФ", направленного на повышение эффективности  ее деятельности, усиление гарантий и создание максимально благоприятных условий для работы персонала.

 

3.2. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

Участие общественных объединений  в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из ст. 30 Конституции РФ. Вовлечение общественных организаций в механизм защиты прав человека является одним из проявлений принципа гуманизма, позволяющих использовать дополнительные средства защиты законных прав и интересов осужденных.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, служит средством выявления и устранения причин нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, а поэтому имеет большое социально-правовое значение.

Вскрывая имеющиеся нарушения  законности в правоприменительной  деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль формирует  правосознание персонала, ориентирует  его на безусловное и точное соблюдение действующих законов.

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания, системы исполнения наказаний материальные и технические средства.

Таким образом, под контролем за деятельностью по исполнению уголовных наказаний следует понимать систему правомочных действий уполномоченных органов государства и общества по наблюдению и проверке соответствия деятельности персонала системы исполнения уголовных наказаний требованиям уголовно-исполнительного законодательства в целях выявления и устранения имеющихся нарушений и предупреждения их в будущем.

Объектом контроля является система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Предмет контроля - правовое состояние и деятельность объекта контроля, то есть соответствие этой деятельности нормативным требованиям Конституции РФ, предписаниям и рекомендациям международных правовых актов и вопросам неукоснительного соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Законодательному закреплению  перечня субъектов контроля за исполнением уголовных наказаний посвящена ст. 24 УИК РФ. В соответствии с законом при исполнении служебных обязанностей они наделяются правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Правом осуществления контроля наделены:

1) Президент РФ, Председатель  Правительства РФ, члены Совета  Федерации и депутаты Государственной  Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека  в РФ, а также президенты и  главы администраций субъектов  РФ, уполномоченные по правам  человека в субъектах РФ, главы  органов местного самоуправления - в пределах соответствующих  территорий;

2) Генеральный прокурор  РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные  им прокуроры, а также прокуроры,  непосредственно осуществляющие  надзор за исполнением наказаний  на соответствующих территориях;

3) должностные лица вышестоящих  органов;

4) судьи судов, осуществляющих  судопроизводство на территориях,  где расположены учреждения и  органы, исполняющие наказания;

5) депутаты и члены общественных  наблюдательных комиссий, осуществляющих  контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий.

Кроме того, согласно ст. 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", правом контроля этих учреждений наделены представители международных организаций, уполномоченные осуществлять контроль соблюдения прав человека.

Контроль за исполнением уголовных наказаний имеет важное социально-правовое значение. Он является необходимым условием обеспечения законности, направлен на защиту субъективных прав и законных интересов осужденных, повышение эффективности деятельности учреждений, исполняющих наказания.

По объему и содержанию контроля оценивается уровень демократизации общества. В зависимости от субъектов контроль различается на международный, государственный и общественный, которые, в свою очередь, подразделяются на дополнительные, предметные виды.

Организация и порядок  осуществления различных видов  государственного контроля, а также  его формы определены в ст. 19 - 22 УИК РФ.

Международный контроль за деятельностью учреждений

и органов, исполняющих наказания

 

Деятельность персонала  учреждений и органов, исполняющих  наказания, находится под пристальным  вниманием международного сообщества. Такое положение сложилось в  силу того, что в 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Кроме того, международный  контроль предусмотрен Пактами о  правах человека, принятыми в рамках ООН и Совета Европы. В частности: Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) <125> и рядом других важных документов международно-правового характера.

Исходя из закрепленных в  этих документах положений, контрольными органами соответственно являются: Комитет  по правам человека ООН, Комитет ООН  против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет  по предупреждению пыток и другие.

Существуют четыре формы  международного контроля:

1) периодическое представление  Российской Федерацией докладов  в комитет ООН о соблюдении  прав человека, в том числе  и при исполнении наказания;

2) сообщения и заявления  иностранных государств о нарушениях  в РФ прав человека, в том  числе и осужденных;

3) индивидуальные жалобы  осужденных в международные органы  в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12 УИК РФ;

4) посещение представителями  международных организаций (членами  Европейского комитета по предупреждению  пыток в места отбывания наказания)  учреждений и органов, исполняющих  наказания.

Представители Европейского комитета имеют право посещать любые  места, где содержатся лица, лишенные свободы, беседовать с ними наедине, а также вступать в контакт  с любым лицом, которое может  представить соответствующую информацию, доводить до сведения компетентных органов  посещаемого государства свои замечания  и предложения. По итогам посещения  Комитет разрабатывает рекомендации по улучшению защиты лишенных свободы  лиц. В случае если эта страна отказывается исправить ситуацию, контролирующий орган может представить соответствующие  факты в письменной форме Комитету министров Совета Европы.

Контроль органов государственной  власти и органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть и контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ.

Контрольные функции Президента России вытекают из его правового  положения как главы государства. Президент вправе издавать указы  и распоряжения по вопросам исполнения наказаний, утверждает соответствующие  законы, принятые Федеральным Собранием  РФ.

На основании ст. 89 Конституции РФ Президент РФ наделен правом помилования. В соответствии с актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания либо его наказание может быть заменено более мягким. Президент РФ также осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ, в том числе и в вопросах исполнения уголовных наказаний.

Парламентский контроль осуществляется Федеральным Собранием РФ. Федеральное  Собрание в лице Государственной  Думы и Совета Федерации осуществляет контроль за деятельностью государственных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, который выражается в следующих формах:

- подготовка и принятие  законов;

- проведение парламентских  расследований;

- проверка расходования  средств федерального бюджета  на содержание ФСИН России  и т.д.

Согласно ст. 19 УИК РФ федеральные органы государственной власти осуществляют административный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством РФ.

Органы государственной  власти субъектов РФ (президенты, губернаторы, руководители администраций, законодательные  собрания, думы, депутаты и т.д.) осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и иных граждан, проверки расходования выделяемых из региональных бюджетов финансовых средств, отчетов руководителей учреждений и органов, исполняющих наказания.

Контроль органов местного самоуправления за деятельностью персонала  учреждений и органов, исполняющих  наказания, может проводиться в  пределах полномочий, установленных  Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Например, согласно ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в числе других к предметам ведения местного самоуправления отнесено обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, обеспечение социальной поддержки и занятости населения.

В этих вопросах органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за деятельностью всех организаций, расположенных на территории муниципального образования.

Контрольные функции Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу деятельности уголовно-исправительной системы, а именно осужденных, их родственников и персонала учреждений уголовно-исполнительной системы.

Деятельность Уполномоченного  в этой сфере регламентирована Федеральным  конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", УИК РФ и другими нормативными актами уголовно-исполнительного законодательства РФ. В соответствии с указанными нормативными предписаниями Уполномоченный по правам человека (далее - Уполномоченный) принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека лицами, находящимися в местах лишения свободы, цензуре со стороны администрации не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

При проведении проверки по жалобам о нарушениях прав человека в местах отбывания наказания Уполномоченный по правам человека вправе без специального на то разрешения беспрепятственно посещать их, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.

В случае необходимости Уполномоченный по правам человека получает объяснения должностных лиц и государственных  служащих по вопросам, подлежащим выяснению  в ходе рассмотрения жалобы. При  рассмотрении жалоб осужденных Уполномоченный по правам человека может знакомиться  с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу.

Важной формой контроля Уполномоченного  по правам человека является посещение  им исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания  наказания осужденными.

Деятельность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  в сфере контроля за персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, дополняют уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, которые избираются на основе конституций (уставов) субъектов РФ.

Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Вопросы судебного контроля регулируются ст. 20 УИК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" уточнены полномочия суда при осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с новой редакцией ст. 20 УИК РФ суд контролирует:

1) исполнение наказаний  при решении вопросов об условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания;

Информация о работе Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы